Не упрекайте и не поучайте родителей. Рассказывая о нежелательных поступках детей, не называйте их фамилии

Беседу рекомендуем проводить при мягком освещении. Переходы от одной ситуации к другой разделите короткой музыкальной паузой. Предложите родителям инсценировать разбираемые ситуации.

Чтобы донести до родителей свои идеи, мысли, соображения, используйте звуко- и видеозаписи, фотографии и интервью детей группы, схемы и графики и проч. Все это будет способствовать лучшему восприятию темы собрания.

3. Заключительная часть. Обсудите вопросы содержания ребенка в детском саду, проведения досуга, организации совместных мероприятий семьи и ДОО. Заранее продумайте несколько вариантов решения проблемы, которые вы предложите родителям для обсуждения. Договоритесь с теми из них, кто способен помочь, взять на себя ответственность и т. д. Часть вопросов заранее решите с родительским комитетом.

По окончании собрания подведите итог встречи, перечислите принятые решения по каждому из обсуждаемых вопросов, зафиксируйте все в протоколе, проговорите перспективы работы по выбранному направлению, выявите новые проблемы и возможные пути их решения.

Создайте положительную психологическую обстановку, чтобы собрание проходило в атмосфере взаимопонимания, доброжелательности, комфорта.

Формы проведения родительского собрания

Используйте разнообразные формы проведения родительских собраний — это позволит вам решить сразу несколько задач:

  • установить партнерские отношения с родителями;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу общности интересов, что способствует сплочению родительского коллектива и других участников педагогического процесса;
  • активизировать и обогатить воспитательные умения родителей;
  • поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях;
  • помочь в осознании родителями своей воспитательной роли в семье, своего опыта взаимоотношений с ребенком.

Кроме того, используя разнообразные формы, вы дадите родителям возможность переосмыслить свои воспитательные установки; развить умение анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических неудач и просчетов; выбрать методы воздействия на ребенка, соответствующие его возрастным и индивидуальным особенностям.

Формы проведения родительских собраний:

  • ток-шоу (обсуждение актуальной темы с привлечением компетентных специалистов);
  • собрание-студия (обучение на трех уровнях — теоретическом, практическом и технологическом);
  • собрание-выставка (дети демонстрируют родителям свои творческие способности, спортивные достижения, прикладные умения и т. п.);
  • открытое родительское собрание;
  • устный журнал;
  • семинар-практикум (способствует формированию у родителей педагогических умений, касающихся воспитания детей; выработке эффективного решения возникающих педагогических ситуаций; является своеобразной тренировкой педагогического мышления родителей);
  • собрание-консилиум (на консилиуме объединяется информация от разных специалистов по одной проблеме, что позволяет выделить общую тенденцию ее разрешения);
  • круглый стол;
  • мозговой штурм;
  • коллективно-творческое дело (совместное творчество детско-родительских пар);
  • групповая дискуссия;
  • деловая игра;
  • заседание родительского клуба;
  • вечер вопросов и ответов.

Рассмотрим подробнее некоторые формы проведения родительских собраний.

Устный журнал

Используйте данную форму для педагогического просвещения родителей по определенной теме. Часть журнала, посвященную одному из вопросов темы, принято условно называть страницей журнала. Каждая страница — устное сообщение, которое вы можете проиллюстрировать дидактическими пособиями, выставками рисунков, поделок и т. д.

Преимущества:

  • вы предоставляете родителям знания о воспитании ребенка по конкретному вопросу;
  • повышаете их заинтересованность проблемами воспитания;
  • стимулируете к пересмотру своей родительской позиции, стиля семейного воспитания;
  • предоставляете возможность поделиться мнением, высказать точку зрения, поддержать дискуссию;
  • рассматриваете конкретную проблемную ситуацию, анализируете, вырабатываете решения, выбираете из них наиболее действенных.

В качестве примера приведем собрание — устный журнал «Мир детей — мир взрослых».

Цель: способствовать осознанию разницы между миром ребенка и взрослого — особенностей восприятия, эмоциональных переживаний, мотивации; приобрести навыки анализа причин поведения ребенка, исходя из его позиции.

Предварительная работа: подготовьте рисунки на тему «Моя семья», выполненные детьми и родителями; бланки с ответами детей и родителей на вопросы анкеты «Мой мир».

План «журнала» может быть таким:

1-я страница — информативная часть «Детское восприятие окружающего мира». В качестве иллюстраций используйте детские рисунки.

2-я страница» — «Причины плохого поведения ребенка». Приведите ответы детей более старшего возраста на вопросы: случалось ли тебе плохо себя вести? что ты делал? зачем? почему?

3-я страница — «Ситуации из жизни ребенка». Проанализируйте конкретные ситуации, выработайте решения по ним.

Деловая игра

Этот вид деятельности предполагает решение задач в искусственно созданных условиях, создающих эмоционально позитивный настрой участников. В процессе деловых игр моделируются:

  • взаимоотношения;
  • взаимодействия;
  • организационно-структурные моменты.

Преимущества деловых игр с родителями:

  • дают возможность родителям проявить себя творчески, накопить опыт воспитания;
  • игры не дают участникам готовых ответов, обсуждение строится таким образом, чтобы способствовать развитию их «педагогической рефлексии» — они учатся анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективности используемых подходов, выбирать методы воздействия на ребенка, адекватных его особенностям в конкретной ситуации. От сформированности этих умений зависит характер взаимоотношений родителей и ребенка;
  • игровые ситуации максимально приближают участников к реальной обстановке, формируют навыки, благодаря которым родители могут быстро принимать педагогически верные решения, увидеть и исправить ошибку;
  • ситуации комфорта, принятия, которые педагог-психолог создает в ходе деловой игры, дают родителям возможность почувствовать свою значимость в воспитательном процессе, уважение специалиста и других родителей к собственному мнению — все это повышает статус семейного воспитания в педагогическом общении.

Перед началом игры участники вырабатывают правила взаимодействия.

В качестве примера приведем правила, предложенные родителями — участниками деловой игры «Искусство общения» в МБДОУ детский сад № 216 г. Ульяновска: «Все мнения, мысли, впечатления подчиняются правилу “здесь и сейчас”, выслушиваются с уважением; имеют право быть услышанными; не критикуются, но их можно развивать и поддерживать; должны быть лаконичными и соответствовать теме».

Подготовка к деловой игре «Искусство общения» включала:

  • написание словаря терминов и понятий («общение», «конфликт», «вербальные и невербальные средства общения» и др.);
  • выделение процесса (объекта), моделируемого в игре (дано в примере — общение с воспитателем);
  • подготовку проекта игры (содержание, условия);
  • разработку сценария, определение ролей;
  • организацию обстановки, близкой к реальной;
  • установку регламента обсуждения;
  • назначение ведущего и организатора игры;
  • распределение ролей и игровых команд («Родители», «Воспитатели», «Дети»);
  • выбор конфликтной и счетной групп.

В конце мероприятия предложите родителям анкету, на основе которой вы сможете проанализировать эффективность встречи (приложение 1).

Родительский клуб

Используйте эту форму групповой работы с теми родителями, которые заинтересованы не только в решении проблем своего ребенка, но и в теплом неформальном общении с другими родителями и педагогами (примерный план работы родительского клуба см. в приложении 2).

Такой клуб реализует несколько функций:

  • коммуникативную — предполагающую создание и сплочение родительского коллектива как совокупного субъекта педагогической деятельности;
  • личностно ориентированную — направленную на самоопределение, актуализацию личной ответственности, жизненного опыта в вопросах воспитания детей, снятие ограничений и раскрытие психологических, творческих и иных ресурсов родителей;
  • содержательную — нацеленную на решение проблем;
  • инструментальную — позволяющую выработать навыки анализа реальных ситуаций, сформировать умения коллективной творческой деятельности, овладеть навыками самоорганизации и самоуправления;
  • функцию развития умения слушать и взаимодействовать с другими участниками.

Создание родительского клуба проходит несколько этапов: предварительная стадия, формирование, конфликт, консолидация, эффективная работа.

На предварительном этапе оформите заказ на совместную работу родителей — сформулируйте задачу, которая будет поставлена перед ними, создайте необходимые условия для функционирования группы.

На этапе формирования стимулируйте процессы группообразования (сплочения), создайте обстановку доверия, задайте первичные нормы общения и способы взаимодействия.

При вступлении группы в фазу конфликта активизируйте процессы осмысления происходящего, сориентируйте участников на понимание, развитие своих позиций и умение услышать мнение другого.

На этапе консолидации каждый член группы начинает понимать значение совместной работы и своего места в этом пространстве.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: