В результате проведенных в России экономических преобразований: разгосударствления и приватизации — на водном транспорте появились предприятия и организации различных форм собственности, что привело к структурным изменениям в отрасли, созданию новых организационных структур управления (ОСУ).
При создании новых ОСУ учитывалась как общая концепция совершенствования управления экономикой страны, так и роль водного транспорта в ее обслуживании, экстерриториальность его деятельности и необходимость установления четких государственных требований к системам обеспечения безопасности и эффективности транспортного процесса.
С 2004 г. централизованное управление транспортной системой в России на государственном уровне осуществляется трехзвенной организационной структурой Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта и Федеральные агентства являются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими, соответственно, функции:
• выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере транспорта, включая городской электрический и промышленный транспорт, дорожное хозяйство, ведение переговоров и заключение международных договоров;
• контроль в сфере транспорта, включая промышленный, кроме вопросов безопасности дорожного движения;
• оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в установленной сфере.
Полномочия и организация деятельности указанных органов исполнительной власти в сфере транспорта приведены в положениях (прил. 1, 2, 4).
На региональном уровне централизованное управление осуществляют государственные территориальные органы: морским транспортом — администрации морских портов (АМП) и филиалы ФГУП ≪Росморпорт ≫, речным транспортом — Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства (ГБУ) Эти органы управления выполняют контрольно-надзорные, координационные и хозяйственные функции по организации судоходства в целом, регулированию движения и обслуживания судов, использованию государственного имущества.
Их основными задачами являются:
• эксплуатация, развитие и строительство водных путей, гидрохнических и портовых сооружений;
• координация действий по вопросам обеспечения безопасности судоходства, экологической и пожарной безопасности;
• надзор за технической эксплуатацией объектов морского и речного транспорта, находящихся в федеральной собственности;
• надзор за соблюдением законов, правил и международных договоров Российской Федерации по торговому мореплаванию.
Администрации создаются в морских портах, которые, также как ГБУ и филиалы ≪Росморпорта≫, осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На территории Российской Федерации образовано 15 ГБУ и одно государственное предприятие — ≪Канал имени Москвы≫
(прил. 6).
В процессе реструктуризации системы централизованного государственного управления морским транспортом из ранее существовавших Морских администраций портов (МАП) были выделены Администрации морских портов (АМП) и ≪Росморпорт≫ с разделением и возложением на них соответственно административных и хозяйственных функций. В соответствии с направлениями деятельности АМП являются некоммерческими, а≪Росморпорт≫ и его филиалы — коммерческими структурами.
В таком же направлении ведется работа по реформированию системы управления внутренним водным транспортом Российской Федерации. В соответствии с принятой концепцией основными задачами этого реформирования является разделение административных полномочий и хозяйственных функций, со-вершенствование системы финансирования обеспечения безопасной эксплуатации судоходных гидротехнических сооружений и внутренних водных путей и развития судоходства.
Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства в форме федеральных государственных учреждений будут осуществлять административно-властные полномочия и функции бюджетораспорядителей. Судоходные гидротехнические сооружения планируется оставить закрепленными за ними на праве оперативного управления. На них же возлагается и обес-
печение безопасности судоходства.
Содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений будет осуществляться на контрактной основе. Для выполнения этих функций и диспетчерского регулирования создается хозяйствующий субъект — ФКУ ≪Речводпуть ≫. ГБУ преобразуются в администрации речных бассейнов(АРБ) с созданием в них института капитанов речных бассейно в,на которых, как и на морском транспорте, будут возложены функции государственного портового контроля — функции портовых
властей.
В иерархической структуре управления водным транспортом АМП, ≪Росморпорт≫ и ГБУ замыкаются на Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Основные положения по организации движения и обслуживания судов в морских портах определяют обязательные постановления по портам, на внутренних водных путях — регламентирует≪Порядок руководства движением судов по внутренним водным путям Российской Федерации≫. Положения этого документа распространяются на все суда, плавающие по внутренним воднымпутям, а также на все юридические лица (независимо от их организационно-правовой формы и ведомственной принадлежности)и физических лиц, эксплуатирующих суда.
Особенности судоходства в каждом бассейне отражаются в ≪Положении по диспетчерскому управлению в бассейне≫.
Оперативное управление движением и обслуживанием судов осуществляет диспетчерский аппарат судовладельцев (пароходств, судоходных компаний и др.) при непререкаемом авторитете диспетчерского аппарата ГБУ и АМП.
Диспетчер является ответственным организатором и руководителем эффективной и безопасной работы флота; он вправе запретить движение судна, если не обеспечивается безопасность данного или других судов.Следует заметить, что капитаны судов также являются активными и ответственными участниками — соорганизаторами судоходства. На них возлагается обязанность проверить перед выходом в рейс: состояние судна, надежность работы средств связи и управления судном, крепление груза. О готовности судна к рейсу капитан обязан доложить диспетчеру.