Русском языковом сознании

ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЙ ТИПАЖ «ХИПСТЕР» В

Алешина А.М.

Факультет гуманитарного образования

ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный технический университет»

г. Новосибирск, Россия

 

Понятие «хипстер» появилось в США в 1940-х годах и обозначало людей, являющихся поклонниками джаза. Хипстеры вели образ жизни джазового музыканта, перенимая многие характеристики этого направления – это внешний вид, особенности речи (сленговые выражения), привычки (употребление каких-либо наркотических средств), отношение к жизни (ирония, аскетизм и т.д.).

Европейские и в большей степени американские хипстеры, как и хиппи – это движение, которое создавалось на фоне военных событий и сложной политической ситуации в мире. Данные жизненные условия способствовали появлению первых хипстеров. В России близкими к хипстерам идеологией были стиляги в 1950-х годах [3, c.9].

Лингвокультурный типаж является узнаваемым образом представителей определенной культуры, совокупность которых и составляет культуру того или иного общества [2, c.8]. Лингвокультурный типаж «хипстер» был распространен в России и повлиял на формирование современной культуры. Статус «хипстера» предполагал соответствия определенному набору характерных черт и признаков, сформированному в сознании современников, которые отражены в художественных произведениях и СМИ (см., например, роман Е.Романова, К.Романова «Хипстеры», статью С.Шаргунова «Идущие врозь», Е.Слободян «Кто такие хипстеры?» и т.д.), что определяет актуальность данной работы.

Цель исследования заключается в выявлении и описании лингвокультурного типажа «хипстер».

Объектом нашего исследования является лингвокультурный типаж.

Исходя из материалов статьи Т.Прудинник «Форма без содержания: кто такие хипстеры?», мы можем назвать признаки, определяющие хипстера: узкие джинсы, майка с принтом, кеды, очки в толстой пластиковой оправе, ломограф, Moleskine, айпод/айфон/макбук, мечта о Лондоне, блог, творческая профессия. [4]. Помимо вышеперечисленных атрибутов, согласно различным интернет-изданиям и научным публикациям (см., например, С.Шаманов «Как определить хипстера? Простое исчерпывающее руководство», Н.Данькина «Кто такой хипстер? Идеология и жизненные принципы хипстеров», Б.Ширмер «Хипстеры позднего модерна: новые тенденции в поп-культуре» и т.д.), для современных хипстеров характерно наличие велосипеда, самоката, татуировок. У хипстеров мужского пола популярна прическа «канадка», отращивание усов и бороды.

Данные люди зачастую не принимаются в обществе, по большей части людьми, принадлежащими к старшему поколению, которое относится к хипстерам, как к потребителям, не имеющим желания трудиться и работать. Мы предполагаем, что хипстеры в сознании носителей языка представляют собой довольно неоднозначный образ, и часто этот образ сопровождается негативным восприятием в обществе.

Концепт лингвокультурного типажа основывается на типизируемой личности, поэтому в нем можно выделить образную, понятийную и ценностную сторону. В разделе перцептивно-образного представления лингвокультурного типажа рассматривается языковая фиксация следующих элементов: внешний облик (одежда, возраст), гендерная принадлежность, происхождение, место жительства, сфера деятельности, досуг, семейное положение, окружение, речевые особенности [1].

Для выявления и описания образно-перцептивных характеристик лингвокультурного типажа «хипстер» нами был проведен эксперимент, в результате которого было опрошено 74 человека: девушки и юноши в возрасте 17-30 лет. Материалом служат данные, полученные в результате экспериментального исследования. Следует уточнить, что нами изучается хипстер» в сознании современной молодежи, этим обосновывается возраст реципиентов, поскольку мы сочли, что именно это поколение представляет в исследовательском плане наибольший интерес. Участникам анкетирования было предложено ответить на три вопроса: 1) первые 5-7 ассоциаций со словом «хипстер» (то есть первые слова и фразы, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «хипстер»); 2) внешние признаки (то есть как он выглядит и/или ведет себя); 3) атрибуты/аксессуары (одежда, украшения, макияж и т.п.).

По результатам ответов на вопрос №1 (первые ассоциации), мы можем сделать вывод, что 13% опрошенных испытывают, скорее, положительные эмоции по отношению к хипстеру; 16% отрицательные; 56% относятся неоднозначно; 16% предоставили индивидуальные реакции. Наиболее частотные реакции, встречающиеся в ответах информантов см. на слайде №7-8.

Итак, проанализировав полученные ответы, мы можем сделать следующий вывод: 89% опрошенных имеют в своем сознании четкое представление о том, каков он – хипстер, и способные продемонстрировать реакции, позволяющие нам судить, насколько точно реципиентом воспринят типаж.

Исходя из ответов на вопрос №2 (внешние признаки), мы видим, что 15% опрошенных положительно оценивают внешний облик хипстера; 17% - отрицательно; 52% опрошенных описывают хипстера нейтрально, избегая личных оценок; 15% приводят личные ассоциации, например, описывают хиппи, растаманов или конкретного человека, нежели типаж как таковой. Наиболее частотные реакции, встречающиеся в ответах информантов см. на слайде №9-10.

Таким образом, проанализировав реакции респондентов, мы можем сделать вывод о том, что 98% опрошенных имеют четкое представление о том, как выглядит и ведет себя хипстер.

По результатам ответов на вопрос №3 (атрибуты/аксессуары), мы можем сказать, что 44% информантов имеют верное представление о хипстере и понимают это словосочетание именно так, как мы предполагаем в своем исследовании; 12% опрошенных имеют неверное представление, в их сознании типаж «хипстер» сливается и/или подменяется типажами «битник», «хип-хопер»; 44% информантов продемонстрировали реакции, по которым мы затрудняемся определить, счесть их верными или ошибочными, поскольку они могут быть отнесены как к хипстеру, так и к представителю другой субкультуры. Наиболее частотные реакции, встречающиеся в ответах информантов см. на слайде №11-12.

Проанализировав ответы на данный вопрос, можно отметить, что не все информанты указали атрибуты, характерные для исследуемого типажа. Также, на данный момент, названные атрибуты и аксессуары часто присутствуют в гардеробе людей, не относящихся к данному типажу. Принадлежность к хипстерам определяется в совокупности указанных атрибутов, когда как отдельно они в настоящее время – обычный элемент внешнего вида людей. Мы предполагаем, что это связано с тем, что исследуемый типаж способствовал введению атрибутов стиля хипстеров в повседневные образы современной реальности.

На основании анализа результатов, полученных с помощью анкетирования, мы смогли составить цельное представление о типаже «хипстер» в сознании современных носителей русского языка. Таким образом, мы можем сделать следующие общие выводы:

1) Лингвокультурный типаж «хипстер» существует в сознании носителей русского языка.

2) Изучаемый типаж представляет собой узнаваемый образ человека, строящийся на ряде определенных черт. На основании результатов анкетирования нами были выделены следующие черты: внешний вид и стиль, выделение из толпы, привычки и зависимости, растительность на лице, украшения и аксессуары, наличие современной техники (см. слайд № 13).

3) Следует заметить, что в ответах не встречались реакции, имеющие упоминание признаков, взятых из статьи Т.Прудинник «Форма без содержания: кто такие хипстеры?» и описываемые другими источниками СМИ: ломограф, Moleskine, мечта о Лондоне. Мы можем предположить, что данные составляющие не являются значимыми для современного хипстера, и информация является устаревшей. Также в настоящее время такие вещи, как вышеупомянутые блокнот и фотоаппарат заменены техникой (смартфон, планшет) и поэтому не являются важной частью образа хипстера.

Проведенный анализ лингвокультурного типажа позволил выявить перцептивно-образное представление лингвокультурного типажа «хипстер», которое на данный момент можно считать актуальным описанием исследуемого образа. На данный момент субкультура хипстеров идет на спад, и данные исследования могут быть применены для изучения продолжения хипстерской культуры, которая продолжает развиваться в виде смены субкультур, проявляющейся в появлении таких типажей, как гики, хайпбисты или якки.

Литература

1. Дмитриева О.А. Лингвокультурные типажи России и Франции XIX века – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2007. – 307 с.

2. Карасик В.И., Дмитриева О.А. Лингвокультурный типаж: к определению понятия // Аксиологическая лингвистика: лингвокультурные типажи. – Волгоград: Парадигима, 2005. – С.5-25.

3. Новак М.В., Игнатов М.А. Субкультуры в современной России и визуальное потребление: региональный аспект // Научные ведомости Белгородского гос. ун-та. Сер. «Филология. Социология. Право» – Белгород, 2014 – №28 – 9 с.

4. Прудинник Т. (2010) Форма без содержания: кто такие хипстеры? // Сайт Interfax.by 6 февраля (https://interfax.by/news/stil_zhizni/razvlecheniya_i_otdykh/58480/) Просмотрено 23.05.2020.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: