Формы и приёмы изучения биографии писателя в средних классах

М. Б. Салимова

 

Вопрос о том, какое место должна занимать биография в школьном изучении литературы, давно является объектом пристального внимания и споров педагогов-словесников и методистов. Варианты изложения биографического материала в средних классах не столь разнообразны, как в старших. В первую очередь, это традиционная биографическая справка или эмоциональное слова о поэте.

В настоящее время практически отсутствует систематизация форм и приемов в контексте биографического метода, что вызывает затруднения у педагогов при проведении уроков. Педагогическая задача в работе с биографиями заключается в том, чтобы организовать процессы изучения выдающихся личностей (в нашем случае писателей) с умелым включением обучающе-воспитательных форм и приемов. Обозначим некоторые из них.

Форма наблюдения. Отличительной особенностью этой формы можно считать большую сфокусированность на уникальных аспектах истории жизни человека и на субъективном, личностном подходе к описанию человеческой жизни (4).

К методу наблюдения мы можем отнести следующие приемы:

Прием «Спросите у автора». Этот прием упоминается в статье В. С. Бердяева (3, с. 17). Автор статьи указывает на то, что вопросы могут задаваться автору текста (в его роли выступают поочередно участники экспертной группы или преподаватель). Этот же самый прием может быть модифицирован и перенесен в классно-урочную систему с учащимися старших классов. Вопросы, задаваемые участниками экспертной группы или преподавателем должны носить характер жизненных ситуаций, нравственного выбора, ценностных ориентиров. В дальнейшем учащимися обобщается изученный материал, и делаются соответствующие выводы, фиксируемые в сочинениях-размышлениях или рассуждениях устного характера. Например, могут быть заданы такие вопросы: Как бы мы могли поступить в данной ситуации? Какими принципами вы бы руководствовались в принятии того или иного решения (конкретно по произведению)?

Биографический опросник. Биографический опросник может быть адресован учащимся 8,9 классов с целью выяснения значимых для них жизненных устоев писателя. (Какая часть биографии автора вам близка и почему? Какой поступок вы осуждаете/понимаете больше всего?).

Импровизационные ситуации. Импровизация – первичный и самый древний вид творчества, но до сих пор она остается все-таки одним из наименее изученных явлений в науке. Она присутствует в повседневной жизни человека, в каждом виде искусства, игровом спорте и политике. Импровизация (от лат. импровизус – непредвиденный, внезапный, неожиданный) психологически соответствует ученикам 8, 9 классов, она обучает творчеству, помогает совершать значимые открытия, главное из которых – открытие и познание себя как личности (5).

Одними из импровизационных ситуаций являются (7):

 − Ученическое сочинение (импровизирование) – опираясь на жизненный опыт, взятый из биографии выдающегося писателя, и на собственные жизненные впечатления, продолжить рассказ на заданную тему; придумать продолжение незаконченной ситуации с учетом  исторической эпохи, в которую жил писатель, а также с учетом его психологических особенностей; ответить на неожиданные вопросы, выявленные в биографии, непосредственно заданные самим писателем; дополнить авторское высказывание;

 − «Модальность» – проигрывание одной и той же ситуации от лица разных действующих лиц, участвующих в том или ином значимом событии писателя;

− Импровизация на выражение собственного мнения и отношения к поднятой проблеме – микровыступление «Я и…», мини-сочинение «Что я знаю о…», коллективное обсуждение вопроса «В чем ценность…»; − «Если бы…» – рассуждение, поведение в моделированной учебной деятельности, например: «Если бы я был писателем, то я…»; − «И вдруг…» – выполнение способов выхода из непредвиденных ситуаций, возникающих в учебной деятельности;

− «Мгновенная реакция» – задача учащихся поочередно реагировать на прочитанные учителем биографические ситуации и объяснить, на чем основывалась реакция.

Форма положительного примера (или подражания). Формирующееся сознание школьника постоянно ищет опору в реально действующих, живых, конкретных образцах, которые олицетворяют усваиваемые ими идеи и идеалы. Этому поиску активно содействует явление подражательности, которое служит психологической основой примера как метода педагогического влияния (9). Путем подражания у молодого человека формируются социально-нравственные цели личностного поведения, общественно сложившиеся способы деятельности.

Характер подражательной деятельности изменяется с возрастом и в связи с расширением социального опыта школьника, в зависимости от его интеллектуального и нравственного развития. Поэтому такая форма актуальна для учеников с 5 по 11 классы(9, с. 84– 85).

К методу положительного примера (или методу подражания) мы можем отнести следующие приемы:

Прием инсценирования эпизода (8). Развитие творческих способностей и формирование художественного вкуса в этом приеме проверяется в 2-х направлениях: 1) создание вступительной части инсценированного эпизода из биографии изучаемого писателя с представлением эпохи, исторической справки, жизненной ситуации и т. д. (например, эпизод из биографий А. С. Пушкина, И. С. Тургенева – строгое воспитание в семьях); 2) сама инсценировка эпизода из биографий, возможно, в оценке современного дня.

Форма биографического исследования. По Б. Г. Ананьеву, «биографическое исследование личности, ее жизненного пути и творчества есть род исторического исследования в любой области знания – искусствознании, истории науки и техники, психологии и т. д.» (1, с. 277). К данной форме мы можем отнести:

Прием досье (2). На уроке литературы можно весьма оперативно собрать наиболее полную информацию о любом известном писателе русской литературы. Исследование проходит в режиме досье. Данный вид работы можно применять на уроках 7, 8, 9 классов.  Классу представляется задание собрать «исследовательский материал». Класс делится на пары или тройки. Раздаются вопросы, ответы на которые необходимо творчески подготовить. Среди собранных материалов досье могут быть справки, выписки из архивов, свидетельства очевидцев, слухи и т. д. Для быстроты поиска к вопросам указываются отдельные материалы, страницы и т. д. Главное при отборе фактов – руководствоваться целевой установкой, иметь теоретические ориентиры.

Форма урока-загадки. Этот урок может быть построен с использованием аудиозаписей голоса писателя (если таковые сохранились), изображений его дома, семьи и т. д., рассказ о биографии и интересных вехах жизни. В конце урока дети обязательно угадывают, о ком шла речь. Таким образом, у учащихся развивается логическое мышление, а также сохраняется интерес и познавательная активность на протяжении всего урока (4).

Форма литературной гостиной заимствована из салонной жизни Петербурга 19 столетия и отнесена к формам художественно-творческой ориентации. Литературная гостиная — гибкая форма работы, предполагающая: свободное общение на литературном материале; действительное наличие гостей, то есть приглашенных писателей, поэтов, творческих людей, профессиональных читателей-критиков, журналистов; “живой” диалог “на равных”.  

ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования требуют от педагога использования информационно-коммуникационных технологий, в связи с этим выделим такие формы, применимые в среднем звене школы(4):

Презентация – форма подачи задействует различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся. Специфика подготовки презентации, безусловно, определяется типом урока.

Повествование с использованием видеоряда. Использование видеоряда на уроке может быть представлено в виде записи живых выступлений поэтов, краткого обзора семьи и жилища творца, чтения отрывов произведений в современной интерпретации, также учитель может подобрать какое-либо видео в качестве эпиграфа к уроку.

Форма заочной экскурсии. Так как к 9 классу учащиеся довольно хорошо знакомы с биографией А.С. Пушкина, небольшие заочные экскурсии «По пушкинским местам», подготовленные учениками, помогут в необычной форме повторить известный материал (6). Хорошо организованная заочная экскурсия является важным элементом постижения личности писателя.

Благодаря возросшему вниманию к выдающейся личности в современной культуре, востребованности мемуарных жанров, биографических описаний и изысканий, биографический метод в литературе не теряет своей актуальности. Изучение биографии во взаимосвязи с творчеством должно стать непременным условием более глубокого и всестороннего постижения изучаемого произведения, художественной индивидуальности писателя.

Список литературы:

1. Ананьев, Б.Г. О проблемах современного человекознания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – М., 1977. – 380 с.

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания [Текст] / Б. Г. Ананьев. – Л., 1968. – 337 с.

3. Бердяев, В.С. Организация аудиторной самостоятельной работы студентов в малых группах [Текст] / В.С. Бердяев // Проблемы личностно-ориентированного образования: методология, теория и технология: материалы Междунар. научно-практ. конф. 30 апр. 2008 г. – Шадринск: Изд-во Шадринского гос. Пединститута, 2008. – С. 15–17.

4. Васильев, В.В. Современные педагогические технологии / В.В. Васильев, Г.М. Анохина. – Воронеж: ВОИПКРО, 2003. – С. 25

5. Воробьев, П.Г. Принципы и методы изучения биографии писателя / В.В. Голубков // Преподавание литературы в 8 классе. – М., 1958. – 289 с.

6.  Всероссийский музей А.С. Пушкина – URL: http://www.museumpushkin.ru (дата обращения: 28.04.2020г.). 

7. Дробот, В.Н. Изучение биографии писателя в школе: Пособие для учителя. [Текст] / В.Н. Дробот. – Киев, 2011. – 387 с.

8.  Каплан, И.Е. Изучение биографии писателя в старших классах: Пособие для учителя. [Текст] / И.Е. Каплан. – М., 2002. – 297 с.

9. Сластенин, В. А. Общая педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений; в 2 ч. Ч. 2. / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 256 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: