Речевой материал по коррекции нарушенного звукопроизношения

Произнести слоги с изменением ударения

ся –ся –ся        се - се - се       си –си - си               

ся –ся –ся        се - се - се       си –си - си          

ся – ся –ся       се – се –се       си – си -си

Назови ласково

             сосна – сосёнка

             лестница –

             бусы –

             осина –

             басня –

             песня –

3. Игра «1-2-5» - сеть, песня, песенка, осина, лесенка.

Спряжение в настоящем времени по образцу 

                Сидеть на лесенке и петь песенки.

         Я сижу на лесенке и пою песенки. (ты, он, она, мы, вы, они)

Измени предложение по образцу

У Маши шуба. – Это Машина шуба.

У Миши машина. –

У Паши мешок. –

У Даши шахматы. –

У Саши шапка – ушанка. –

  1. Игра «Путаница». Скажи правильно. Образец: Павел, галстук, магазин, купил, в. Павел купил в магазине галстук.

Павел, галстук, новый, надел.

Павел, ёлка, зал, в, поставил.

Павел, хлеб, колбас, с, ел.

Павел, балкон, на, стоял.

Павел, небо, молния, в, увидел.

Павел, халва, Ольга, угостил.

Небо, солнышко, в. полдень, светило.

  1. Измени предложения по образцу. Образец: Галка хочет пить.- галка хотела пить.

Галка хочет пить.

Галка кидает камешки в кувшин.

Галка пьёт воду.

Галка скачет возле кувшина.

Галка напьётся воды.

Вода поднимается все выше.

8. Игра «Эхо». Образу слова по образцу.

Дом в два этажа – двухэтажный дом

Дом в пять этажей -

Дом в шесть этажей -

В доме много этажей –

Шкаф для книг –

Пакет из бумаги –

Костюм для пляжа –

Вагон для багажа -

 

Произнести слоги с изменением ударения

ся – ся – ся        се - се - се       си – си - си               

ся – ся – ся        се - се - се       си – си - си          

ся – ся – ся       се – се –се       си – си -си

 

Назови ласково

             сосна – сосёнка

             лестница –

             бусы –

             осина –

             басня –

              песня –

 

Игра «1-2-5» - сеть, песня, песенка, осина, лесенка.

 

Спряжение в настоящем времени по образцу

                Сидеть на лесенке и петь песенки.

 

         Я сижу на лесенке и пою песенки. (ты, он, она, мы, вы, они)

 

Измени предложение по образцу

У Маши шуба. – Это Машина шуба.

У Миши машина. –

У Паши мешок. –

У Даши шахматы. –

У Саши шапка – ушанка. –

 

Игра «Путаница». Скажи правильно. Образец: Павел, галстук, магазин, купил, в. Павел купил в магазине галстук.

Павел, галстук, новый, надел.

Павел, ёлка, зал, в, поставил.

Павел, хлеб, колбас, с, ел.

Павел, балкон, на, стоял.

Павел, небо, молния, в, увидел.

Павел, халва, Ольга, угостил.

Небо, солнышко, в. полдень, светило.

Измени предложения по образцу. Образец: Галка хочет пить.- Галка хотела пить.

Галка хочет пить.

Галка кидает камешки в кувшин.

Галка пьёт воду.

Галка скачет возле кувшина.

Галка напьётся воды.

Вода поднимается все выше.

 

 

Игра «Эхо». Образу слова по образцу.

Дом в два этажа – двухэтажный дом

Дом в пять этажей -

Дом в шесть этажей -

В доме много этажей –

Шкаф для книг –

Пакет из бумаги –

Костюм для пляжа –

Вагон для багажа -

 

Упражнения артикуляционной гимнастики

   Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам

очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки

тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали.

И нисколько не устали!

              Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю,
И на место возвращаю.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

   Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта.

Тик-так, тик-так,

 ходят часики вот так.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

   Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий,

Получается лопатка
 И, при этом я считаю: 

раз, два, три, четыре, пять...

   Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну,

подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать:

раз, два, три, четыре, пять...

   Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас

станет горочкой у нас.
 Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз.
 Скатываются зубки с горочки.

 

       









Упражнения дыхательной гимнастики

«Снежинка»

Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: вата, мелкие бумажки, пушинки.

Ход игры: ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребенка должны быть округлены и слегка вытянуты вперед. Желательно не надувать щеки при выполнении этого упражнения.

 

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.

Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.

 

 «Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Ход игры: Поиграйте с ребенком в мыльные пузыри: сначала взрослый выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

 

«Осенние листья»

Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.

Оборудование: осенние кленовые листья, ваза.

Ход игры: Перед занятием соберите вместе с ребенком букет осенних листьев (желательно кленовых, так как у них длинные стебли) и поставьте их в вазу. Предложите подуть на листья.

 

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.

 

 

 «Задуй огонёк»

Ход игры: ребенку предлагается подуть на пламя свечи.

Также – «Подуй в дудочку!», «Надуй шарик»,

 

 

  

 

  

               


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: