При разработке социально-профилактических мероприятий социальный педагог учитывает:
- особенности проявления той или иной вредной привычки у ребенка, социально-культурные условия, при которых она сформировалась;
- уровень общей осведомленности ребенка о последствиях проступка или девиации;
- степень выраженности аномально-личностных проявлений.
Психокоррекционные мероприятия, направленные на профилактику детского воровства.
№ п/п | Тема занятия | Форма организации | Количество часов |
1 | Вводное занятие | беседа, диагностика, обсуждение | 1 |
2 | Полет и падение | беседа, упражнение, обсуждение, дискуссия, рисование | 1 |
3 | Хорошие и плохие поступки | упражнение, обсуждение, дискуссия, чтение, просмотр презентации | 3 |
4 | Правда и ложь | чтение, упражнение, обсуждение, просмотр видеофильмов | 2 |
5 | Добрые дела | упражнение, чтение, обсуждение, беседа, игра | 2 |
III Блок. Итоговая диагностика
Диагностика склонности младшего школьника к воровству. Исследование проводится по тем же показателям, что и во входной диагностике. Для выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье используется методика «Кинетический рисунок семьи» (КРС).
Для определения склонности учащихся к преодолению социальных норм и правил используется адаптированный вариант методики «Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению» А.Н.Орла, целью которой является выявление предрасположенности к тем или иным девиациям в поведении детей (Приложение ).
В результате использования данных методик определяется эффективность реализации программы.
Критерии эффективности программы. Данная программа является элементом деятельности по социально-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса. Основным критерием эффективности программы является снижение уровня склонности к воровству у младших школьников, а также могут учитываться отзывы родителей.
Используемые Интернет ресурсы:
http://www.edutarget.ru/sonics-60-1.html
http://obraz.tmbreg.ru/files/prog/2013/Programma_Ne_ostupis.pdf
https://festival.1september.ru/articles/652961/
Психокоррекционные занятия,
Направленные на профилактику детского воровства
Тема 1. Вводное занятие
Занятие.
Цель: мотивация обучающихся к активной деятельности на занятиях; первичная диагностика обучающихся.
Форма организации деятельности: беседа, диагностика, обсуждение.
Средства: проективный рисунок, текст сказки, пословицы.
1. Приветствие. Знакомство. Объявление цели занятий.
2. Исследование с использованием проективного теста-сказки «Медвежонок – сладкоежка».
Цель исследования: изучение отношения детей младшего школьного возраста к воровству.
Детям зачитывается (рассказывается) текст:
«Жил-был медвежонок. Он очень любил сладкое. Однажды утром медвежонок проснулся и очень захотел мёда. Он даже не дождался своей мамы и пошёл искать мёд сам. Медвежонок обошёл все ульи, но в них сидели пчёлы. Вдруг медвежонок увидел на поляне спящего медведя, а рядом с ним стоял его горшочек с мёдом…»
В ходе эксперимента осуществляется рассказывание сказки индивидуально каждому ребенку. Затем задается вопрос: «Как ты думаешь, что случится дальше?» Ответы детей фиксируются.
3. Работа по проективному рисунку.
Цель: выявить степень сформированости у детей младшего школьного возраста понятия о воровстве.
Ход эксперимента: Детям предлагается рассмотреть и проанализировать проективный рисунок. Затем задается вопрос: «Что здесь изображено?». Результаты фиксируются.
4. Работа с пословицами (Красть – в беду попасть. Без спросу взял, да не сказал, так украл).
- Внимательно прочитайте пословицу.
- Выясните значение непонятных и устаревших слов и подберите слово, используемое в настоящее время.
- Выясните смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит?
- Подумайте, в какой житейской ситуации можно употребить пословицу.
5. Рефлексия эмоционального состояния (показ большого пальца вверх или вниз).
6. Окончание занятия.