Основы социально-гуманитарных наук.
Преподаватель Кучукова Л.Н.
Организационный момент.
1.1. Обозначьте свое присутствие на учебном занятии, поставив «+» в комментариях.
1.2. Выполнив задания, вышлите в конце учебного занятия их фотографии мне в личные сообщения. Фотографии д.б. правильно ориентированы, удобочитаемыми.
Инструктция по выполнению учебных заданий.
1. Изучите представленный теоретический материал.
2. Ответьте письменно на вопросы по изученному материалу.
Вопросы для проверки уровня усвоения материала:
1. Дайте определение политического поведения.
2. Назовите представителей, положивших начало исследованиям политического поведения.
3.Назовите главную тему научных исследований политического поведения представителей Чикагской школы.
4. Назовите основные методологические принципы политического поведения, сформулированные Г. Лассуэлом.
5. Составьте таблицу «Т еоретические модели политического поведения »
Название модели | Основные идеи |
6. Чем, по вашему мнению, объясняется абсентеизм?
|
|
Теоретический материал для изучения.
Тема «Понятие политического поведения личности».
Вопросы для изучения.
1. Сущность политического поведения.
2. Основные модели исследования политического поведения.
3. Классификация политического поведения.
4.Формы политического поведения.
5. Факторы политического поведения.
Сущность политического поведения.
Политическое поведение - сложное и многогранное явление политической жизни общества. Изучение политического поведения берет свое начало в исследованиях электорального поведения, эмпирических данных социологических, демографических наук, данных социальной психологии. Анализ политического поведения имеет большое прикладное значение, поскольку позволяет не только прогнозировать его основные направления, но и в определенной степени воздействовать на него, конструировать эти направления, желательные для политических институтов и общественной системы в целом.
Политическое поведение является одним из составных элементов социального поведения индивидов. Специфика политического поведения, т.е. его отличие от других видов общественного поведения, состоит в том, что оно определяется политическими интересами личности. Их основным объектом выступает политическая власть, ее организация и использование. Целью политических действий и поступков, т.е. политического поведения, в конечном счете, является политическая власть и в первую очередь ее государственная форма.
Выделяются осознанные формы политического поведения, в основе которых лежат ценностные и иные рациональные мотивы и неосознанные, где мотивирование не контролируется сознанием. К подсознательной мотивации, неосознаваемым основаниям относятся такие, как влечение к агрессии, нарциссизм, сексуальное утверждение, чувство виновности и т.п. Один из крупнейших политологов Г. Лассуэлл в своей работе применил метод психоанализа к истолкованию политических явлений. Политическое поведение рассматривается им как личностная реакция на социальные обстоятельства, мотивированная подсознательными влечениями. Важнейшее значение среди них имеет стремление к приобретению уважения окружающих через власть, сексуальные влечения и агрессию.
|
|
Однако признание значения подсознательной мотивации политического поведения, высокой степени его зависимости от состояния психики человека и его жизненного пути не означает ограничения факторов детерминации политического поведения только этой сферой, требуется учет многих других факторов и обстоятельств, от которых оно зависит. Это тем более важно иметь в виду, потому что в политическом поведении, как и в коллективном действии, люди ведут себя по-разному.
Таким образом, политическое поведение представляет собой совокупность действий и поступков, предпринимаемых субьектом политики по отношению к политической практике.
Основные модели исследования политического поведения.
Понять мотивы политического поведения людей учёные пытались еще в XIX веке. В частности, можно говорить о том, что попытку социологического анализа политического поведения предпринял Карл Маркс, разрабатывая классовую теорию. Согласно ней интересы и предрасположенности человека в политике зависят от общественного класса, к которому он принадлежит. В дальнейшем эта традиция социологического подхода к изучению политических действий (бездействия), при которой исследуемые индивиды дифференцируются по определённому признаку в ходе исследований, получит своё развитие в работах других исследователей.
Научный интерес к проблематике политического поведения рос по мере осознания того, что политика как система институтов, как символическая реальность, как совокупность процессов, существует только благодаря людям, их способности в бесконечном пространственно-временном континууме создавать, воспроизводить и изменять многообразные формы политической жизни. При этом ученых интересовали не только виды политической активности, но и причины, побуждающие людей совершать политические действия, создавать и разрушать государства, воспроизводить и изменять политические структуры, творить политические идеологии и доктрины, придумывать политические мифы, поддерживать определенных кандидатов. В настоящее время изучение мотивации составляет главное содержание исследований политического поведения.
Фундамент современных исследований политического поведения был заложен представителями Чикагской школы в лице Ч.Мэрриама, Г.Госнелла, Г.Лассуэлла, Л.Уайта. Именно они на фоне господствовавших в начале XX в. историко-сравнительного и нормативного подходов предприняли попытку придать исследованиям в области политики более строгий, всесторонне обоснованный характер. Выступая с позиций неопозитивизма, они считали, что научные теории должны отличаться высокой степенью аналитичности, быть свободными от ценностных суждений, подвергаться верификации, эмпирической проверке.
Поскольку научному наблюдению доступны в первую очередь действия людей, то не удивительно, что проблематика политического поведения оказалась в центре научных интересов представителей Чикагской школы. Первой крупной исследовательской работой в этой области стало изучение установок избирателей во время выборов мэра Чикаго в 1923 г., проведенное под руководством Ч.Мэрриама и Г. Госнелла. Фактически это был первый опыт массовых опросов с целью выявления электоральных предпочтений, позволявший перейти к созданию верифицируемых теоретических моделей политического поведения. Г. Госнелл поставил также первый в истории политической науки эксперимент с целью выявления воздействия на ход голосования направленной агитации.
|
|
В работах представителей Чикагской школы обозначилась также главная тема научных исследований политического поведения — тема мотивации, объяснения причин, побуждающих людей участвовать в политической жизни общества. Так, например, Г.Лассуэлл сформулировал ряд важных методологических принципов, не утративших своей актуальности в наши дни.
Во-первых, он подчеркнул значимость индивидуальной биографии. Чтобы глубже понять мотивы политических действий отдельных людей, необходимо анализировать их индивидуальный опыт.
Во-вторых, он указал на важность иррациональной составляющей политического поведения, на то, что даже сам человек далеко не всегда понимает мотивы собственного поступка. Например, в отношении человека к верховной власти может присутствовать подавленное чувство ненависти к отцу, которое на бессознательном уровне воздействует на его поступки, создает иррациональные основания политических действий.
В-третьих, наличие скрытых мотивов делает невозможной однозначную реакцию человека на внешние стимулы.
В 50-е гг. XX в. в ходе изучения электорального поведения сложились три теоретические модели политического поведения — социологическая (колумбийская), социально-психологическая (мичиганская) и рационального выбора. Эти теоретические модели на протяжении нескольких десятилетий определяли содержание исследований политического поведения.