Что узнали. Чему научились
Цели: нацелить на выполнение проектной работы; закреплять умения читать и записывать многозначные числа, решать задачи изученных видов; развивать логическое мышление; совершенствовать вычислительные навыки; прививать интерес к предмету.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать и записывать числа, состоящие из единиц III и IV классов; аргументировать свою точку зрения и подтверждать аргументы фактами; выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии; применять знания и способы действий в измененных условиях; работать в парах и группах.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Работа над проектом
— Прочитайте название проекта на с. 32 учебника..
— Какие справочники вы знаете? (Телефонный справочник, справочник предприятий города.)
— Прочитайте текст на с. 33 и скажите, что будет входить в математический справочник города.
— Чем может быть полезен математический справочник? {Из него можно больше узнать о городе (селе), также справочник поможет при составлении задач на уроках математики.)
(Работа в группах по плану (с. 33).)
III. Физкультминутка
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз.)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны.)
Во дворе у снежной бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя.)
Побелел морковный нос.
(Показать нос.)
В речке стала вдруг вода Неподвижна и тверда.
{Прыжки на месте.)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Покружиться.)
Заметает все кругом Белоснежным серебром.
(Соответствующие движения руками.)
IV. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику №15(1) (с. 35).
— Прочитайте задачу.
— Какие способы решения вы можете предложить?
— Составим краткую запись задачи. Назовите опорные слова. {Было, продали, осталось.)
Было — 40 • 5 кг и 35 • 5 кг.
Продали — 120 кг и 140 кг.
Осталось —?
Решение
1) 40 • 5 + 35 • 5 = 375 (кг) - крупы было;
2) 120 + 140 = 260 (кг) - крупы продали;
3) 375 - 260 = 115 (кг).
Ответ: осталось продать 115 кг крупы.
— Рассмотрим второй способ. Какая крупа была в магазине? (Рис и пшено.)
— Что известно о рисе? (Было 5мешков по 40 кг, продали 120 кг.)
— Что можно узнать? (Сколько килограммов риса осталось.)
— Как это узнать? (40 • 5 — 120 = 80 (кг).)
— Что известно о пшене? (Было 5мешков по 35 кг, продажи 140кг.)
— Что можно узнать? (Сколько килограммов пшена осталось.)
— Как это узнать? (35 • 5 — 140 = 35 (кг).)
— Прочитайте главный вопрос задачи.
— Как узнать, сколько крупы осталось продать? (80 + 35 — = 115 (кг).)
— Сравните два способа решения задачи. Какой способ вам кажется наиболее рациональным? (Ответы детей.)
№ 10,11 (с. 34).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка, взаимооценка.)
V. Рефлексия
(Работа в парах по вопросам для повторения (учебник, с. 35).)
— Оцените свою работу на уроке.
(На данном этапе урока можно использовать КИМы: тест 2 (с. 8, 9); сборник самостоятельных и контрольных работ: тест по теме «Нумерация» (с. 24—26).)
VI. Подведение итогов урока
— Что мы повторили сегодня на уроке?
— Какое задание показалось вам наиболее интересным?
— Какой проект вам предстоит выполнить?
— У кого появились какие-то вопросы?
Домашнее задание
Учебник: № 15 (2), 16 (с. 35).
Урок 25. Контрольная работа по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация»
Цель: проверить знания, умения и навыки по теме «Числа, которые больше 1000. Нумерация».
Планируемые результаты: учащиеся научатся работать самостоятельно; выполнять мыслительные операции анализа и синтеза, делать умозаключения; контролировать свою работу и ее результат.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Работа по теме урока
Контрольная работа
(Текст контрольной работы учащиеся получают на отдельных листочках.)
Вариант 1
1. Запиши числа от 3798 до 3806.
2. Запиши число, в котором:
а) 15 единиц IV класса, 30 единиц III класса, 567 единиц II класса, 306 единиц I класса;
б) 168 миллионов 48 тысяч 30 единиц;
в) 27 миллионов 27 тысяч 27 единиц;
г) 3 миллиарда 430 миллионов 5 тысяч 50 единиц.
3. Вычисли.
64 000:1000 7800-10
3000 + 400 + 50 + 9 400 376 - 400 000 - 70
5000 + 60 + 2 543 605 - 500 000 - 600
9000 + 5 43 879 - 43 000 - 800
4. Реши задачу.
Токарь за семичасовой рабочий день вытачивает 63 детали, а его ученик за 6 ч вытачивает 30 таких деталей. На сколько больше деталей вытачивает за 1 ч рабочий, чем его ученик?
5. Реши уравнения.
108: я = 9 6:3=11 14-с = 42
6*[1]. Запиши двузначное число, в котором единиц на 3 больше, чем десятков, а сумма цифр равна 15.
Вариант 2
1. Запиши числа от 5697 до 5703.
2. Запиши число, в котором:
а) 7 единиц IV класса, 31 единица III класса, 907 единиц II класса, 36 единиц I класса;
б) 22 миллиарда 40 миллионов 16 тысяч 20 единиц;
в) 118 миллионов 18 тысяч 80 единиц;
г) 35 миллионов 35 тысяч 35 единиц.
3. Вычисли.
84 000:1000 5300-100
7000 + 500 + 60 + 3 800 231 - 800 000-1
6000 + 500+ 1 657 908 - 600 000 - 50 000
7000 + 7 65 997 - 65 000 - 70
4. Реши задачу.
Рабочий за семичасовой рабочий день изготавливает 56 деталей, а его ученик за 4 ч изготавливает 24 такие детали. Сколько всего деталей изготавливают за 1 ч рабочий и его ученик вместе?
5. Реши уравнения.
96: я = 8 6:4=11 13 - с = 52
6*. Запиши двузначное число, в котором единиц на 4 меньше, чем десятков, а сумма цифр равна 18.
III. Подведение итогов урока
— Какие задания вызвали у вас затруднения?
Урок 26. Анализ контрольной работы. Закрепление изученного
Цели: проанализировать и исправить ошибки* допущенные в контрольной работе; совершенствовать умение решать текстовые задачи; отрабатывать устные и письменные приемы вычислений; развивать внимание.
Планируемые результаты: учащиеся научатся понимать причины допущенных ошибок; выполнять работу над ошибками, делать умозаключения.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Анализ контрольной работы
(Учащиеся анализируют ошибки, допущенные в контрольной работе, и заполняют таблицу.)
Тема | Количество ошибок |
Натуральный ряд и запись многозначных чисел | |
Устные приемы вычислений | |
Решение задач | |
Решение уравнений |
(Разбор типичных ошибок, индивидуальная работа над ошибками.)
III. Физкультминутка
Мы протянем к солнцу ручки.
(Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом Мы пошире разведем.
(.Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку,
Отдохнули ножки, спинки.
IV. Работа по теме урока
Индивидуальная работа по карточкам
(Учащиеся выбирают карточки в зависимости от того, какие ошибки допустили в контрольной работе.)
Натуральный ряд и запись многозначных чисел
— Запиши соседей чисел.
100 ООО ООО, 1 459 999, 9 876 999, 7 898 989, 70 760 700,76 668 909.
— Запиши число, в котором:
а) 23 единицы класса миллионов и 33 единицы класса тысяч;
б) 32 миллиона 40 тысяч;
в) 3 миллиарда 3 миллиона и 3 единицы;
г) 29 миллиардов 29 миллионов;
д) 800 тысяч;
е) в каждом из четырех классов 9 десятков.
Устные приемы вычислений
5200-100 205 000:10 509 000:10 10 600:100
890-1000 6200-10 90 400:100 280-1000
786 554- 554
500 000 + 6000 + 700 + 80 + 3 800 000 000 + 700 000 + 60 000 + 5000 Решение уравнений
х — 800 = 0 300 — jc = 0 430 + х = 430
560 + л: = 560 430: х = 430 670 -х = 670
120 х = 0 х: 230 = 0
V. Рефлексия
— Оцените свою работу на уроке.