Тема: Зерновые (хлебные) грузы

План:

1. Качественная характеристика грузов.

2. Склады для хранения

3. Комплексная механизация погрузки и выгрузки зерна.

4. Требования техники безопасности и противопожарные мероприятия

1. Качественная характеристика грузов.

К основным культурам зерновых грузов относятся: хлебные (пшеница, рожь, кукуруза, ячмень, овес, рис, просо, гречиха) и продукты их переработки; бобовые (горох, чечевица, фасоль, соя); масленичные (подсолнечное, льняное, конопляное, хлопковое, горчичное семя и др.). Установлены стандарты на качество зерна каждой культуры и на именования, которые, в свою очередь, разделяются на виды в зависимости от ботанических и других признаков. (Например: пшеница — яровая и озимая, белозерная или краснозерная и др.; рожь — озимая северная, озимая южная и т.д.) По некоторым культурам виды разделяются еще на подвиды, классы и сорта в зависимости от их свойств и качественных показателей. Качественным и показателями зерна являются его натура, влажность и степень чистоты. Натурой зерна называется его вес известного объема. Степень чистоты зерна характеризует наличие в нем посторонних примесей. Влажность определяется высушиванием зерна в специальных шкафах. Смешивание зерна различных видов и сортов не допускается. Перевозки их ранение осуществляются раздельно. Физиологические свойства зерна определяют особые условия его хранения. Зерно следует предохранять от атмосферных влияний, так как оно обладает гигроскопичностью. При повышенной влажности в зерновой массе возможен процесс самосогревания, который вызывает порчу зерна. Большие потери зерна создаются также при заражении его хлебными вредителями. В связи с указанными особенностями зерновых грузов к складам, а также хранению и перевозке зерна предъявляют особые требования. При хранении необходимо систематически наблюдать за состоянием зерна и периодически очищать, подсушивать и сортировать его. Это увеличивает объем погрузочно-разгрузочных и складских работ. Такие зерновые культуры, как кукуруза, большинство бобовых, рис и др., требуют особых условий хранения и перевозки. Для них нужны специально оборудованные складские помещения. Влажную кукурузу в початках хранят, как правило, в крытых складах, устраивают закрома со стенами реечной конструкции (просветы шириной 3 см) и устанавливают реечные вентиляционные трубы высотой 2 м. При засыпке в закрома на высоту 4 м устанавливают одну на другую две вентиляционные трубы. Пол склада делают решетчатым. Между слоем утрамбованной глины и полом предусмотрен воздушный промежуток. Все это необходимо для хорошей вентиляции склада.

2.     Склады для хранения.

По своему назначению зерновые склады подразделяют на заготовительные, перевалочные, производственные и базисные. Часто зерновые склады имеют несколько из указанных назначений. Например, они могут быть одновременно перевалочными и базисными или перевалочными и производственными и т. д. Строят их в виде элеваторов или зданий павильонного типа. Основным типом зерновых складов являются элеваторы. Элеваторы— полностью механизированные зернохранилища. Каждое из зернохранилищ (элеваторов) состоит из рабочей башни и силосных корпусов. В нижнем этаже башни расположены башмаки ковшовых конвейеров (норий). К ним подведены ленточные конвейеры от приземных ларей и под силосного помещения. На следующих этажах башни находится оборудование для очистки и сушки зерна: на верхнем — расположены головки ковшовых конвейеров, а ниже их — весы с бункером. Разделяют элеваторы на заготовительные (линейные), которые служат для приема зерна непосредственно от производителей и отгрузки его потребителям; на мельничные (производственные) или перевалочные (портовые, базисные) элеваторы для перевалки с одного вида транспорта на другой или для длительного хранения. После взвешивания зерно поступает в очистительные машины или над силосными ленточными конвейерами доставляется в силосные корпуса. Заготовительные линейные элеваторы служат для приема зерна от сельскохозяйственных предприятий и отгрузки на мельничные(производственные) или перевалочные (портовые, базисные) элеваторы для перевалки с одного вида транспорта на другой или для длительного хранения. Мельничные (производственные) элеваторы отличаются от заготовительных прежде всего большей вместимостью и высокой производительностью оборудования для приемки зерна из вагонов. Портовые и перевалочные элеваторы обеспечивают перевалку зерна с железной дороги на водный транспорт или наоборот; имеют мощные приемные и отгрузочные устройства. Базисные элеваторы служат для длительного хранения зерна. Они имеют необходимое оборудование для систематического контроля за его состоянием и высокопроизводительные устройства для приема и отгрузки. Зерновые склады павильонного типа получили наибольшее распространение в качестве прирельсовых железнодорожных складов. Они снабжены стационарными и передвижными средствами механизации и специальными сушильно-очистными башнями с оборудованием для приемки, обработки и отгрузки зерна. Элеваторы и зерновые склады, как правило, строят из негорючих материалов. Силосные корпуса круглой или квадратной формы в плане изготавливают из монолитного или сборного железобетона. Диаметр круглых силосов  устанавливают до 6 м, толщину стен 20—25 см, высоту до 30 м. Вместимость типовых сдвоенных круглых силосных корпусов достигает 2 × 8 тыс. т; 2 × 16,7 тыс. т;2 × 25 тыс. т, одного круглого силоса — около 600—650 т. Размеры (в плане) квадратных силосов составляют 3 х 3 и 4 х 4 м, а высота достигает  30 м. Их собирают из плит или объемных блоков толщиной 25 см. Вмести мость силоса около 150 т. Стены зерновых складов возводят из железобетона, кирпича, крупных шлакобетонных и бетонных блоков и других стеновых материалов. Полы асфальтируют, укладывают на бетонном основании; кровля асбестоцементная.  Вместимость зерновых складов из железобетонных конструкций достигает 5,5 тыс. т. В проектах новых элеваторов предусматриваются: дистанционное управление оборудованием с диспетчерского пульта, блокировка электродвигателей, контрольно-световая производственная сигнализация, радиотелефонная связь, а также дистанционный контроль температуры зерна в силосах. Разработаны типовые проекты зерновых механизированных складов, из сборного железобетона вместимостью 5,5 тыс. т. Крыша делается под углом 25° к горизонту, что соответствует углу естественного откоса зерна. Чтобы разгрузить стены от бокового давления зерна, их обваловывают грунтом или укрепляют анкерными плитами. Для экономии строительных материалов разработаны типовые зерновые склады сводчатой конструкции. Их собирают из тонкостенных железобетонных элементов и монтируют без промежуточных опор. Длина такого склада составляет 90 м, а вместимость — 4200 т. У другого варианта склада такого типа сводчатые арки надувные, установлены они с шагом в 3 м. В них поддерживается избыточное давление 0,04 МПа. Заполняют склад верхним подвесным конвейером, а выдают зерно из него нижним тоннельным конвейером. Вентилятор обеспечивает активную вентиляцию склада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: