Вопросы и задания для самоконтроля

Занятие № 16

Лекция № 13

Тема: «Общение и характер человека».            

 

Цель: познакомить студентов с понятием «характер»; раскрыть структуру черт характера; описать типы акцентуаций характера.

Задачи:

¾ уметь выявлять сущностные характеристики характера;

¾ применять теоретические знания для решения практических задач.

 

План

 

1. Понятие о характере.

2. Структура характера.

3. Основные типы акцентуа­ции характера.

 

Понятие о характере.

На поведение человека в процессе общения влияет его характер.

Характер – это совокупность устойчивых психических индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении, обусловливая типичные для индивида способы поведения. Характер — продукт воспитания и самовоспитания личности.

Характер — это результат взаимодействия человека с ми­ром, совокупность относительно устойчивых приобретенных качеств, выражающих отношение человека к себе, другим людям, вещам, обществу и проявляющихся в устойчивых, при­вычных формах поведения. Чтобы сформировать характер, нужны определенные усилия; нужен другой человек (роди­тель, образец, идеал для подражания); нужны средства фор­мирования — внешние воспитательные средства, культур­ные средства, внешний приказ, а также внутренние средства — самоуговоры, самообманы, собственные усилия самосовершенствования.

Восточная пословица гласит: «Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу». Говоря о характере, мы подразумеваем типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. Трусливый человек не может стать совершить решительный поступок, а вежливый – нагрубить. Для них это не свойственно и не соответствует их характер.

В повседневной жизни характер человека связывают с какой-либо наиболее ему свойственной, преобладающей чертой лич­ности, которая его характеризует. Так же понимал характер Те­офраст, древнегреческий ученый, составивший первое описа­ние характеров в III в. до н. э. Кстати, слово «характер» в переводе с греческого означает «черта», «примета», «особенность». Имен­но в таком смысле говорят о характере тяжелом и легком, угрю­мом и веселом, легкомысленном и вдумчивом, злопамятном и отходчивом, решительном и безвольном, тревожном и беззабот­ном.

Для философа XVIII в. И. Канта иметь характер означало обла­дать волей, обеспечивающей следование определенным прин­ципам, причем независимо от того, ложны они или правильны. Главное в характере, по мнению философа, не то, что делает из человека природа, а то, что он сам делает из себя, ибо первое относится к темпераменту и только второе свидетельствует о том, что у него есть характер. Вместе с тем воля должна быть соедине­на с принципами, ибо упорство и непреклонность, по мнению Канта, еще не составляют характера — речь идет о разумной воле.

 

Структура характера.

Отдельные свойства характера зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию, которую называют структурой характера. В структуре характера выделяют две группы черт.

Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях. К первой группе черт относятся черты, выражающие направленность личности (устойчивые потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений. Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера, т.е. сложившиеся качества ума (сообразительность, наблюдательность и др.). В эмоциональных чертах проявляется отношение к явлениям действительности (возбудимость, рассудочность и т.д.), а так же преобладающие настроения. Волевые черты характера определяют умение и готовность человека сознательно регулировать свою деятельность, связанную с преобладанием трудностей (решительность, целеустремленность).

Среди свойств характера принято различать общие (глобальные) и частные. Глобальные свойства характера оказывает свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделить пять глобальных черт характера (Шмелев А.Г., Водунов М.В., Норманн У. и др.):

1) самоуверенность – неуверенность;

2) согласие, дружелюбие – враждебность;

3) сознательность – импульсивность;

4) эмоциональная стабильность – тревожность;

5) интеллектуальная гибкость – ригидность.

Такие черты, как экстраверсия – интроверсия, сопоставляются с более глобальными чертами характера, как уверенность и неуверенность в себе; так, общительность, экстравертированность склонны проявлять уверенные в себе люди, а неуверенные в себе проявляют замкнутость, интровертированность.

Среди локальных, частных свойств характера, которые влияют на частные, узкие ситуации, можно выделить следующие: общительность – замкнутость, доминантность (лидерство) – подчиненность, оптимизм – пессимизм, совестливость – бессовестность, смелость – осторожность, впечатлительность – «толстокожесть», доверчивость – подозрительность, мечтательность – практицизм, тревожная ранимость – спокойная безмятежность, деликатность – грубость, самостоятельность – конформизм (зависимость от группы), самоконтроль – импульсивность, страстная увлеченность – апатичная вялость, миролюбивость – агрессивность, деятельная активность – пассивность, гибкость – ригидность, демонстративность – скромность, честолюбие – непритязательность, оригинальность – стереотипность.

В системе отношений выделяют четыре группы черт характера, свидетель-ствующих об отношении человека к:
    1) другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и пр.)
    2) своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и пр.)
    3) самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность)
    4) вещам (аккуратность, бережливость).

Характер определяется и формируется в течение всей жизни человека.
    Характер формируется на основе природных, биологических свойств человека и в результате влияний среды. Поэтому большую роль в формировании характера играют общественные условия и конкретные жизненные обстоятельства, в которых проходит жизненный путь человека.

Характер человека определяет его значимые поступки, а не случайные реакции на те или иные стимулы или сложившиеся обстоятельства. Поэтому характерными можно считать не все особенности человека, а только существенные и устойчивые. Если человек, к примеру, недостаточно вежлив в стрессовой ситуации, то это еще не означает, что грубость и несдержанность — свойство его характера.

 

3. Основные типы акцентуа­ции характера.

1. Гиперактивный (гипертимность). Человек очень энерги­чен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам. Он не реагирует на замечания; отсутствует самокритичность. Необходимо сдержанно относиться к его необоснованному оптимизму и переоценке своих возможностей. Черты, привлекательные для собеседников: энергичность, жажда де­ятельности, инициативность, чувство нового, оптимизм.

Для окружающих людей в нем не нравится: легкомыслие, склонность к аморальным по­ступкам, несерьезное отношение к возложенным на него обязанностям, раздражительность в кругу близких людей. Конфликт возможен при монотонной рабо­те, одиночестве, в условиях жес­ткой дисциплины, постоянных нравоучений. Это приводит к тому, что у этого человека возни­кает гнев. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связан­ной с постоянным общением. Это: организаторская дея­тельность, служба быта, спорт, театр. Для него характерно часто менять профессии и места работы.

2. Дистимичный (дистимичность). У этого типа людей наблю­дается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословие, пессимистич­ность. Эти люди тяготятся шум­ными обществами, с сослужив­цами близко не сходятся. В конфликты вступают редко, чаще являются в них пассивной стороной. Они очень ценят тех людей, которые дружат с ними и склонны им подчиняться. Окру­жающим нравится в этих людях серьезность, высокая нравствен­ность, добросовестность и справедливость. Но такие черты, как пассивность, пессимизм, грусть, замедленность мыш­ления, «отрыв от коллектива», отталкивают окружающих от знакомства и дружбы с ними.

    Конфликты наблюдаются в ситуациях, которые требуют бурной деятельности. На этих людей смена привычного об­раза жизни оказывает отрицательное влияние. Эти люди хо­рошо справляются с работой, в которой не требуется ши­рокий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще у лиц меланхолического темперамента.

3. Циклоидный тип (циклотимность). Акцентуация характе­ра проявляется в циклически сменяющихся периодах подъема и спада настроения. В период подъема настроения проявляют себя как люди с гипертимичес­кой акцентуацией, в период спа­да — с дистимической. В период спада обостренно воспринима­ют неприятности, вплоть до са­моубийства. Эти частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов.

Этот тип характера встречается у лиц холерического тем­перамента.

4. Эмотивный (эмоциональ­ность). Этот человек чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприят­ности. Он излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэто­му у него чаще печальное настро­ение. Он предпочитает узкий круг друзей и близких, которые понимали бы его с полуслова.

В конфликты вступает редко и играет в них пассивную роль. Обиды не выплескивает наружу, а держит их при себе. Окружаю­щим нравится его альтруизм, сострадание, жалость, выра­жение радости по поводу чужих удач. Он очень исполните­лен и имеет высокое чувство долга.

Такой человек обычно бывает хорошим семьянином. Но крайняя чувственность, слезливость отталкивают от него окружающих людей.

Конфликты с близким человеком, смерть или болезни родных он воспринимает трагически. Ему противопоказаны несправедливость, хамство, пребывание в окружении грубых людей. Наиболее значительных результатов он дос­тигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, ухо­де за животными и растениями.

5. Демонстративный (демонст­ративность). Этот человек стре­мится быть в центре внимания и добивается своих целей любой ценой: слезы, обморок, сканда­лы, болезни, хвастовство, наря­ды, необычные увлечения, ложь. Он легко забывает о своих небла­говидных поступках. У него вы­ражена высокая приспособляе­мость к людям.

Этот человек привлекателен для окружающих обходительнос­тью, упорством, целенаправлен­ностью, актерским дарованием, способностью увлечь других, а также своей неординарнос­тью. Но он имеет черты, которые отталкивают от него лю­дей, и они способствуют конфликту: эгоизм, необузданность поступков, лживость, хвастливость, склонность к интригам, отлынивание от работы. Конфликт с таким человеком происходит при ущемлении его интересов, недо­оценки заслуг, низвержения с «пьедестала». Эти ситуации вызывают у него истерические реакции.

Такого человека угнетает замкнутый круг общения, од­нообразная работа. Он может проявить себя в работе с по­стоянно меняющимися кратков­ременными контактами.

6. Возбудимый (возбудимость). У этих людей повышенная раздражительность, несдержан­ность, угрюмость, занудливость, но возможны льстивость, услуж­ливость (как маскировка), склонность к хамству и нецен­зурной брани или молчаливости, замедленность в беседе. Они ак­тивно и часто конфликтуют, не избегают ссор с начальством, неуживчивы в коллективе, в семье деспотичны и жестоки. Вне приступов гнева эти люди добросовестны, аккуратны и про­являют любовь к детям.

Окружающим не нравится их раздражительность, вспыльчивость, неадекватные вспышки гнева и ярости с ру­коприкладством, жестокость, ослабленный контроль над влечением. На этих людей хорошо воздействуют физичес­кий труд, атлетические виды спорта. Им необходимо раз­вивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют места работы.

7. Застревающий (застрева­ние). Люди с таким типом акцен­туации «застревают» на своих чувствах, мыслях. Они не могут забыть обид и «сводят счеты» со своими обидчиками. У них на­блюдается служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам. В конфликте чаще всего бывают активной сто­роной и четко определяют для себя круг врагов и друзей. Про­являют властолюбие — «занудливость нравоучителя».

Собеседникам нравится их стремление добиться высоких показателей в любом деле, проявление высоких требований к себе, жажда справедливости, принципиальность, крепкие, устойчивые взгляды. Но в то же время у людей такого типа есть черты, которые отталкивают от них окружающих: обид­чивость, подозрительность, мстительность, честолюбие, са­монадеянность, ревнивость, раздутое до фанатизма чувство справедливости.

Конфликт возможен при задетом самолюбии, неспра­ведливой обиде, препятствии к достижению честолюбивых целей.

Эти люди хорошо себя проявляют в работе, дающей им ощущение независимости и возможность проявить себя.

8. Педантичный (педантичность). У этих людей выраже­на занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе они способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратно­стью.

Для окружающих они привле­кательны добросовестностью, аккуратностью, серьезностью, надежностью в делах и в чув­ствах. Но такие люди имеют и отталкивающие черты: форма­лизм, «крючкотворство», «занудливость», стремление перело­жить принятие важного решения на других.

Конфликты возможны в ситу­ации личной ответственности за важное дело, при недооценке их заслуг. Они склонны к навязчивостям, психостении.

Для этих людей предпочтительны профессии, не связан­ные с большой ответственностью, «бумажная работа». Они не склонны к перемене места ра­боты.

9. Тревожный (тревожность). Люди этого типа акцентуации отличаются пониженным фоном настроения, робостью, неуве­ренностью в себе. Они постоянно опасаются за себя, своих близких, долго переживают не­удачу и сомневаются в правиль­ности своих действий. В конфликты вступают редко и играют пассивную роль.

Конфликты возможны при ситуациях страха, угрозы, на­казания, насмешек, несправедливых обвинений.

Окружающим нравится их дружелюбие, самокритич­ность и исполнительность. Но боязливость, мнительность вследствие беззащитности служат подчас мишенью для шуток, часто они являются «козлами отпущения».

Таким людям нельзя быть руководителями, принимать ответственные решения, так как им свойственно бесконеч­ное переживание, взвешивание.

10. Экзальтированный (экзальтированность). Люди с та­ким типом акцентуации имеют очень изменчивое настрое­ние, словоохотливость, повышенную отвлекаемость на внешние события. Их эмоции ярко выражены и находят свое отра­жение во влюбчивости.

Такие черты, как альтруизм, чувство сострадания, художе­ственный вкус, артистическое да­рование, яркость чувств и привя­занность к друзьям, нравятся собеседникам. Но чрезмерная впечатлительность, патетичность, паникерство, подверженность от­чаянию являются не лучшими их чертами. Неудачи и горестные со­бытия воспринимают трагически, имеют склонность к невротической депрессии.

Их среда существования — это сфера искусств, художе­ственные виды спорта, профессии, связанные с близостью к природе.

11. Интровертированный. Люди этого типа акцентуации характе­ризуются малой общительнос­тью, замкнутостью. Они находят­ся в стороне от всех и вступают в общение с другими людьми по необходимости, чаще всего по­гружены в себя, свои мысли. Им свойственна повышенная рани­мость, но они ничего о себе не рассказывают и не делятся свои­ми переживаниями. Даже к сво­им близким людям они относят­ся холодно и сдержанно. Их поведение и логику часто не понимают окружающие.

Эти люди любят одиночество и предпочитают находить­ся в уединении, чем в шумной компании. В конфликты вступают редко, только при попытке вторгнуться в их внут­ренний мир.

Они переборчивы в выборе супруга и заняты поисками своего идеала. У них сильно выражена эмоциональная хо­лодность и слабая привязанность к близким.

Окружающим людям они нравятся за сдержанность, сте­пенность, обдуманность поступков, наличие твердых убеждений и принципиальность. Но упорное отстаивание сво­их нереальных интересов, взглядов и наличие своей точки зрения, резко отличающейся от мнения большинства, от­талкивают от них людей. Одиночество, навязчивость, бес­церемонность и грубость окружающих усиливают замкну­тость.

Таким людям предпочтительна работа, не требующая широкого круга общения. Они склонны к теоретическим наукам, философским размышлениям, коллекционирова­нию, шахматам, фантастике, музыке.

12. Конформный (конформ­ность). Люди этого типа облада­ют высокой общительностью, словоохотливостью до болтли­вости. Обычно они не имеют своего мнения и очень несамо­стоятельны, стремятся быть как все и не выделяться из толпы.

Эти люди неорганизованны и предпочитают подчиняться, в общении с друзьями и в семье уступают лидерство другим. Ок­ружающим в этих людях нравится их готовность выслушать «исповедь» другого, исполнительность. Но в то же время это люди «без царя в голове», подвержены чужому влиянию. Они не обдумывают свои поступки и имеют большую страсть к развлечениям. Конфликты возможны в ситуации вынужденного одиночества, бесконтрольности.

Эти люди обладают легкой приспособляемостью и справляются со своими должностными обязанностями лишь тогда, когда четко определены задачи и правила по­ведения.

­






Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое характер?

2. Какие основные черты характера вам известны?

3. Докажите на примерах, что характер человека формируется на протяжении всей жизни, а не является неизменным и прирожденным.

 

4. Выберите из приведённого списка слова, которыми можно описать характер.

Медлительность, впечатлительность, общительность, сила эмоциональной реакции, быстрая адаптация, быстрота мышления, впечатлительность, благородство, трудолюбие, скупость, развязность, агрессивность, вспыльчивость, оптимизм, неряшливость, решительность, дружелюбие, воля, требовательность, инициативность, настойчивость, ранимость, плаксивость, энергичность, наблюдательность, жизнерадостность, находчивость, сообразительность, бездарность, наглость, самоуверенность, скопидомство, осторожность, тревожность, изобретательность.

5. Попробуйте предположить, какие особенности и акцентуации характеров способствовали бы выбору и осуществлению названных видов деятельности.

    Учитель математики, хирург, драматический артист, слесарь в домоуправлении, художник-абстракционист, поэт, продавец, вышибала в баре, рекламный агент, шпион, приемщик стеклотары, парикмахер, часовщик, водитель трамвая, проститутка, шоумен, портниха, фельдшер «скорой помощи», вор-карманник, философ, тренер по каратэ, клоун, ювелир, преподаватель музыки, карточный шулер, лесничий, спасатель на лодочной станции, следователь, садовод, дизайнер.

6. Определите тип акцентуации у литературных персонажей.

Персонаж Психологические особенности
Скарлетт О, Хара («Унесенные ветром» М. Митчелл)   Стремление быть в центре внимания выраженная эмоциональная неустойчивость, артистизм, склонность к фантазированию, лживость.
Коробочка («Мёртвые души» Н.В. Гоголь)   Склонность к занудству, нравоучениям, неразговорчивость, настороженность, недоверие по отношению к людям, мстительность, злопамятность, педантичность, одержимость одной идеей.
Ноздрев («Мёртвые души» Н.В. Гоголь)   Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями, повышенная импульсивность, грубость, склонность к хамству, конфликтам, раздражительность, вспыльчивость.
Шерлок Холмс («Приключения Шерлока Холмса» К. Дойль)   Пунктуален, аккуратен. Скрупулезность – качество личности, которое выражается в особой тщательности и точности до мелочей; добросовестный; склонен жестко следовать плану; в выполнении действий усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам.
Наташа Ростова («Война и мир» Л.Н. Толстой)   Эмоциональность, чувственность, тревожность, болтливость, боязливость, впечатлительность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность. В любви ранима.
Андрей Болконский («Война и мир» Л.Н. Толстой) Частые периодические смены настроения, зависимость от внешних событий, жажда деятельности, повышенная говорливость, «скачка» идей. Печальные – подавленность, замедленность реакций и мышлений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: