Единство общего и частного как понятие

 

Возможно понятие всего, но понятие как понятие только одно; это — категория понятия. Не может быть двух категорий понятия. Если даже допустить два понятия, то они, как таковые, все-таки будут одним и тем же понятием; поэтому допущение двух понятий, как категорий, невозможно.

Мы здесь должны коснуться понятия только с одной стороны, именно с той, что рассмотренные выше отношения частного и общего в результате дают понятие, что определенные отношения суждений и категорий в результате дают то, на основании чего они возможны. Это основание не есть целиком понятие, но содержит его. Рассмотренные выше конечные умозаключения приводят нас именно к такому понятию. Природа понятия будет рассмотрена впоследующем, здесь, как было только что сказано, рассмотрим только одну сторону дела.

Рассмотренные выше отношения частного и общего, дают возможность установить, что понятие есть единство частного и общего, представляющее одну неделимую мысль. И в самом деле, общее вне частного не есть общее, так как такое общее есть частное. Так же частное без общего уже не есть частное, так как только частное и все частные есть все, оно есть абсолютное. Частное, как таковое, есть уже общее. Отрицание частного дает частное же, и отрицание общего дает общее. Они взаимно неразрывны. Они с необходимостью полагают друг друга. Но «оба имеют относительный характер, поэтому являются односторонностями. Частное и общее имеют одну общую мысль, они оправданы одной мыслью и поэтому объединяются в одной мысли. Полагание самого частного, как частного, есть утверждение частного в общей форме. Категория частного не может не быть общей. Частное и общее нераздельны и с этой стороны.

Необходимое единство частного и общего не есть смесь частного и общего, сложное нечто. Их единство есть нераздельное единое, представляющее собой понятие.

Понятия частного и общего необходимы друг для друга не только в отрицательном аспекте, не только в том смысле, что невозможно отрицание ни одного из них, но и в положительном аспекте; их связь необходима так, что ее можно выразить суждениями: «частное есть общее» и «общее есть частное». Поэтому частное и общее являются положительными моментами одного понятия (это доказывается вышерассмотренными непосредственными умозаключениями, а не так, как у Гегеля)[140]. Неразрывность частного и общего дана именно в понятии. Так как частное и общее не имеют смысла отдельно друг от друга, теряют его вне друг друга, переходя» в свое противоречие, то поэтому существует их необходимое единство, одна необходимая для них мысль, являющаяся по­нятием.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: