Инструкция. Один из участников, который будет играть роль лектора, выходит за дверь и готовится к проведению лекции на хорошо знакомую ему тему. Продолжительность лекции — 10 мин.
В это время группа делится на пять подгрупп, каждая из которых получает задание от ведущего:
- подгруппа 1 — имитирует внимательное слушание лектора: поддакивает, кивает головой, при этом каждый участник подгруппы занимается своим делом;
- подгруппа 2 — перебивает лектора и уводит разговор в сторону, не давая возможности продолжить лекцию;
- подгруппа 3 — внимательно слушает первую часть предложения лектора и сочиняет свое окончание предложения;
- подгруппа 4 — слушает внимательно часть информации, после чего каждый участник подгруппы начинает разговаривать с соседом, затем снова продолжает слушать лектора;
- подгруппа 5 — ждет, когда лектор допустит какую-либо неточность, после чего начинает его исправлять и говорить только об этом.
Когда лектор входит в аудиторию и начинает лекцию, каждая подгруппа по сигналу ведущего начинает выполнять отведенную ей роль.
|
|
Вопросы для обсуждения:
- Насколько лектор удовлетворен своей лекцией в аудитории?
- Какая часть лекции была наиболее легкой или тяжелой? Почему?
- Как помогала и мешала аудитория?
- Какие группы слушателей лектор может выделить?
Заключительный шеринг
Продолжительность — 60 мин.
Рефлексия
Продолжительность — 60 мин.
Упражнение для рефлексии «Позитивные итоги»
Участники обсуждают результаты наблюдения, о котором ведущий говорил в начале тренинга.
Инструкция ведущего: Напишите на основе своих наблюдений небольшое письмо — максимум 10 предложений — участнику, за которым вы наблюдали. Расскажите, что в его поведении вам понравилось (10 мин).
Каждый участник зачитывает свое письмо и передает его адресату.
НА САЙТЕ
vip.1obraz.ru
Получите бесплатный демодоступ на три дня и читайте в Справочной Системе «Образование» статью «Конкурсы ораторского мастерства как средство развития коммуникативной компетенции»
Вопросы для обсуждения:
- Пытались ли вы узнать, кто за вами наблюдает?
- Что в полученной обратной связи оказалось особенно важным для вас?
- Общаясь с людьми, на что обычно вы обращаете внимание — на их сильные или слабые стороны?
- Какие выводы вы можете сделать из этого упражнения?
Вернуться в текст
Психологическая коммуникация
Пальчиковый игротренинг для родителей
М.В. Терентьева
педагог-психолог МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 8», г. Усинск, Республика Коми
Игры с мелкими предметами благотворно сказываются на развитии мелкой моторики ребенка дошкольного возраста. Однако родители часто не придают им значения и не применяют во взаимодействии с ребенком. Проведите с родителями пальчиковый игротренинг, научите их основным упражнениям, которые они смогут провести с детьми дома.
|
|
Цель игротренинга: повысить педагогическую культуру родителей.
Задачи:
- сформировать у родителей элементарные представления о роли мелкой моторики в психофизическом развитии ребенка;
- познакомить с играми на развитие мелкой моторики и координации движения рук;
- приобщить родителей к играм ребенка в домашних условиях.
Целевая аудитория: родители детей 3–7 лет.
Количество человек в группе: 20.
Продолжительность игротренинга: 40 мин.
Материал: счетные палочки; бумажный колпачок; цветные веревочки; пробки от пластиковых бутылок; карточки с вопросами; карандаши; бумажный круг желтого цвета; цветная бумага; фломастеры; мяч; лист бумаги А3; ножницы по количеству участников; клей; клубок ниток; магнитная доска.
Музыкальное сопровождение: веселая, спокойная музыка.
Ход тренинга
Игра-знакомство «Передай колпачок»
Цели: сформировать чувство единства, сплоченности, развить мелкую моторику рук, активизировать деятельность речевых центров коры головного мозга.
Инструкция педагога-психолога: Давайте познакомимся, но не просто так, а по-особенному. Для этого нам нужны будут счетные палочки. Возьмите по одной… Посмотрите — на мою счетную палочку надет колпачок. Я называю свое имя и передаю колпачок соседу справа. Его задача — снять колпачок своей палочкой (руками не помогать!), назвать свое имя и передать колпачок соседу справа и т. д.
Разминка
Педагог-психолог предлагает родителям ответить на вопросы:
- Занимались ваши родители с вами пальчиковой гимнастикой? Как?
- Играли вы сами со своими пальчиками? Как?
- Как вы играете с пальчиками вашего ребенка?
После того, как участники ответят на вопросы, педагог-психолог просит их доказать или опровергнуть утверждение русского физиолога И.П. Павлова: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Вывод педагога-психолога: Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же как артикуляционный аппарат. В связи с этим было выдвинуто предположение о влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить ребенка говорить, необходимо развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.
Упражнение «Объясни пословицу»
Цель: активизировать мыслительную деятельность.
На отдельных карточках напечатаны пословицы и поговорки о руках. Педагог-психолог предлагает каждому участнику вытянуть карточку и объяснить записанную на ней пословицу или поговорку.