Структура и техники сессии, индивидуальная и групповая формы работы

Групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам, например:

- взаимодействие с родительским комитетом (функцию родительского комитета поочередно выполняют все родители, распределившись в группы по желанию.

- Родительский актив — это опора педагогов, он при умелом взаимодействии становится проводником их идей. На заседаниях родительского комитета, которые проводятся по мере необходимости, педагог и родители вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием).

- Взаимодействие с творческими группами (В этом случае педагог взаимодействует с различными группами временных организаторов конкретной деятельности, оказывая помощь, консультируя, при необходимости включаясь в активную совместную деятельность).

 

К групповым формам взаимодействия с родителями относят:

групповые консультации, практические занятия для родителей с привлечением специалистов, клубы, конференции, родительские собрания и пр.

К индивидуальным формам взаимодействия с родителями относятся:

1. беседа (важно расположить к себе родителей, завоевать доверие, вызвать на откровенность, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. Все это поможет лучше понять ребенка, найти наиболее целесообразные способы решения проблем воспитания конкретной личности).

2. Задушевный разговор (может оказать сильное воздействие на родителей, существенным образом изменить отношение к педагогу, ребенку, к заботам и делам класса. Родителям предлагается подумать о том, что важно учитывать педагогам в воспитании их ребенка, подготовить вопросы для классного руководителя).

3. Посещение на дому (полезна эта встреча у ребенка дома, так как домашняя обстановка располагает к откровенному разговору, есть возможность сразу получить представление о разных сторонах жизни и воспитания ребенка.

4. Индивидуальная консультация (распространенная форма взаимодействия с родителями. Она может проводиться по инициативе учителя или по просьбе родителей и успешна при доверии педагогу. Родители же доверяют педагогу, если он участвует в решении проблем ребенка, вместе с ними выясняет их причины, ищет пути решения проблем, помогает найти специалистов, которые проведут консультацию).

5. Выполнение индивидуальных поручений

6. Переписка

7. Телефонный разговор (надо договориться об условиях связи, чтобы у обеих сторон не возникало дополнительных проблем и неудобств) и пр.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Показателем эффективности взаимодействия педагогов и родителей является:

- проявление интереса родителей к педагогическому процессу УДО,

- повышение родительской активности на уровне не только общения с педагогом, но и оказания помощи и участия в мероприятиях детского сада,

- возникновение дискуссий между участниками педагогического процесса,

- снижение количества претензий и агрессивных проявлений со стороны родителей,

- осознание родителями своей ответственности за воспитание ребёнка.

В каждом реальном случае педагог выбираем разные формы взаимодействия с родителями, учитывая их потребности и предложения. Главное – сделать родителей своими союзниками.

 

 

 Первичный и запрос, и его трансформация в проблему.

 

Запрос - конкретизация формы помощи, ожидаемой клиентом от консультации. Обычно проблема и запрос по смыслу связаны. Например, если клиент формулирует проблему: «Не умею, хочу научиться», то запрос, скорее всего, будет «научите».

Так, В.К. Лосева и А.И. Луньков к неконструктивным запросам относят запрос с предельным общением и манипулятивный запрос.

Под неконструктивными запросами принято понимать запросы, содержащие предельные обобщения («хочу быть всегда спокойным, научиться никогда не волноваться, никогда не совершать ошибок» или «хочу, чтобы ничего не менялось в моей семье, а все оставалось по-старому»). Запросы с предельным обобщением связаны с нереалистическими ожиданиями в возможности отказа от изменения и развития, установки не на решение проблем, а на его избегание. Часто формой такого избегания является перфекционизм, т.е. стремление к неизменному первенству и совершенству всегда и во всем, к абсолютному соответствию идеализированным, нереальным нормам.

Перфекционизм, на первый взгляд, выступает как стремление к достижению, но на глубинном уровне является выражением постоянной тревожности и мотивации избегания по типу «если я буду самым совершенным, то никто и ни в чем не посмеет упрекнуть меня и все неприятности обойдут меня стороной».

Другим видом неконструктивного запроса является манипулятивный запрос, который содержит просьбу о помощи в изменении не самого обращающегося за помощью, а третьих лиц. Это запрос на «методическое подкрепление» для управления другим человеком без его согласия. Такой запрос связан с распространенными иллюзиями о психологе как специалисте по построению разнообразных «хитростей» в манипулировании другими людьми.

Встречаясь с подобным запросом, психолог должен сообщить клиенту, что не может решать проблемы третьих лиц заочно, тем более, если они сами этого не хотят. Консультант может только помочь клиенту решить его собственные проблемы, возникающие в связи с отношениями с этими третьими лицами.

Исключение составляет запрос родителей относительно ребенка с тяжелыми поведенческими и психическими нарушениями, поскольку родители обычно продолжают нести ответственность за таких детей, по крайней мере, до их совершеннолетия, если их собственные ресурсы взаимодействия с такими детьми кажутся им полностью исчерпанными.

Манипулятивный запрос возникает в тех случаях, когда человеку бессознательно хочется сохранить иллюзию всемогущества в отношении третьих лиц, уверенность в том, что существуют такие варианты его поведения, которые могут изменить в желательном направлении поведение других людей. При этом игнорируется свобода выбора, имеющаяся у этих лиц в той же степени, как и у клиента.

Эта иллюзия широко распространена, поскольку позволяет на время снизить собственную тревожность и сохранить надежду на контроль ситуации в объективно неопределенных условиях. Варианты этого запроса показаны в Таблице 1.

Таблица 1 Варианты манипулятивных запросов

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Управление отношениями другого 2 Управление желаниями другого 3 Управление поведением другого 4 Управление эмоциями другого 5 Управление психологом «Как сделать, чтобы он (она) захотел.., почувствовал.., относился.., поступил.., сделал...», «Заставьте его (её).., скажите ему (ей)...», «Повлияйте на него (неё)...» Помощь клиенту в осознании бесполезности и опасностей манипуляций близкими, в трансформации его запроса в конструктивную форму; интерпретация, помощь в осознании личных проблем и трудностей обратившегося за психологической помощью

 

Все остальные запросы могут быть отнесены к «конструктивным».

Запрос об информации в российской культуре встречается достаточно часто. В известном смысле это связано с объективным недостатком психолого- педагогической информации у населения. Чаще всего его предъявляют подростки, обладающие в силу возраста ограниченными знаниями и жизненным опытом.

Предъявляют этот запрос и люди, оказавшиеся в новых для них, необычных жизненных условиях, особенно если их близкие тоже не обладают опытом решения подобных проблем.

И, наконец, третья группа лиц с таким запросом - это родители, интересующиеся соответствием своих детей возрастным нормам развития, а также прогнозом и возможностями коррекции развития детей.

Предоставляя клиенту необходимую информацию, психологу следует стремиться избегать долженствований в своих рекомендациях, помня о вероятностности любого прогноза, следует оставлять за самим клиентом возможность выбора вариантов действия.

Тем не менее, психологу в ряде случаев (например, при патологических формах обращения родителя с ребенком) полезно бывает открыто заявить о том, к каким последствиям это может привести. Возлагая ответственность на клиента, ему можно сказать, что когда эти последствия возникнут, он не будет иметь право сказать, что не знал, к чему это приведет, а, стало быть, сознательно выбрал такое свое поведение вместе с его последствиями.

Характеристика запроса об информации дана в Таблице 2.

 

Таблица 2 Варианты запросов об информации

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Запрос о границах нормы 2 Запрос о возможностях психологического изменения и его прогнозе «Нормально или нет..?», «Можно ли в таком возрасте начать.., отказаться..?», «Можно ли его (ее) учить.., требовать.., разрешать., запрещать в таком возрасте, состоянии, после таких событий..?», «К чему может привести..?» Библиотерапия, совет, информирование о возрастных и иных нормах, разъяснительная психотерапия, психодиагностика

Запрос о помощи в самопознании характерен для людей с подросткового и юношеского возрастов и отражает возрастные закономерности развития личности. Часто возникновение запроса в самопознании инициируется трудностями в профориентации («какие у меня способности?») и трудностями в общении со сверстниками.

Взрослые также предъявляют этот запрос в кризисных жизненных ситуациях, требующих пересмотра отношений к себе, своих установок и взглядов, переструктурирования Я-концепции. Нередко этот запрос возникает при внезапном тяжелом соматическом заболевании (рак, ишемия, туберкулез и др.). Это связано с адекватной пониманием клиента того, что ему необходимо произвести некоторые изменения в понимании себя и окружающих. Наиболее естественно он может возникать у религиозных людей, связывающих болезнь с собственными ошибками и неправильными решениями как причинами болезни.

Работая с таким запросом, психологу следует стремиться к тому, чтобы растущее самопонимание клиента носило позитивный характер и не вылилось в самобичевание и самообвинение. Так же, как и в предыдущем случае, клиенту можно порекомендовать соответствующую литературу.

Характеристика этого запроса дана в Таблице 3.

 

Таблица 3 Запрос о помощи в самопознании

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Запрос об определении способностей 2 Запрос о структурировании Я-концепции 3 Запрос о помощи в самопринятии и самопонимании «К чему я способен..?», «Какой у меня характер?», «Помогите разобраться в себе..», «Почему это случилось именно со мной?» Психодиагностика, анализ жизненного пути, семейного сценария, родительских директив, анализ психодинамики когнитивных процессов, эмпатическое слушание, библиотерапия

 

Нередко к психологу обращаются запросом помощи в саморазвитии как стремлением научиться новым навыкам (познавательным, коммуникативным и т.д.) и формам поведения, желанием отказаться от прежних навыков и их замены более конструктивными. Наличие такого запроса у взрослого человека - благоприятный прогностический признак, и в распоряжении психолога должно быть достаточно средств удовлетворения этого запроса. Вероятность успеха вырастает в период быстрых социальных изменений, когда люди вынуждены менять стиль жизни, работу, обучаться новым профессиям.

Благоприятным признаком является возникновение такого запроса и у пожилых людей, которые, возможно, не могли удовлетворить его раньше. Часто эти люди не находят понимания у своего ближайшего окружения в связи со своими новыми устремлениями, поскольку окружению выгодно ожидать от них исполнения привычной роли «пенсионера» или «бабушки» («тебе уже поздно учиться, заниматься абстракциями» и т.д.). Наиболее продуктивным для пожилых считается включение их в групповые формы психологической помощи, включающие разновозрастный контингент.

Характеристика и варианты запроса о помощи в саморазвитии даны в Таблице 4.

 

 

Таблица 4 Запросы о помощи в саморазвитии

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Развитие когнитивных способностей 2 Развитие коммуникативных навыков 3 Развитие навыков саморегуляции «Помогите научиться общаться», «Помогите улучшить память, внимание и пр., развить способности к математике», «Научите меня управлять своими эмоциями» Анализ поведения, выработка новых навыков и паттернов, минимизация неконструктивных реакций, развитие навыков саморегуляции, самообучения, работа с образами, библиотерапия

 

Особым видом запроса является запрос о трансформации, который В.К. Лосева и А.И. Луньков интерпретируют в традиции аналитической психологии К.Г. Юнга, подразумевающей потребность человека начать жить как бы «с чистого листа», отказавшись от жесткого детерминизма свой личной истории, осознать новый смысл жизни, отделить в себе свое подлинное от чуждого и наносного [10, 30].

Такой запрос характерен для людей, переживающих кризис середины (второй половины) жизни. Этот кризис несет в себе огромный жизненный потенциал самоизменения. Патологично лишь стремление избегание этого кризиса и стремление «протащить» во вторую половину жизни стереотипы и установки первой, отказываясь от ответственности за собственную зрелость.

Часто люди во время кризиса середины жизни находятся под влиянием «деградантной» концепции возрастного развития («жизнь делится на две половины: сначала - подъем, потом - спад»), они испытывают чувство вины за свои новые устремления, «неадекватные возрасту» («увлекся философией и ищу смысл жизни, как подросток»).

Плодотворна работа психолога с кризисом середины жизни, включающая элементы традиционных и современных духовных практик (символдрама, психосинтез, логотерапия, медитативные и телесно-ориентированные практики и др.) [1,8,9,10,11,12,17].

Характеристика этого запроса дана в Таблице 5.

 

Таблица 5 Запрос о трансформации

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактики работы психолога
1 Экзистенциальный запрос 2 Помощь в освобождении от прежнего жизненного сценария 3 Помощь в достижении личностной целостности «Хочу найти новый смысл в жизни», «Хочу стать другим человеком: я устал от самого себя», «Хочу освободиться от груза прошлого и начать новую жизнь», «Хочу обрести внутренний стержень, быть в мире с самим с собой» Психоанализ, логотерапия, символдрама, транзактный анализ, психосинтез, медитативные техники, эмпатическое слушание, библиотерапия

 

Наиболее частым оказывается запрос о снятии симптома, под которым в данном случае понимается любое психологическое, телесное или психосоматическое нарушение, беспокоящее человека и являющееся знаком более глубокой проблемы. Например, энергетические нарушения типа хронической усталости и переживания «нехватки сил».

Как правило, клиент при этом рассматривает симптом достаточно изолированно, не улавливая его глубинной связи с разными сторонами своего существования. В ряде случаев клиент устанавливает упрощенные или примитивные причинно-следственные связи типа «все причины – в переутомлении, перенесенном гриппе и т.п.».

Запрос о снятии симптома может быть удовлетворен непосредственно, например, посредством техник нейролингвистического программирования. Так, если человек испытывает страх перед начальником, то часто работают именно с этим страхом, не вникая в личную историю пациента и историю развития симптома. При таком подходе человек не застрахован от возникновения страхов, связанных с другими ситуациями, но он, по крайней мере, знает, что существует метод совладания с каждым отдельным страхом.

Работа с запросом о снятии симптома может быть осуществлена и другим способом: через осознание психологических источников и функций симптома. Результатом может стать построение новых схем поведения и самоосознания и, возможно, появление новых конструктивных запросов к психологу.

Любой симптом всегда является неосознаваемой попыткой решения психологической проблемы человека, пусть и не самой удачной, поэтому он всегда защищает человека от необходимости осуществлять поведение, которое ему представляется безрезультативным или безуспешным, освобождает от ответственности за ряд аспектов своей жизни и по-новому организует отношения с окружающими людьми.

Игнорирование психологом этих функций симптома может привести к серьезным ошибкам. Так, пример страха перед начальником может скрывать различные проблемы:

1) данный начальник напоминает кого-то, кто испугал клиента в детстве, но клиент не испытывает страха перед другими авторитетными лицами. Здесь прямая работа с симптомом наиболее уместна;

2) страх перед начальником отражает общую установку в отношении всех вышестоящих и авторитетных фигур, бессознательно ассоциируемых с родительской фигурой. При этом человек отказывается от позиции ответственного и зрелого сотрудника и ожидает от начальника только поощрений и наказаний, как от родителя, продолжая бессознательно ощущать себя в роли беспомощного ребенка: симптом отражает более общую проблему неспособности устанавливать конструктивные отношения с людьми, облеченными властью, ради интересов дела, и эгоцентрическую фиксацию не на работе, а на своих эмоциональных переживаниях; а также как самоценный способ заслужить поощрение со стороны «родительской» фигуры.

В этих случаях работа непосредственно с симптомом не ведет к существенному улучшению жизненной ситуации клиента и требует иного подхода, общая схема которого представлена на Рисунке 1.

 

 

Общие варианты запроса о снятии симптома даны в Таблице

Таблица 6 Запрос о снятии симптома

 

Варианты запроса Типы высказываний Тактика работы психолога
Жалобы на эмоциональные нарушения Психосоматические симптомы Коммуникативные трудности Когнитивные нарушения Энергетические проблемы «Хочу избавиться от страхов (темноты, мышей, высоты, воды, публичных выступлений), вспышек гнева, агрессии, тревожности...», «Избавиться от энуреза, ожирения, бессонницы, заикания..», «Не могу сконцентрироваться, забываю все, что учу», «Не могу общаться с начальником (женщинами, детьми, мужчинами)», «Нет сил» Интерпретация психологического смысла симптома, условий, поддерживающих симптомообразование, работа с образами, помощь в угашении старой реакции и формирование новой. Развитие способностей к самоподдержке и опоре на свои подлинные желания, актуализация собственных психологических ресурсов

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: