Регламент работы
- -Как организовать работу с детьми в психологическом уголке
Психологическая диагностика
- -Изучаем уровень комфортности пребывания ребенка в детском саду
Консультирование
- -Что надо знать родителям об адаптации детей к детскому саду
Коррекционная и развивающая работа
- -Формируем познавательную готовность к школе. Программа «Скоро в школу»
- -Многофункциональное пособие для детей 3–7 лет: как использовать
- -Программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Психопрофилактика
- -Комплекс упражнений для развития рефлексивных способностей педагогов
Нормативные документы
- -ПРИКАЗ МИНОБРНАУКИ РОССИИ от 12.05.2016 № 546
Регламент работы
Как организовать работу с детьми в психологическом уголке
А.М. Колосова
методист ГБОУ Школа № 947 СП № 10, Москва
О.В. Будникова
педагог-психолог ГБОУ Школа № 947 СП № 10, Москва
ФГОС ДО предъявляют требования к развивающей предметно-пространственной среде. В преобразовании развивающей среды участвуют руководитель и весь педагогический коллектив. Каково участие педагога-психолога в этом направлении? Один из вариантов — организовать проект модернизации развивающей предметно-пространственной среды в группах «Психологические уголки».
|
|
Согласно ФГОС ДО образовательная среда в дошкольной образовательной организации должна отвечать требованиям:
- обеспечивать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивать эмоциональное благополучие детей;
- способствовать профессиональному развитию педагогов;
- создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования;
- обеспечивать открытость дошкольного образования;
- создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
В ГБОУ Школа № 947, структурном подразделении № 10 был разработан проект модернизации развивающей предметно-пространственной среды в группах «Психологические уголки».
Принципы проекта:
- принципы гибкости и управляемости среды: обеспечить возможность проявить творческую, преобразующую активность, изменить окружающий предметный мир, произвести функциональные изменения предметов, создать дидактические возможности для педагогов, которые побуждают детей к активности, к принятию самостоятельных решений, многофункционально использовать элементы предметной среды и включать их в различные функциональные структуры образовательного процесса;
- принципы активности, самостоятельности, творчества: заложить возможность изменения окружающей предметной среды самими детьми, развивать у детей способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
- принципы индивидуального подхода к участникам образовательного процесса: учитывать особенности личности в образовательном процессе; формировать положительные представления личности о себе, я-концепции.
Преобразование образовательной среды воздействует на результаты образовательного процесса, характер межличностных отношений, развитие каждого дошкольника.
|
|
Основные компоненты преобразования образовательной среды:
1. Предметно-пространственный компонент.
2. Социальный компонент.
3. Психодидактический компонент.
Каждый компонент имеет цель и подразумевает мероприятия (см. табл. 1).
Таблица 1
Действия по преобразованию образовательной среды
№ | Цель | Действия (мероприятия) |
1. Предметно-пространственный компонент образовательной среды | ||
1.1 | Организовать психологические уголки в группах | Выделить пространство и оборудовать его в соответствии с целями безопасности, развития и психологического благополучия каждого ребенка |
2. Социальный компонент образовательной среды | ||
2.1 | Удовлетворить социально ориентированные потребности участников образовательных отношений: ощущение безопасности, сохранение и улучшение самооценки в признании со стороны общества, в самоактуализации | Создать условия переживания эмоционального благополучия всеми участниками образовательных отношений: доброжелательность друг к другу, взаимное положительное оценивание |
2.2 | Совершенствовать методическую работу с педагогами по укреплению и сохранению психологического здоровья всех участников образовательного процесса | Повысить психолого-педагогическую культуры педагогов и родителей, используя формы работы: лекции, тематические выставки, семинары, тренинги, беседы, смотр-конкурс |
3. Психодидактический компонент образовательной среды | ||
3.1 | Разработать научно-методическое обеспечение образовательного процесса с использованием психологических уголков в разнообразных видах деятельности | Подготовить пакет документов: тематический план работы с материалами психологического уголка; методические рекомендации; перечень необходимого оборудования; положение о смотре-конкурсе «Лучший психологический уголок в группе», критерии результативности и пакет диагностических методик по отслеживанию результатов работы |
Психологические уголки
В рамках преобразования развивающей предметно-пространственной среды в группах структурного подразделения № 10 Школы № 947 были организованы психологические уголки. Они располагаются в групповой комнате, и оснащены игровым материалом, который можно применять на занятиях и в свободной игровой деятельности. В таблице 2 представлены игровые материалы и направления, для чего они предназначены.
Таблица 2
Материалы психологического уголка
№ | Материалы | ||
1. Зона для психологической разгрузки | |||
1.1 | Уголок для уединения (шатер, палатка и т. д.) | ||
1.2 | Мягкая мебель | ||
1.3 | Фотоальбомы с групповыми и семейными фотографиями | ||
1.4 | Мягкие игрушки | ||
2. Материал для обучения агрессивных детей способам выражения гнева в приемлемой форме | |||
2.1 | Боксерская груша | ||
2.2 | Куклы «Бо-бо» | ||
2.3 | Поролоновые подушки | ||
2.4 | Стаканчики для крика | ||
2.5 | Мишени | ||
3. Материал для обучения детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции | |||
3.1 | Аудио-, видеозаписи (шум моря, звуки леса, музыка для отдыха, релаксации) | ||
3.2 | Цветные клубочки | ||
3.3 | Волшебные предметы (шляпа, плащ, палочка, башмачки и т. д.) | ||
3.4 | Свечи | ||
3.5 | Фонтаны | ||
3.6 | Игры с песком, водой, крупами, пуговицами | ||
3.7 | «Мешочки настроений» | ||
3.8 | «Коробочки добрых дел» | ||
4. Эмоционально-развивающие игры, направленные на обучение детей бесконфликтному общению
| |||
4.1 | «Азбука настроений» | ||
4.2 | «Коврик дружбы» | ||
4.3 | Настольные, дидактические игры «Что такое хорошо? Что такое плохо?» и т. д. | ||
4.4 | Шкатулка с маленькими человечками | ||
4.5 | «Подушка примирения» | ||
4.6 | «Коробочка примирения» | ||
4.7 | «Гусеница настроений» | ||
5. Материал, направленный на повышение самооценки для тревожных, неуверенных в себе детей | |||
5.1 | Подиум | ||
5.2 | Медали | ||
5.3 | «Сонные игрушки» | ||
6. Материал для обучения детей навыкам сотрудничества и согласованным действиям в команде | |||
6.1 | «Твистер» | ||
6.2 | «Парашют» | ||
6.3 | «Гусеница» | ||
6.3 | «Воздушный змей» |
Игры и упражнения психологического уголка
Рис. 1. Зона релаксации
Педагог-психолог презентует детям и воспитателям игры и упражнения в психологическом уголке. Он рассказывает о целях, правилах, содержании, а также проигрывает их с детьми и воспитателями. Дальше игры остаются в группе, где дети самостоятельно или под руководством воспитателя играют в них. В зоне релаксации дети могут снять агрессивное состояние, психоэмоциональное напряжение, усталость, успокоиться, повысить настроение (рис. 1). Игры в психологическом уголке помогают детям распознавать свое эмоциональное состояние, анализировать его; способствуют развитию эмоционального интеллекта. Ниже приведены примеры игр: