Понятия «метод», «технология», «прием» в системе педагогических категорий

В общем значении методология рассматривается рядом исследователей как учение о структуре, логической организации, методах и средствах теоретической деятельности.

Метод – это способ достижения какой-либо цели, решения какой-либо задачи; совокупность приемов и операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методы – это способы взаимосвязанной деятельности социального педагога и ребенка, которые способствуют накоплению позитивного социального опыта, содействующего социализации или реабилитации ребенка.

В зависимости от сферы применения выделяются отдельные группы методов: методы воспитания; методы педагогической реабилитации; методы педагогической коррекции и др. Внутри каждой группы разработаны свои методы, в зависимости от того, на что они нацелены и каким способом решают проблему.

Так, методы воспитания – это специфические способы воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребностно-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навыков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенствования.

По отношению к социально-педагогической технологии методы могут выступать ее составной частью, обеспечивая в совокупности решение проблемы. Чтобы определить, какой метод необходим в определенной социально-педагогической ситуации для решения функциональной задачи, необходимо пользоваться классификацией методов.

Выбирая метод воспитания, социальный педагог должен учитывать следующие условия: уровень воспитанности личности школьника и коллектива; практическую задачу, стоящую перед педагогом; приверженность педагога к определенным стилям педагогического взаимодействия (демократический, авторитарный, либеральный); ситуацию школьной жизни; психологическое состояние ученика и класса в конкретной ситуации.

В педагогической теории и практике помимо метода широко применя­ется также понятие «прием». Под термином «прием» следует понимать отдельное своеобразное действие, движение, способ осуществления чего-либо. В педагогике – это составляющая часть способа использования какого-либо средства в процессе педагогической деятельности.

Таким образом, прием понимается как частное выражение метода, его конкретизация, он носит по отношению к методу частный, подчиненный характер. Соотношение между методом и приемом можно рассматривать как взаимодействие родового (метод) и видового (прием) понятий. Фактически каждый метод реализуется через совокупность отдельных приемов, которые накапливаются практикой, обобщаются теорией и рекомендуются к их использованию всеми специалистами. Например, метод убеждения может включать следующие приемы: постановка проблемы, выдвижение нравственной нормы, обмен мнениями, анализ поступков ученика в соответствии с нормой и т. д.

Э.Ш. Натанзон выделяет, например, «созидающие» и «тормозящие» приемы. К «созидающим» он относит такие приемы как поощрение, внимание, просьба, проявление огорчения, укрепление веры ребенка в собственные силы, доверие и т.д. К «тормозящим» он относит: приказание, намек, ласковый упрек, мнимое безразличие, мнимое недоверие, проявление возмущения, осуждение, предупреждение и др.

Таким образом, можно заключить, что применение того или иного приема педагогом зависит от конкретной социально-педагогической ситуации, мотивов поведения ребенка, умения ориентироваться в сложившейся ситуации, арсенала приемов, которые специалист имеет в запасе.

Часто в педагогической литературе происходит подмена понятий «методика» и «технология», что делает целесообразным рассмотрение соотношения этих понятий, что мы и сделаем ниже.

Термин «технология», по мнению ряда русских ученых, трактует воспитание как алгоритмизированный процесс с заранее прогнозируемым результатом, что противоречит сути самой педагогической науки и деятельности, так как педагогам приходится иметь дело с живыми людьми, имеющими индивидуальные особенности, что требует специфического подхода в каждом случае (В.И. Слуцкий, С.Д. Поляков, М.В. Шакурова и др.). В этом отношении ими выделены следующие основные отличительные черты методики в сравнении с технологией:

· ожидаемый результат педагогической работы не может быть досконально конкретизирован, т.к. крайне сложно придать изменяемому объекту необходимые для дальнейшей «обработки» свойства, если исходным и конечным результатом выступает человек, а основным параметром изменения – одно или несколько его свойств;

· нужная последовательность даже самых результативных процессов или мероприятий не гарантирует достижения полной эффективности; человек – многофакторная система, на него оказывает влияние огромное количество внешних воздействий, сила и направленность которых различна, а порой и противоположна, поэтому заранее предсказать эффект того или иного влияния часто невозможно;

· огромную роль играет обратная связь, возможно выборочное повторение отдельных частей процесса и др.

Таким образом, совершенно очевидно, что невозможно технологизировать всю социально-педагогическую деятельность. Ибо различные направления работы социального педагога в разной степени поддаются технологизации. Например, деятельность по охране прав ребенка в большинстве случаев построена на заранее разработанных технологиях, значительная часть которых имеет узаконенную процедуру исполнения. Работа же в открытой среде, «на улице», наоборот спонтанна, интуитивна, хотя и использует определенные технологии (технология группового общения, технология преодоления межличностных конфликтов и т.д.). В этом отношении скорее можно говорить о необходимости постоянного приспособления типовых алгоритмов к конкретной ситуации с учетом их характеристик, обязательности индивидуального целеполагания, что и позволяет делать методика.

Исходя из сказанного, термин «технология» в отношении воспитательного и социально-педагогического процесса, по мнению ряда ученых, можно применять только для обозначения совокупности педагогических приемов и техник, направленных на решение конкретных педагогических задач (технология организации коллективных творческих дел, технология организации ролевой игры и т. д.). При этом термин «методика» трактуется ими как система технологий, способствующих решению более глобальных педагогических целей (методика нравственно-правового воспитания и т. д.).

На этой основе структура социально-педагогической деятельности представляется данными педагогами следующим образом: «методика → технология → техники (методы)», что, по нашему мнению, является весьма логичным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: