сроки | тема | программные задачи | предметное обеспечение | виды деятельности | взаимодействие с семьями воспитанников |
Октябрь | |||||
1 неделя | «С чего начинается Родина?» | Показать линию развития понятия – Родина, родители, Родина. | Книга «Наша Родина», политическая карта, иллюстрации, фото. | Беседа, рассказ, худ. слово «Наша Родина» Г. Ладонщиков. | - |
2 неделя | «Моя семья» | Воспитание любви ко всем членам семьи. | Схематическое изображение родительского древа, портфолио детей. | Художественно-эстетическая деятельность (рисование «Моя семья»), показ, беседа, рассматривание портфолио. | Совместно с родителями составить древо семьи. |
3 неделя | «Здравствуй, солнышко Плесецка» | Подвести к понятию, что труд разных людей взаимосвязан. Познакомить с понятием «малой Родины». | Книга «Здравствуй, солнышко Плесецка» автор В. Шкуропацкий. | Экскурсии по ближайшим улицам, предприятиям ближайшего окружения. | Составление рассказа из личного опыта «Мой поселок». |
4 неделя | «Страна, в которой мы живем» | Познакомить с географической картой, учить читать ее. Дать знания о природных богатствах. Воспитывать чувство гордости за страну. | Географическая карта, мультимедиа - мультфильм «Планета Земля. Россия». | Беседа, рассказ, рассматривание. | Создание презентации «Страна, в которой мы живем» (темы: города, горы, реки, озера и т.д.) |
5 неделя | «Россия на шаре земном» | Расширять представления о России. Знакомить с климатическими зонами. | Плакат «Берегите природу», глобус, иллюстрации из энциклопедии «Природа и климат России». | Художественно-эстетическая деятельность (коллективное рисование плаката «Береги планету». | Заучивание стихотворения о Родине «Главное слово» Л.Олиферова. |
Ноябрь | |||||
1 неделя | Путешествие в прошлое» | Познакомить с бытом русских крестьян, убранством избы, предметами обихода. | Книга «С древних времен до наших дней», предметы обихода: утюг, горшки, прялка, люлька. | Рассматривание утвари в «Русской избе», сюрпризный момент – бабушка Матрена, художественно-эстетическая деятельность (лепка «Глиняный горшок»). | Пополнение мини-музея в «Русской избе» (предметы старины). |
2 неделя | «Как начиналось русское государство» | Вызвать интерес к истории возникновения России (племена, дружина, славяне). | Книга «С древних времен до наших дней», мультимедиа - мультфильм «Илья Муромец» (video.yandex.ru 1975г.). | Чтение былин, русских народных сказок о богатырях, рассматривание картины «Богатыри» В.М. Васнецова. | Чтение былин, русских народных сказок о богатырях. |
3 неделя | «Защитники земли русской» | Проследить историю становления русской армии, закрепить знание о современных родах войск. Воспитывать желание беречь и защищать Родину. | Демонстрационный материал «Защитники Отечества». | Художественно-эстетическая деятельность (рисование «На страже рубежей земли русской»). | Рассматривание семейного альбома «Мой папа – солдат». |
4 неделя | «Волшебные сказки» | Развивать представление о добре и зле, учить давать моральную оценку поступкам персонажей сказок. | Книжный уголок (подборка русских народных сказок), настольный театр «Гуси-лебеди», «Маша и медведь». | Чтение былин, русских народных сказок, настольные игры: «Найди половинку» (разрезные картинки по сказкам), пазлы «Собери сказку». | Оформление книжки-малышки «Моя любимая сказка» (русские народные сказки). |
Декабрь | |||||
1 неделя | «Моя родина – Россия» | Расширять представления о символах страны. | Плакат «Символы России», аудиозапись гимна России. | Беседа, рассматривание символов России, слушание гимна. | Составить рассказ о знаменитых местах Архангельской области. |
2 неделя | «Цветы России» (два занятия) | Создавать условия для формирования начал патриотизма, любви к Родине. | Альбом «Травянистые растения» (ромашки, васильки, ландыши).
Презентация «Цветы России». | Художественно-эстетическая деятельность (рисование «Цветы России – цвета флага»). | Предварительная работа к занятию (вырезывание цветов разной формы). |
3 неделя | Выкладывать из заранее приготовленных цветов композицию «Цвета флага», развивать эстетический вкус. | Художественно-эстетическая деятельность (сухая аппликация «Цвета флага»). | - | ||
4 неделя | «Лучше нет родного края» | Развивать умение вслушиваться в слова по теме, понимать их значение, пополнять словарь. | Аудиозапись песни «С чего начинается Родина» (Yotube.com из х/ф “Щит и меч» М.Бернес), «Моя Москва» (YouTube «Праздничный концерт… И.Кобзон). | Слушание песен, чтение стихов о Родине. | Подборка песен о России. |
Январь | |||||
2 неделя | «Путешествие по городам России» | Познакомить с гербом Москвы, Архангельска. | Презентация «Города России» (Москва, Архангельск – гербы, достопримечательности). | Придумать и создать герб группы. | Выставка «Герб моей семьи». |
3 неделя | «Север – край чудес», сказки С. Писахова | Познакомить со сказками С. Писахова, своеобразием северного диалекта. | мультимедиа – мультфильмы «Перепилиха», «Апельсин», «Не любо – не слушай», подбор сказок в книжный уголок (Архангельские новеллы № 1 You Tub video.yandex.ru), режиссер Л. Носыров). | Совместный просмотр мультфильмов «Перепилиха», «Апельсин», «Не любо – не слушай». | Нарисовать рисунок по сказке С. Писахова (по выбору). |
4 неделя | «Тайны русского леса» | Воспитывать ощущение личной причастности к природе (взаимосвязь человека с природой). | Презентация «Тайга» (флора и фауна). | Изготовление каллажа «Лесные дали». | Загадывание загадок о ягодах Тайги. |
5 неделя | Конкурс чтецов «Моя родина – Россия» | Продолжать развивать интерес к художественному слову. | Подготовить (оформить) муз. зал для конкурса стихов. | Заучивание «Родина» Т.Бокова, (kidsclever.ru). | Заучивание стихов о России, работа над выразительностью, подготовить образ для прочтения. |
Февраль | |||||
1 неделя | «Архангельск – столица Севера» | Обобщить знания об областном центре, его истории. Познакомить с выдающимися людьми (М.В. Ломоносов). | Открытки, книги об Архангельске, презентация «Ломоносов – жизнь и наука», сборник стихов об Архангельске» | Рассказ, беседа, показ, слушание стихов об Архангельске (сайт «Любимая Родина» А.Северный). | Сбор иллюстраций, фактов об Архангельске (для оформления альбома). |
2 неделя | «Город у Белого моря» | Продолжать знакомство с областным центром. | Открытки, книги об Архангельске, презентация «Петр I» | Художественно-эстетическая деятельность (рисование «Корабли России»). | - |
3 неделя | «Космодром Плесецк» | Познакомить с наиболее важным объектом «малой Родины» | Книги о городе Мирный, приглашение гостя (военнослужащего). | Беседа, знакомство с военнослужащим космодрома, экскурсия к мемориалу «Ракета». | - |
4 неделя | «Ракета на старте» | Учить изготавливать ракету способом оригами. | Показ, образец. | Конструирование ракеты из бумаги. | Подборка фото, иллюстраций ракет. |
Март | |||||
1 неделя | «Путешествие в Каргопольскую сказку» | Продолжать знакомить с каргопольской глиняной игрушкой. | Каргопольские глиняные игрушки, фото города. | Настольно-дидактическая игра: «Каргопольская игрушка». | - |
2 неделя | «Птичка – свистулька» | Научить изготовлять из глины свистульку. | Различные виды свистулек. | Показ приемов лепки, музыкальная игра «Подбери звук». | - |
3 неделя | «Северные умельцы» | Познакомить детей с мезенской росписью, ее особенностями. | Альбом «Мезенская роспись», деревянная утварь. | Рассматривание, рассказ. | Подборка иллюстраций по росписи. |
4 неделя | «Знаменитые люди России» (два занятия) | Познакомить со знаменитыми деятелями науки (Д.И.Менделеевым), полководцами (А.В. Суворовым), поэтами (А.С. Пушкиным, А.Л. Барто). | Портреты знаменитых людей России, книги А.С.Пушкина и А.Л.Барто, СД диск «Стихи А.Л.Барто», аудиоэнциклопедия «Защитники земли Русской» (Детское издательство Елена). | Чтение «Сказка о мертвой царевне», слушание стихов А.Л.Барто, слушание «Защитники земли Русской». | Создание коллективного каллажа по сказкам А.С.Пушкина (герои сказок). |
Апрель | |||||
1 неделя | «Кто прославил нашу Родину» (два занятия) | Познакомить с композитором П.И. Чайковским, художниками В.М. Васнецовым, И.И. Шишкиным, космонавтом Ю.А.Гагариным. | Портреты П.И.Чайковского, В.М. Васнецова, Ю.А.Гагарина, репродукции картин («Аленушка», «Иван-царевич на сером волке») аудиозапись музыки (отрывок). | Слушание, рассматривание. | Знакомство с репродукциями картин И.И.Шишкина («Лес», «Рожь»). |
2 неделя | «Что значит быть гражданином?» | Уточнить и систематизировать знания детей о России, как о родной стране, дать понятие «гражданин». | Географическая карта России, плакат «Символы России». | Показ, беседа, рассматривание иллюстраций. | Круглый стол «Знакомство с «Конвенцией по правам ребенка». |
3 неделя | Игра – викторина «Наша Родина» | Закрепить знания детей о государственных символах, воспитывать чувство любви и гордости к своей Родине. | «Моя родина – Россия» дидактический материал | Вопросы по теме, дидактические игры «Узнай герб». «Чей флаг?» | Анкетирование родителей «Знатоки родного края» |
4 неделя | Диагностика результатов освоения программы |