Лекция 3. Методика организаций родительских собраний

Классное родительское собрание является важной и основной формой работы учителя с родителями. На собрании обычно обсуждаются актуальные вопросы учебно-воспитательной работы, а также проводятся небольшие беседы педагогического содержания, включая сообщения учителей-предметников, происходит обмен опытом по воспитанию детей в семье, обсуждаются нестандартные подходы в воспитании, выслушиваются отчеты отдельных родителей о воспитании собственных детей и т.д.

Примерный порядок проведения родительского собрания:

Урбанская О.Н. Работа с родителями младших школьников. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.

1. Сообщение учителя, члена родительского комитета о выполнении решений предыдущего собрания.

2. Лекция, беседа учителя (или специалиста, родителя) на педагогическую тему.

3. Выступление родителя об опыте семейного воспитания по данному вопросу.

4. Обобщение, обмен мнениями по изложенному вопросу.

5. Сообщение учителя о состоянии учебно-воспитательной работы в классе.

6. Обсуждение и решение вопросов, касающихся жизни класса.

7. Разное.

8. Принятие решений.

9. Информация о проведении следующего родительского собрания, о его повестке дня.

Естественным и обязательным должно быть подведение итогов и принятие решений собрания. Например, если темой педагогической беседы был вопрос о том, как прививать детям в семье любовь к самостоятельному чтению, решением по этому вопросу может быть: создание в семье библиотечки школьника; организация классного передвижного фонда книг для чтения детей в семье; подготовка с детьми инсценировки любимого или художественного произведения; проведение семинара-практикума о том, как читать детям в семье.

Обычно родительские собрания проходят традиционно — доклад классного руководителя по заранее утвержденной теме и обсужде­ние организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. Их безынициатив­ность — это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей. Это свидетельствует о том, что необходимо сроч­но пересматривать формы проведения родительских собраний.

Для повышения эффективности этого мероприятия необходимо организовать несколько семинаров-практикумов для педагогов, на которых стоит рассмотреть вопросы подготовки и проведения собраний, пути повышения активности родителей. Следует также определить общие требования к подготовке и проведению собрания, обсудить рекомендации к проведению собраний, предлагаемые в научно-методических пособиях.

Несколько родительских собраний можно сделать открытыми, чтобы на них могли присутствовать все заинтересованные педаго­ги. Объявление о собрании распространяется заранее, за одну-две недели до его проведения. Совместно с методистом и социальным педагогом обсуждается план мероприятий по подготовке к собранию, составляется анкета для родителей. Необходимо заранее выяснить, кто из родителей может выступить с докладом на собрании.

Желательно к родительскому собранию оформить стенд, на котором будет размещен материал по следующим рубрикам:

· «Успехи наших детей» - выполнение какой-либо программы воспитательной работы, (в зависимости от темы собрания), уровень знаний у детей;

· «Наши задачи» - план воспитательной работы, которую необходимо провести вместе с родителями;

· «Страничка консультанта» - краткое изложение темы собрания, ее значение в процессе воспитания детей;

· «Советуем почитать» - список литературы с краткими аннотациями;

 

Кроме информационного стенда можно оформить выставку ли­тературы для родителей, предложить им памятки по теме собрания. Классному руководителю необходимо помнить, что родительское собрание – это источник педагогической информации для родителей.

Условия эффективности родительского собрания:

· наличие обратной связи;

· поддержка семей, имеющих схожие проблемы в воспитании детей;

· эмоциональная поддержка классного руководителя;

· конфиденциальность (все, что происходит на собрании, не выносится за его пределы);

· доверие родителей;

· создание положительной эмоциональной и интеллектуальной атмосферы на собрании;

· возможность идентификации себя с другими;

· интенсивная подготовка к активной жизни со своими детьми и в целом в семье;

· развитие рефлексии (самоанализа), эмпатии (способности к сопереживанию), навыков общения.

 

А теперь рассмотрим взаимодействие участников родительско­го собрания. Элементы коммуникации могут быть вербальными и невербальными. Впечатление о человеке меньше всего определя­ется его словами и в значительной степени зависит от его умения общаться невербально. Это могут быть: интонация и тембр голоса; пространство, разделяющее говорящих; осанка; жесты; телодви­жения; выражение лица; зрительный контакт; манера говорить, одеваться и др.

В общении с родителями учителю важно обращать внимание на отдельные моменты, которые показывают отношение группы к нему или в целом состояние в группе. Это могут быть беспокой­ное поведение, гробовое молчание, различные позы, зрительный контакт или его отсутствие, улыбки и напряженность на лицах и так далее.

К видам родительских собраний относятся:

· установочные, или инструктивные, собрания, направлен­ные на ознакомление с изменениями жизнедеятельности школы;

· собрания, знакомящие с аналитическими материалами из жизни школы {об успеваемости, медосмотре, правонарушениях и др.) без фамилии детей и родителей;

· консультативные собрания, направленные на выполнение какого-то общеклассного дела и требующие совета, поддержки и одобрения родителей;

· собрания, посвященные чрезвычайным ситуациям, требующие коллективного совета взрослых людей;

· собрания, совместные с учениками и родителями, по отдельным принципиальным вопросам;

· отчетные собрания, которые показывают достижения детей в определенной области (художественной, техниче­ской, театральной и т. д.) или освещают длительный поход, экскурсию и т.д.;

· собрания, связанные с помощью отдельным семьям и детям;

· информационно-просветительские собрания, направлен­ные на рассмотрение проблем, связанных с воспитанием и обучением.

 

Главная задача родительских собраний — искать совместные пути решения возникающих проблем в воспитании и обучении.

Первое собрание учебного года обычно проводится за неделю до начала занятий. Цель такого собрания — установить партнерские отношения между учителем и родителями. Такое собрание обычно начинается со знакомства всех присутствующих, Родители детей I класса часто приходят на такие собрания вдвоем. Это следует поощрять и поддерживать.

Проведение родительских собраний является сложным и ответственным делом.

Чтобы направить обсуждение какой-либо проблемы с родителями в нужное русло, нужно четко обозначить цель, которую необходимо достичь в данный промежуток времени.

Наличие цели встречи учителя и родителей и цели обсуждения какой-либо проблемы должно осознаваться всеми участниками. Очень часто все кажется вполне очевидным, поэтому обсуждение задач, на первый взгляд, кажется пустой тратой времени. На ро­дительском собрании важное место занимает именно совместный процесс формулирования целей конкретной встречи и гарантии, что никаких задержек по времени не произойдет. Если произойдет осо­знание важности и достижимости поставленной цели, то появится и стойкое желание пройти все этапы от начала до конца. В этом случае эффект от встречи будет очевиден.

Подготовка и проведение собрания требуют большой изобретательности педагогов и учета особенностей взрослой аудитории.

Подготовка к родительскому собранию включает в себя:

· тщательное продумывание «сценария» собрания;

· подготовка вопросов, которые следует задать родителям;

· продумывание оформления классной комнаты, чтобы она соответствовала проблеме обсуждения;

· проведение анкетирования родителей или детей, или тех и других вместе, за несколько дней до собрания, чтобы посмотреть на проблему глазами детей и родителей; 

· можно использовать домашние или классные сочинения детей: выдержки из них послужат предметом для обсуж­дения. Предметами обсуждения могут быть статья, книга, популярная телепередача, кинофильм;

· подготовка стенгазеты, видеофрагментов и других ма­териалов, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса;

· продумывание персональных приглашений каждому ро­дителю на собрание (используя всякий раз новые формы приглашений);

· привлечение к подготовке родительского собрания ро­дительского комитета класса или отдельных активных родителей.

 

Организуя родительские собрания по такой схеме, можно за короткое время добиться значительных результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни школы, принимают активное участие в ее работе. Подобная форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в усло­виях школы, способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей, сплачивает коллектив родителей, положительно сказывается на взаимоотношениях школы и семьи.

 

Литература

Основная литература

1. Бестужев-Лада И. В. Ступени к семейному счастью. — М.г 1988.

2. Бондаревская Е. В. Психолого-педагогические предметы семейного вос­питания. — Могилев, 1985.

3. Гребенников И. В. Школа и семья. — М., 1985.

4. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. — М., 1953.

5. Петряевская Л. Г. Образование родителей: теоретические вопросы // Образование родителей и школа. — М., 1999. — С. 27.

6. Спиваковская А. С. Социология семьи. — Д., 1984.

7. Хамяляйнен Ю. Воспитание родителей. — М., 1993.

 

Дополнительная литература

1. Варга Л. Я. Дела семейные. — М., 1982.

2. Гаврилова Т. П. Эмпатия как специфический способ познания человека человеком. — Краснодар, 1975.

3. Директору школы о сотрудничестве с родителями / под ред. А. С. Роботова, И.А.Хоменко, И.Г.Шапошникова. — М., 2001.

4. Дружинин В. И. Психология семьи. — М., 1996.

5. Клецин С. И. Семья как фактор социально-культурного развития общества // Семья и общество. — М., 1982.

6. Кондаков Н.И. Логический словарь. — М., 1971.

7. Петровский А. В. Дети и тактика семейного воспитания. — М., 1981.

 

 

Задание 4.

1. Изучите методические материалы «Родительское собрание: как к нему готовиться и что обсуждать». Это выдержки из очень полезной и интересной книги Марьяны Михайловны Безруких (советский и российский учёный-физиолог, психолог, доктор биологических наук, профессор, академик РАО, лауреат Премии Президента РФ в области образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования).

2. Подготовьте сообщение на тему «Принципы эффективного общения с родителями».

 Посмотрите разные источники. Объём не регламентируется, но сделайте это сообщение полезным для научения новому Вас лично и для работы классного руководителя. Не забудьте ссылки на источники.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: