Что важно сделать до начала посещения ДОО и в период адаптации

1. Проконсультироваться с участковым врачом, насколько тяжелой ожидается адаптация. Проводить назначенные врачом оздоровительные мероприятия.

2. Устранить факторы риска, увеличивающие вероятность тяжелого периода адаптации: скорректировать домашний режим в соответствии с режимом детского сада, расширить круг общения ребенка, начать закаливать ребенка.

3. Начать подготовку к посещению ДОО за 1–2 месяца — тренировать у малыша адаптационный механизм, готовить его к тому, что однажды ему придется менять поведенческую модель, приучать к самостоятельности и самообслуживанию. Предупредить заранее о предстоящей временной разлуке — чтобы потом это не стало шокирующей новостью.

4. Постоянно говорить ребенку, что его любят и дорожат им. При этом важно, чтобы в семье была благополучная психологическая обстановка. Решение каких бы то ни было проблем (переезд, развод, переселение ребенка в другую комнату, а также рождение ребенка) лучше отложить на время. Поток новых впечатлений и информации может быть губителен.

5. Создать у ребенка положительные ожидания. Рассказать, что детский сад — это место, куда дети приходят играть, там он найдет много новых игрушек и товарищей по играм. Привести в пример старших братьев и сестер, которые уже ходят в детский сад. Не пугать садиком! Нельзя, чтобы он считал посещение детского сада наказанием. Воздержаться от нелестных высказываний в адрес ДОО или воспитателей в присутствии ребенка.

6. Выбрать детский сад по месту жительства, чтобы не возить далеко ребенка и чтобы он мог там встретить знакомых по детской площадке детей.

7. Заранее познакомить ребенка с воспитателями. Рассказать, как общаться с ними, особенно в трудных ситуациях, а также с детьми. Что делать, если его обижают.

8. Сообщить об индивидуальных особенностях ребенка воспитателям и медицинскому работнику ДОО.

9. Не нервничать перед посещением детского сада. Тревога родителей легко считывается детьми.

10. Начать посещение ДОО с четверга. Двух дней до выходных ребенку будет более чем достаточно. За субботу и воскресенье он сможет обдумать новый полученный опыт.

11. Спрашивать, как прошел день в детском саду — что было на обед, во что играли, чему учила воспитательница?

12. Самостоятельно запланировать ребенку каникулы — неделю или две в два-три месяца, когда он сможет посидеть дома и отдохнуть от товарищей и игр.

13. Не наказывать за капризы. Не обращать внимания на выходки ребенка.

Скачать правила в pdf

 

Коррекционная и развивающая работа

Формируем познавательную готовность к школе. Программа «Скоро в школу»

Е.В. Пяташова
педагог-психолог МДОУ детский сад общеразвивающего вида № 28 «Аистенок» г. Подольск


В основе занятий по программе «Скоро в школу» авторские методики Б.П. Никитина, З. Дьенеша, В. Кайе. Они позволяют сформировать критерии подготовленности ребенка к школе: мотивацию на учебу; развитость наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, пространственных представлений; умение фантазировать; проявлять самостоятельность.

Согласно ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования:

  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • открыт новому, т. е. проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в различных видах деятельности.

Задачи программы «Скоро в школу»:

  • развивать восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени;
  • формировать концентрацию, переключение и распределение внимания;
  • тренировать зрительную, слуховую, двигательно-моторную память;
  • учить устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями, формировать основные мыслительные операции;
  • стимулировать речевое развитие путем расширения словарного запаса, тренировки движений пальцев рук;
  • формировать навыки произвольного поведения, усидчивости, целеустремленности.

Принципы организации занятий по программе:

  • субъект — субъективные отношения, т. е. полноценные межличностные отношения, основанные на доверии, искренности;
  • добровольности — добровольное участие в играх и упражнениях;
  • активности — вовлечь детей в специально разработанные действия;
  • принцип индивидуализации — провести игры и упражнения с учетом индивидуального уровня развития каждого ребенка;
  • принцип наглядности — использование различных видов наглядности, рассматривание предметов, картин, что способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми детей знакомит взрослый. Так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер, то данный принцип имеет особое значение в обучении детей.

Программа «Скоро в школу» реализуется с помощью авторских игр Б.П. Никитина, З. Дьенеша, В. Кайе. Они дают простор для развития ребенка, каждый раз получается новая игра.

Б.Н. Никитин разработал игры, которые развивают усидчивость, внимание, фантазию, пространственное воображение, аналитические способности. Ребенок выполняет творческие задания самостоятельно, следуя от простых задач к более сложным.

Блоки З. Дьенеша призваны научить классифицировать и группировать предметы по определенным признакам, объединять и исключать, читать схемы, составлять закономерности, одним словом, развивать логику. Ребенок с удовольствием отправится в путешествие по волшебной стране блоков и не заметит, что был на занятии.

С помощью игр В. Кайе у ребенка развивают внимание, память, сенсомоторные координации, мышление, креативность. Активизируется деятельность не только левого полушария мозга, но и его лобных долей, отвечающих за ориентацию в пространстве, память, восприятие, комбинаторные навыки, усидчивость, терпение, тренируется и зрительный нерв.

Посредством этих авторских игр достигается цель максимально развить творческий потенциал ребенка, обучить его логическому мышлению, анализу, классификации и обобщению.

Ребенка необходимо с играми познакомить, показать как их использовать.

Возрастные особенности психических процессов детей 6–7 лет:

• развивается восприятие, однако дети не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков;

• активно развивается и образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено;

• продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации;

• развивается воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов;

• продолжает развиваться внимание, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 мин;

• активно развивается речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.;

• в результате правильно организованной образовательной деятельности у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи.

Особенности программы «Скоро в школу»:

  • не допускает дублирования программ первого класса;
  • обеспечивает формирование ценностных установок;
  • ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития;
  • обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности;
  • готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности.

Ведущий вид деятельности дошкольников — игра, поэтому все занятия проходят в игровой форме. Постоянная смена видов деятельности не позволяет детям устать или скучать от однообразных заданий.

Программа состоит из 10 занятий (таблица). Занятие проводится 1 раз в неделю продолжительностью 30 минут с подгруппой из 5–6 детей. Количество игр в занятии можно варьировать.

В начале занятия детей необходимо настроить на предстоящую деятельность, снять эмоциональную и мышечную напряженность.

Основная часть включает игры и упражнения, направленные на развитие познавательной сферы (образное мышление, внимание, память). В нее же включены жестовые и подвижные игры, упражнения на развитие мелкой моторики, а также игры, направленные на формирование навыков произвольности. Заканчивается занятие благодарностью за сотрудничество, обменом мнений между взрослым и детьми.

Скачать тематический план в pdf


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: