Ролевые позиции согласно теории Э. Берна

Практическая работа 11

Ролевая игра «Делаем звонок работодателю»

 

Цель: ознакомиться с принципами и приемами делового общения

 

Для освоения ролевого анализа делового общения преподаватель проводит мини-лекцию с использованием предлагаемого ниже материала. Затем обучающиеся выполняют ряд практических заданий.

В деловых контактах с разными партнерами мы ведем себя по-разному. Американский психолог Эрик Берн разработал модель эго-состояний, в соответствии с которой каждый поступок человека продиктован логикой одного из трех состояний сознания: «Родитель», «Взрослый» и «Ребенок (Дитя)». Все три характеристики тесно связаны между собой и принадлежат каждому человеку (Рис. 7.5).

Роль Родителя предполагает сохранение и передачу норм, традиций, требований. Без этого каждый человек должен был бы заново осваивать вековой опыт. По характеру поведения Родитель может поддерживать, одобрять, хвалить, подбадривать или ограничивать, сдерживать, запрещать.

Роль Взрослого позволяет трезво оценивать действительность, контролировать поведение и действия Родителя и Ребенка. Ролевая позиция взрослого лишена эмоций. В этой позиции мы ищем, перерабатываем и передаем информацию.

Ролевая позиция Ребенка – источник многих желаний, чувств, радости, постоянного ощущения новизны и поиска. Неблагополучный Ребенок ищет поддержки, одобрения, он расстраивается, переживает, капризничает, бунтует. Благополучный Ребенок познает, творит, фантазирует.

 

 

Рис. 7.5. Ролевая структура личности по Эрику Берну

Распознавание эго-состоянийосуществляется через анализ интонаций, поведения, выражения лица, жестов и положения тела, а также через речевые клише, присущие конкретному типу ролей (см. табл. 7.3).

Ролевые позиции согласно теории Э. Берна

Таблица 7.3

Формы поведения

Ролевая позиция

Родитель Ребенок Взрослый
Общее поведение «Поддерживающий Родитель»: доброе, ободряющее, признательное, озабоченное, сочувствующее, помогающее, сверхзаботливое. «Ограничивающий Родитель»: автоматически оценивающее, ироничное, порицающее, наказывающее, обвиняющее, ищущее виновного, приказное, авторитарное.   «Благополучный Ребенок»: радостное, открытое, активное, игривое, любознательное, творческое, хитрое, излучающее избыток энергии, мечтательное, заинтересованное, увлеченное, познающее. «Неблагополучный Ребенок»:  стыдливое, виноватое, боязливое, требующее одобрения, впадающее в отчаяние, неуверенное, капризное, плаксивое, протестующее против более сильных и авторитетных, своенравное, непослушное, агрессивное. Раскрепощенное, по-деловому, объективное, внимательное, прислушиваясь к собеседнику, без эмоций, задавая открытые вопросы, задумываясь.
Типичные фразы «Поддерживающий Родитель»: «Не ломай себе голову!», «Не так плохо, как кажется», «Не вешай нос», «Тебе это по силам!», «Я могу тебя понять», «Иди, давай сделаем вместе!»«Ограничивающий Родитель»: «Ты должен», «Ты не должен», «Это тебе нельзя», «Как ты только можешь», «Сколько тебе говорить одно и то же!», «Я не позволю так с собой обращаться!», «Прекрати это сейчас же!». «Благополучный Ребенок»: «Я хочу!», «Я бы очень хотел», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Высший класс!».                         «Неблагополучный Ребенок»: «Я не верю в свои силы», «Я не смогу это сделать», «Я боюсь», «Я хотел только…», «Почему всегда я?». «Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое», «Проклятье!»   Все вопросы, начинающиеся со слов: Что? Когда? Где? Почему? Высказывания: возможно, вероятно, по моему мнению, я думаю, я полагаю, по моему опыту, все, что допускает возможность дискуссии.
Интонация, манера говорить «Поддерживающий Родитель»: тепло, успокаивающе, сочувственно. «Ограничивающий Родитель»: громко или тихо, твердо, высокомерно, в приказном тоне, насмехаясь, цинично, саркастически, с нажимом. «Благополучный Ребенок»: громко, быстро, захлебываясь, радостно. «Неблагополучный Ребенок»:тихо, нерешительно, прерывающимся голосом, подавленно, нудно, жалуясь, покорно или гневно, громко, упрямо, угрюмо. Уверенно (без высокомерия),           по-деловому                       (с личностной окраской), нейтрально, спокойно, без страстей и эмоций, ясно и четко
Жесты «Поддерживающий Родитель»: поглаживание по голове.  «Ограничивающий Родитель»: поднятый вверх указательный палец, руки на бедрах, руки скрещены перед грудью, ноги широко расставлены.  «Благополучный Ребенок»: адекватные ситуации, дружелюбные, милые, энергичные. «Неблагополучный Ребенок»:опущенные плечи, склоненная голова, стоит навытяжку, пожимает плечами, кусает губы, напряжен, угрожающая поза. Корпус прямой, его положение меняется в ходе беседы, верхняя часть туловища может быть слегка наклонена вперед

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: