Специфика современного социально-гуманитарного познания

Характеризуя особенности современного социально-гуманитарного познания и его методов, можно выделить ряд принципиальных черт:

 · в самом широком смысле предмет социогуманитарного познания – сфера человеческой деятельности во всем многообразии ее форм;

 · включённость субъекта в предмет социальногуманитарного познания;

· понимание общества одновременно как объекта и субъекта социального познания; · акцент познания на единичное, индивидуальное, уникальное;

· особая значимость принципа историзма;

· значимость ценностно-смысловых доминант (аксиологический аспект социально-гуманитарного познания);

 · особая значимость герменевтической процедуры «понимания»;

 · усиление значимости семиотической проблематики;

 · акцентирование диалогичности;

· отсутствие универсальных, общепризнанных парадигм;

· осознание потребности в принципах плюрализма, толерантности, дополнительности;

 · ориентация на методы синергетики;

 · требование аполитичности, идеологической непредвзятости, нейтральности;

· тесное сближение и взаимодействие концептуально противоположных методологических подходов: научных и вненаучных, рациональных и внерациональных;

· ориентированность социогуманитарного познания преимущественно на качественную сторону изучаемой действительности.

 

Дифференциация и институциализация социо-гуманитарных наук

 Процесс институциализации социогуманирной дисциплинарности проходил в направлении дифференциации, изменения структуры общефилософской теории, из сферы которой выделялись, дифференцировались социально-гуманитарные науки – психология, этика, эстетика, социология и др., сохраняющие, однако, связь с философией как теоретической и методологической основой. По сути, социальная философия, процесс институциализации которой, по сути, совпадает хронологически со становлением и оформлением социально-гуманитарной дисциплинарности, в органическом единстве со всеми компонентами философского знания выступает в качестве мировоззренческого и методологического основания всех социальных и гуманитарных наук.

В ХIХ в. социально-философские мотивы, при всей их органической включенности в общий контекст философской рефлексии, по мере конкретизации проблематики, роста категориального аппарата оформляются в специфическую область философского знания. Во многом, благодаря становлению философских теорий Гегеля, К.Маркса, О.Конта, Г.Спенсера, М.Вебера и др., происходит конституирование социально-философского знания; социальнофилософская проблематика осознается как отдельная и особая сфера философского знания, со своим категориальным аппаратом, методологией, ярко выраженной концептуальностью целостного, универсального видения общественной жизни. Одной из теоретических основ развития социальной философии является классическая философия истории, в контексте которой формируется системное видение общественного развития, его законов, целей, направленности. Но самая непосредственная связь складывается между социальной философией и социологией, возникновение которой является теоретическим результатом предметного определения социальной философии и которая является теоретическим контекстом современного бытия социальной философии. Социальная философия становится теоретико-методологической базой исторической науки, антропологии, культурологии, социологии, политологии и т.д.

Подобная оценка роли социальной философии позволяет адекватно оценить необходимость философского обоснования социально-гуманитарного знания и в качестве основных функций социально-философской теории выделить именно мировоззренческую и методологическую функции. Социальная философия приобретает статус общей теории познания социальной реальности.

Генезис и развитие социального познания

Проблемы социального бытия всегда входили в число наиболее актуальных проблем человеческого познания в силу своей мировоззренческой ориентированности. Уже в древних мифах мы встречаем осмысление проблем антропо-, социо- и культурогенеза; проблем власти, собственности, нравственности, социальной справедливости и т.п.

 Социальная проблематика занимала значительное место в философской рефлексии на протяжении всей истории философии. Ещё для классической античной мысли (Платон, Аристотель) характерно выделение проблем нравственности и государства как наиболее значимых. Признание особой роли политических институтов даёт Аристотелю основание определить человека как «политическое животное». Стремление к выделению именно политико-государственной сферы как центра общественной жизни остаётся устойчивым вплоть до ХIХ в. Именно в ХIХ веке происходит оформление социальнофилософской и социологической теорий, в категориях которых происходит окончательное разделение понятий «общество» и «государство», разрабатывается теория общества, исходящая из признания естественных основ социального порядка.

 

Переосмысление политико-центристского видения общества

 Однако политико-центристская версия общества была подвергнута переосмыслению задолго до становления социологии как науки об обществе. Уже в теории Т.Гоббса государство и общество не совпадают; Гоббс выводит необходимость государства («Левиафан») из «естественного состояния» общества как «войны всех против всех», преодолённого посредством «общественного договора». Идея «общественного договора» господствовала в социальной мысли ХVII – ХVIII вв., представляя историю не как священный порядок, а как творение человека, подлежащее развитию и изменению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: