ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра всемирной истории
РЕФЕРАТ
По дисциплине: Охрана труда
Тема: «Нормативно-правовая база охраны труда: понятие, назначение»
Студента группы: 207601 ИС-А
Петровой И.Н. Проверил доцент кафедры ИКП Святенко А.А
Донецк, 2020
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
РАЗДЕЛ I. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ. 4
РАЗДЕЛ 2. ОБЯЗАННОСТИ И ПРАВА РАБОТОДАТЕЛЯ И РАБОТНИКА ПО ОХРАНЕ ТРУДА.. 7
РАЗДЕЛ 3. РАБОТА КОМИССИИ ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА ПРЕДПРИЯТИЯ.. 10
3.1. Основные положения Комиссии. 10
3.2. Задачи и права Комиссии. 11
3.3. Организация работы Комиссии. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ.. 15
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 16
ВВЕДЕНИЕ
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия, которые образуют механизм реализации конституционного права граждан на труд (ст.30 Конституции ДНР) [1].
В Донецкой Народной Республике сформирована правовая база охраны труда работников организаций. В том числе определены содержание прав работников на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, а также круг обязанностей работодателей.
Положения ч. 3 ст. 30 Конституции ДНР, гарантирующей каждому право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены базируются на многочисленных международно-правовых нормах. Так, право на условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплено в ст. 7 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [2].
Согласно данным Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Донецкой Народной Республики всего за I квартал 2020 года на предприятиях, организациях и учреждениях, зарегистрированных в Донецкой Народной Республике, произошло 163 несчастных случаев на производстве, в которых пострадали 164 человека, в том числе 15 чел. – смертельно [3]. Эти данные обуславливают актуальность реферата, тема которого позволяет систематизировать накопленные юридической наукой знания и правоприменительную практику в ДНР.
|
|
Целью представленной работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы обеспечения охраны труда в образовательных учреждениях Донецкой Народной Республики.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· выявить тенденции развития норм об охране труда;
· проанализировать законодательство Донецкой Народной Республики в сфере охраны труда в образовательных учреждениях;
· разработать инструкцию по охране труда по охране труда в образовательных учреждениях (на примере общеобразовательной школы).
Объектом настоящей работы являются нормативно-правовая база охраны труда в Донецкой Народной Республике.
Предмет определяется выделением и изучением, в рамках заявленной темы, нормативно-правовая базы охраны труда в образовательных учреждениях.
РАЗДЕЛ I. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Цель, стоящая перед законодательством в области охраны труда, – создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности
Для достижения такой цели, в Донецкой Народной Республике разработан правовой механизм, посредством которого проводиться в жизнь весь комплекс мероприятий по созданию условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников. Правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками, направленные на создание условий труда, соответствующих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, были определены ст.30 Конституции ДНР и законе ДНР «Об охране труда» № 31-IHC от 03.04.2015.
Рассмотрим нормативно-правовую базу ДНР в области охраны труда подробнее.
Статья 3 Закона «Об охране труда»,регламентирует требования к нормативно-правовой базе по охране труда, а именно:
1. Нормативными требованиями охраны труда (далее - требования охраны труда), содержащимися в законах и иных нормативных правовых актах Донецкой Народной Республики, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
2. Требования нормативных правовых актов охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами, перечисленными в части 3 статьи 2 настоящего Закона, при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
3. Нормативные правовые акты об охране труда разрабатываются республиканскими органами исполнительной власти, которые реализуют государственную политику в сфере охраны труда, промышленной безопасности и по иным вопросам, отнесенным к их ведению, в соответствии с порядком подготовки, утверждения, пересмотра и отмены нормативных правовых актов об охране труда, утвержденных государственным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда, и вводятся в действия после их утверждения приказом государственного органа исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда и их регистрации Министерством юстиции Донецкой Народной Республики.
4. Санитарные правила и нормы утверждаются республиканским органом исполнительной власти в области здравоохранения.
|
|
5. Нормативные правовые акты по охране труда пересматриваются по мере внедрения достижений науки и техники, способствующих улучшению безопасности, гигиены труда и производственной среды, но не реже одного раза в десять лет.
6. Стандарты, технические условия и другие документы на средства труда и технологические процессы должны включать требования по охране труда и согласовываться с органами государственного надзора за охраной труда [4].
К нормативно-правовой базе охраны труда относятся [5]:
Конституция Донецкой Народной Республики 14.05.2014г.;
Закон Донецкой Народной Республики "Об охране труда";
Положение о медосмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств;
Инструкция о порядке освидетельствования граждан в целях выявления состояния алкогольного, наркологического или иного опьянения;
Порядок безвозмездной выдачи молока;
Типовое положение об основных требованиях по обеспечению безопасного ведения работ по добыче угля артелями на территории ДНР;
Горный закон ДНР;
Закон о промышленной безопасности опасных производственных объектов;
Приказ Министерства здравоохранения Донецкой Народной Республики «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных (при приеме на работу), периодических и внеочередных медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»;
Приказ Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики «О проведении мониторинга охраны и условий труда»;
НПАОТ 0.00-1.74-19 Нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности систем газоснабжения Донецкой Народной Республики»;
НПАОТ 0.00-2.02-15 Перечень работ с повышенной опасностью;
НПАОТ 0.00-4.04-15 Положение о расследовании и ведении учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве;
НПАОТ 0.00-4.05-15 Типовое положение о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам охраны труда;
|
|
НПАОТ 0.00-4.06-15 Типовое положение о службе охраны труда;
НПАОТ 0.00-4.07-15 Типовое положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия;
НПАОТ 0.00-4.15-19 Типовое положение о системе управления охраной труда;
НПАОТ 0.00-4.16-19 Типовое положение о системе управления промышленной безопасностью и охраной труда;
НПАОТ 0.00-6.01-16 Порядок разработки и принятия инструкций по охране труда;
НПАОТ 0._00-4.08-15 Порядок проведения технического расследования причин аварий и оформления акта технического расследования причин аварии;
НПАОТ 10.0-1.01-16 Правила безопасности в угольных шахтах;
НПАОТ 0.00-7.10-17 Единые требования проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда и подготовки, переподготовки работников опасных производственных объектов;
НПАОТ 0.00-4.03-15 Типовое положение о порядке проведения обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда.
Также к нормативно-правой базе охраны труда относятся инструкции предприятия, об этом гласит Глава V ст.27 Закона «Об охране труда», а именно:
1. Инструкция по охране труда – локальный нормативный правовой акт, содержащий требования по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг).
2. Работодатели разрабатывают и принимают инструкции по охране труда для профессий и (или) отдельных видов работ (услуг) в порядке, установленном государственным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.
3. Инструкции по охране труда должны содержать общие требования по охране труда, требования по охране труда перед началом работы, при ее выполнении, по окончании работы, в аварийных ситуациях.
4. В инструкцию по охране труда с учетом специфики профессии и (или) вида работ (услуг) могут включаться и другие требования по охране труда.
5. В инструкцию по охране труда не допускается включение отсылочных норм на другие нормативные правовые акты, в том числе технические нормативные правовые акты, содержащие требования по охране труда, за исключением отсылочных норм на иные инструкции по охране труда, действующие на предприятии, в учреждении, организации [4].
Оформление, структура и содержание инструкции прописаны в НПАОТ 0.00-6.01-16 «Порядок разработки и принятия инструкций по охране труда» [6]. Согласно данному Порядку и специфики работы общеобразовательных учреждений, разработана «Инструкция по охране труда учителя» (Приложение № 1).
Надзор и контроль за соблюдением охраны труда осуществляют:
1. Государственный надзор за соблюдением требований промышленной безопасности и охраны труда осуществляют:
1) государственный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности и охраны труда.
2) специально уполномоченный государственный орган по вопросам радиационной безопасности;
3) специально уполномоченный государственный орган по вопросам пожарной безопасности;
4) специально уполномоченный государственный орган по вопросам гигиены труда.
2. Органы государственного надзора за охраной труда не зависят от любых хозяйственных органов, субъектов предпринимательства, объединений граждан, политических формирований, местных государственных администраций и органов местного самоуправления, им не подотчетны и не подконтрольны (Глава VII статья 43 Закон Донецкой Народной Республики «Об охране труда») [4].