III. Современность и идеи Федорова

    В конце XX века в России интерес к творчеству и идеям Фёдорова снова возрос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н. Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф. Фёдорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н. Ф. Фёдоров и К. Э. Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова».
23 октября 2009 года в городе Боровске Калужской области открыт первый в России памятник Николаю Фёдоровичу Фёдорову.

    Чтобы понять всю серьезность космизма и огромный вклад в развитие общества также рекомендую послушать лекции крупнейшего специалиста по истории русской философии Анастасии Гачевой, которая посвятила свой путь в науке исследованию хилиастических (хилиазм — богословское понятие о грядущем торжестве правды Божьей на земле) мотивов русской философии. С 1988 г. она входит в оргкомитет чтений памяти Н. Ф. Федорова, с 1993 г. — возглавляет Музей-библиотеку Н. Ф. Федорова.

youtube.com

        

    Кроме того, зучив интернет-ресурсы по актуальной теме, я пришел к выводу, что в центре внимания космистов стоит вопрос: «Способен ли человек, ощутив себя частичкой Вселенной, преобразить собственную природу, внешний мири возможно даже обрести бессмертие? Кто мы в этом мире, каково наше предназначение?» Рассмотренными выше именами, конечно, не ограничивается круг мыслителей, относимых сегодня к такому феномену мировой культуры, как русский космизм. Следует отметить многогранность данного явления культуры охватывающего самые разные способы осмысления мира -- естественнонаучное и гуманитарное знание, религию, поэзию, живопись, музыку. Одновременно космизм - это одна из тем мировой культуры, которая в органичен ком синтезе различных подходов последовательно прослеживает идею совершенствования человека в его связях с природным миром, с Космосом в целом. Характер, но отличие русского космизма от западного социоцентризма, противопоставляющего человека и природу, социум и космизм. Русский космизм также альтернативен восточным мировоззренческим построениям, в которых роль человека не превышает роли песчинки мироздания, где он пассивен -- космизм утверждает человека в качестве активного полноценного соработника природы. Вместе с тем космизм выступает своеобразным синтезом техногенной (западной) и космогенной (восточной) культур в своем возвращении к целостному видению мира как неразрывного единства космоса и человека.

    Феномен русского космизма следует рассматривать не как доктрину выживания цивилизации, а скорее как концепцию органической полноты, жизни во Вселенной. Развитие космистских идей способствует в настоящее время разработке стратегии формирования единого, целостного человечества. Русский космизм как уникальное космическое движение исходит из понимания направленности, восходящего характера эволюции, развития разума и творческого признания человека. В качестве высшей цели движения предстает создание нового этапа эволюции природы, будь то установление Царства Божия, Царствия небесного, пневматосферы или ноосферы. Достижение данной цели требует в качестве необходимой предпосылки единения человечества, осознавшего неразрывную, органическую связь со всей Вселенной, объективную и этическую необходимость активного эволюционного движения. И в этом движении человек должен восходить в соответствии с законом эволюции -- восходить духовно, нравственно.

        

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Космизм, по моему мнению, является по праву своего рода «культурой», так как его аспекты повлияли на жизнь и сознание общества в естественнонаучной жизни, выразившейся в первом шаге к воплощению мечты освоения и полета человека в Космос и религиозно-философской жизни, ярко влияющей на умы миллионов людей.

    В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть общие родовые черты космического, активно-эволюционного направления философского и научного поиска, осуществленного в России за последнее столетие. Прежде всего это понимание восходящего характера эволюции, роста в ней разума и признание необходимости нового, сознательно-активного ее этапа, получающего различные названия - от «регуляции природы» до ноосферы. У религиозных космистов высшая цель движения носит название Царствия Божьего, Царствия небесного. Утверждается и несовершенство, «промежуточность» нынешней, еще кризисной, требующей дальнейшего роста природы человека, но вместе - и высокое его достоинство, преобразовательная роль в мироздании. И в религиозной ветви русского космизма, в центральной его теме богочеловечества, торжествует идея творческого призвания человека. Возникает новый взгляд на человека как не только на исторического социального деятеля, биологический или экзистенциальный субъект, но и на существо эволюционирующее, творчески самопревосходящее, космическое.

    Самой науке, точнее, грандиозному синтезу наук, объединенных во всеобщую космическую науку о жизни, дается новое направление развития. Ведь пока наука, основная созидательная сила современного мира, работает с равным циничным успехом и на разрушение. За это во многом ответствен тот фундаментальный выбор, который господствует в современном мире с его фактическим обожествлением нынешней природной данности человека, его естественных границ, выбор, не дерзающий их раздвигать, т.е. идеал человека, пробующего и утверждающего себя во все измерения и концы своей природы, в том числе темные и «демонические», признающиеся одинаково правомочными, идеал, отказывающийся от императива эволюционного восхождения. Ноосферный, космический идеал должен быть раскрыт в такой конкретности, чтобы он мог увлечь действительно всех. Высшим благом нельзя признать просто исследование и бесконечное познание неизвестно для чего и лишь для созидания временного, материального комфорта живущим. Высшим благом может быть только жизнь, причем жизнь в ее духовном цвете, жизнь личностная, сохранение, продление, развитие ее.

Ответ я нашел для себя, как ни странно, в словах героя романа Федора Михайловича «Идиот», князя Мышкина – «Красота спасет мир», где автор крылатого выражения, красоту приравнивает к добру и считает, что красота «есть сумма нравственных качеств положительно прекрасного человека». В другом своем произведении, «Бесы», Достоевский логически заключает, что «некрасивость» (то есть злоба) мир «убьет».

Подводя итог всему вышесказанному, можем ли мы сказать, что красота спасет мир? По моему мнению, да, можем. Красота – это и есть сам Человек, его мысли, чувства и слова, его единение и гармония с природой и Богом. Ни философы, ни ученые не смогли вывести формулы красоты. Ни в физическом, ни в нравственном плане она не поддается даже простому описанию. Красота – это моральное и духовное ощущение, образ жизни, то что спасет общество и человечество в целом от хаоса. Красота, в моем понимании, это ни внешняя мишура, а сам Человек, который отошел от мира прекрасного, озлобился, ищет пути решения в конфликте идей, не понимая, что все дело заключается в нем самом, все его мытарства и страдания исходят от него самого. Возможно по этой причине, философия русского космизма приобретает популярность в современном мире со своей общей и главной целью формирования общепланетарного сознания, которым можно зацепить, спасти и удержать распадающийся мир.

 

    Список литературы

1. Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. / Редактор И. И. Блауберг, художник В. К. Кузнецов. Составление, комментарии и научная подготовка текста А. Г. Гачевой при участии С. Г. Семеновой. — М.: Традиция, 1997. — Т. 3. — ISBN 5-89493-003-0, ББК 87.3(2), Ф 33

2. Кожевников В.А. Николай Федорович Федоров, в. 1. М., 1908;

3. Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Фёдорова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996.

4. Циолковский К. Э. Черты моей жизни. Издательский дом: Золотая аллея. 2002. С. 59.

5. Гиренок Ф. И. Русские косм исты. М., 1990.

6. Е.А. Когай. Социальная экология. Человек и природа в русском космизме. // http://www.i-u.ru

7. Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. М., Наука, 1988.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: