Педагог-психолог: Ребята, во всех сказках Баба-яга — героиня злая, сердитая. Давайте ее сделаем доброй и веселой.
Инструкция. Педагог-психолог предлагает детям рисунки с изображением Бабы-яги. Задание — с помощью карандашей изменить сказочную героиню, сделать ее доброй.
Коррекционная и развивающая работа
Программа коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста
Е.В. Авдонина
педагог-психолог дошкольного отделения ГБОУ «Гимназия № 1504», Москва
Страхи, эмоциональные нарушения поддаются коррекции и без последствий проходят у детей до 10 лет. Главное — вовремя заметить появление нового страха и помочь ребенку справиться с ним, а кроме того, организовать работу, направленную на профилактику нарушений психического здоровья и коррекцию уже имеющихся. Педагогу-психологу детского сада поможет в этом программа, представленная в этом материале.
Откуда появляются страхи у детей
Большинство страхов передаются детям неосознанно, но некоторые могут сознательно культивироваться родителями в процессе воспитания. Степень выраженности страха зависит от индивидуальных особенностей психического развития, эмоциональной чувствительности, впечатлительности, социальных условий, в которых формируется личность. Условия:
- излишняя опека со стороны взрослых в условиях большого города, закрытый образ жизни, который ведет к усложнению межличностных отношений;
- мало возможностей для совместных игр с другими детьми;
- двигательная пассивность ребенка, потеря навыков коллективной игры, отсутствуют шумные подвижные игры со сверстниками, что обедняет эмоциональную жизнь;
- работающая и доминирующая в семье мать, которая испытывает нервно-психические перегрузки вследствие подмены семейных ролей (роли отца);
- излишне требовательные, честолюбивые родители, которые не учитывают эмоциональную чувствительность и впечатлительность ребенка-дошкольника;
- конфликтные ситуации в семье или разрыв отношений между родителями;
- немолодые, чрезмерно тревожные родители, передающие ребенку беспокойство, которое перерастает в инфантильность и неуверенность в себе.
Кроме того, в последнее время усиливается негативное влияние СМИ на детскую психику (трансляция насилия, жестокости, стихийных бедствий и их последствий). Взрослые часто сами бывают напуганы и за себя, и за своих детей. В связи с этим возрастает количество запретов, всевозможных ограничений детской свободы, самостоятельности, поэтому растет уровень тревожности, у ребенка снижается самооценка, уверенность в себе.
Виды детских страхов
Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены.
В возрасте 3–5 лет часто встречается триада страхов: одиночества, темноты и замкнутого пространства. В этом же возрасте часто возникают страхи перед сказочными персонажами: Бабой-ягой, Кощеем и др. Данные персонажи олицетворяют страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке в данном возрасте любви, жалости и сочувствия.
К 6 годам к ним добавляются всевозможные чудовища, привидения, конкретизирующие страх нападения.
Одна из характерных особенностей детей 6–7 лет — развитое абстрактное мышление, способность к обобщению, классификации, знание категории времени и пространства. Осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений приводит к появлению страха смерти, который тесно связан со страхами нападения, сказочных персонажей, темноты, животных, стихийных бедствий, пожара и войны.
Содержание программы коррекции страхов у дошкольников
Программа ориентирована на работу с детьми 5–7 лет и направлена на коррекцию некоторых видов страхов.
Цель программы: обеспечить эмоциональное благополучие воспитанников в процессе профилактики и коррекции детских страхов.
Задачи:
- создать условия для осознания детьми своих страхов;
- предоставить детям возможность отреагировать свои страхи;
- совместно найти пути преодоления страхов;
- показать конструктивные формы поведения в травмирующих ситуациях;
- повысить самооценку.
Программа состоит из 12 занятий и реализуется в соответствии с тематическим планом (таблица).
Этапы программы:
1. Ориентировочный (1-е, 2-е занятия). Цели — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками, создать условия для формирования чувства безопасности, доверительной атмосферы, познакомить детей с эмоциональным выражением страха в мимике и жестах; выявить виды страхов в группе.
2. Коррекционно-терапевтический (3-10-е занятия). Цели — исследовать свои и чужие эмоции, научиться их выражать вербально и невербально, найти способы преодоления страхов, сформировать конструктивные формы поведения в травмирующих ситуациях.
3. Контрольный (11-е, 12-е занятия). Цель — закрепить полученный опыт.