Согласные звуки. Звуки «С», «Сь»

Свистящие, шипящие, сонорные”.

Валентина Викторовна Гербова.

Направление «Речевое развитие».

Образовательная область «Коммуникация».

 

Развитие звуковой культуры речи.

 

Задачи.

& Закреплять правильное произношение детьми гласных и согласных звуков.

& Отрабатывать произношение детьми свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков.

& Продолжать работу над дикцией детей: совершенствовать отчётливое произнесение слов и словосочетаний.

& Совершенствовать интонационную выразительность речи детей.

& Развивать артикуляционный аппарат детей.

& Развивать фонематический слух детей: формировать умение детей. различать на слух и называть слова, начинающиеся на определённый звук.

Перспективный план

«Развитие звуковой культуры речи у детей 4-5 лет».

Месяц Звуки Деятельность.

Сентябрь

С

Игровое упражнение «Степь». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «с», в произнесении звука с разной интонацией. Укреплять мускулатуру языка. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать внимание детей.
Игровое упражнение «Песенка сусликов». Задачи. Упражнять детей в произнесение звуков "с" и "сь". Развивать фонематический слух, память детей. Упражнять детей в умении удерживать язык в нужном положении. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровая ситуация «Осы». Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "с". Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом.
Ситуация общения «Слова звучат». Задачи. Вызвать у детей желание вслушиваться в звучание слов. Формировать умение детей в самостоятельном назывании слов и чётком произнесении звуков в них. Воспитывать чуткость к художественному слову. Упражнять детей в умении удерживать язык в нужном положении. Развивать мускулатуру языка.

Октябрь

З

Игровое упражнение «Зуделка». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука "з". Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Формировать умение детей удерживать язык в нужном положении. Развивать внимание детей.
Игровое упражнение «Песенка комара». Задачи. Упражнять детей в произнесение звуков "з" и "зь". Отрабатывать произвольные движения языка детей, развивать координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать внимание и память детей.
Игровая ситуация «Козы». Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "з". Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом.
Игровое упражнение «Поймаем слова со звуком "З"». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Формировать умение детей различать на слух слова, начинающиеся на звук "з". Обогащать словарь детей новыми словами. Выработать у детей умение менять положение языка. Укреплять мускулатуру языка.

Ноябрь

Ц

Игровое упражнение «Песенка лесного конька». Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "ц". Совершенствовать интонационную выразительность речи. Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх. Воспитывать чуткость к художественному слову. Вызвать у детей интерес к жизни лесных птиц, к звукам природы.
Игровое упражнение «Белочка». Задачи. Упражнять детей в произнесении звука "ц", в изменении темпа речи. Укреплять мышцы языка, отрабатывать подъём языка вверх. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать внимание детей.
Игровая ситуация «Овца». Задачи.Упражнять детей в произнесение звука "ц". Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом.
Игровое упражнение «Поймаем слова со звуком "Ц"». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Формировать умение детей различать на слух слова, начинающиеся на звук "ц". Обогащать словарь детей новыми словами.

 

Месяц Звуки Деятельность.

Декабрь

Ш

Игровое упражнение «Машины». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука "ш". Выработать умение детей менять положения языка с постепенным ускорением темпа. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровое упражнение «Шорох». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука "ш", соблюдая ритм. Формировать умение детей удерживать язык в форме чашечки. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать внимание и память детей.
Игровая ситуация «Музыкальные слоги». Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "ш". Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом.
Игровое упражнение «Поймаем слова со звуком "Ш"». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Формировать умение детей различать на слух слова, начинающиеся на звук "ш". Обогащать словарь детей новыми словами.

Январь

Ж

Игровое упражнение «Жук». Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука "ж". Выработать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Развивать подвижность языка. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровая ситуация «Ёж». Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "ж". Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом.
Игровое упражнение «Поймаем слова со звуком "Ж"». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Формировать умение детей различать на слух слова, начинающиеся на звук "Ж". Обогащать словарь детей новыми словами. Выработать умение менять положение языка, не разрушая «чашечку». Укреплять мускулатуру языка.

Февраль

Ч 

Игровое упражнение «Песенка воробья». Задачи. Упражнять детей в произнесении звука "ч". Развивать умение детей удерживать язык в форме чашечки. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровая ситуация «Мячи». Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "ч". Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом.
Игровая ситуация «Чистоговорка о враче». Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "ч". Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом.
Игровое упражнение «Поймаем слова со звуком "ч"». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Формировать умение детей различать на слух слова, начинающиеся на звук "ч". Обогащать словарь детей новыми словами. Укреплять мускулатуру языка.

 

 

Месяц Звуки Деятельность.

Март

Щ

Игровая ситуация «Пуща». Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "щ". Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Формировать умение детей согласовывать движения с текстом.
Игровое упражнение «Щенок». Задачи. Упражнять детей в произнесении звука "щ" в словах и предложении. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Обогащать словарь новыми словами. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Закреплять умение удерживать язык в нужном положении.
Игровое упражнение «Щи да каша». Задачи. Упражнять детей в произнесении звука "щ" в словах и предложении. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Обогащать словарь детей новыми словами. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Развивать мускулатуру языка.
Игровое упражнение «Поймаем слова со звуком "щ"». Задачи. Развивать фонематический слух детей. Формировать умение детей различать на слух слова, начинающиеся на звук "щ". Обогащать словарь детей новыми словами. Укреплять мускулатуру языка.

Апрель

Л

Игровое упражнение «Птицы поют». Задачи. Упражнять детей в произнесении звука "л". Укреплять мускулатуру языка. Совершенствовать интонационную выразительность речи детей. Развивать внимание, память детей. Воспитывать чуткость к художественному слову.
Игровое упражнение «Весёлая песенка». Задачи. Упражнять детей в произнесении звука "л". Укреплять мускулатуру языка детей. Развивать внимание, память детей. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровая ситуация «Игла». Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "л" в словах. Совершенствовать интонационную выразительность речи. Развивать фонематический слух, память, внимание детей. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов. Укреплять мускулатуру языка.
Игровое упражнение «Назови слова со звуком "л"». Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "л" в словах. Формировать умение детей различать на слух слова, в которых есть звук "л". Развивать фонематический слух детей. Обогащать словарь детей новыми словами. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов.  

Май

Р

Игровое упражнение «Рычалка». Задачи. Упражнять детей в произнесении изолированных звуков "р" и "рь". Развивать подвижность, укреплять мускулатуру языка. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровое упражнение «Рычащая песенка». Задачи. Упражнять детей в произнесении звуков "р" и "рь". Развивать подвижность, укреплять мускулатуру языка. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению.
Игровое упражнение «Назови слова со звуком "р"». Задачи. Упражнять детей в произнесение звука "р" в словах. Формировать умение детей различать на слух слова, в которых есть звук "р". Развивать фонематический слух детей. Обогащать словарь детей новыми словами. Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчётливое произнесение слов.  Укреплять мускулатуру языка.
Диагностическое задание. Игра «Первый звук» Задача.Выявить умение детей выделять первый звук в слове, произносить все гласные и согласные звуки русского языка.

 

Сентябрь

 

Согласные звуки. Звуки «С», «Сь».

 

Игровое упражнение «Степь».

Задачи. Упражнять детей в изолированном произнесении звука «с», в произнесении звука с разной интонацией. Укреплять мускулатуру языка. Поддерживать интерес детей к звукопроизношению. Развивать внимание детей.

Игровой материал: картинки «Упражнение "Иголочка"», «Степь».

Упражнение.

Педагог обращает внимание детей на картинку «Упражнение "Иголочка"».

— Дети, Язычок играет, иголочку изображает. Педагог показывает упражнение.

— Улыбнёмся, откроем рот. Широкий язык положим на губу. Язык вытягиваем вперёд, делаем его узким. Удерживаем острый язык. Убираем язык, закрываем рот. Педагог показывает упражнение. Педагог читает текст. Дети выполняют упражнение.

Дети, волшебство начинаем,

фокусы совершаем.

Широкий язык

на губу положили.

Затем в тонкую иголку

его превратили.

Иголочку всем показали,

Раз, два, три! Убираем.

Повторить 3-4 раза.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: