Методика
«Диагностика устной речи младших школьников»
Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей младшего школьного возраста
Отличие от традиционной диагностики:
ü результаты выражены в количественной форме
ü балльно-уровневая система оценки
Достоинства:
· удобна для диагностики
· удобна для уточнения структуры дефекта и оценки степени выраженности нарушений (через речевой профиль)
· удобна для построения индивидуальной коррекционной работы
· удобна для комплектования подгрупп для занятий
· удобна для отслеживания динамики речевого развития
Методика разработана в двух вариантах: полном и сокращенном (экспресс) Включает:
î 6 серий проб
î каждая проба оценивается отдельно
î высчитывается сумма балов за каждое задание, затем сумма за серию
î заключение делается на основе суммарного значения за все обследование
Полный вариант методики Т.А. Фотековой
Максимальное количество баллов – 200. При обработке результатов выводится процент успешности выполнения заданий.
Выделяются 4 уровня успешности выполнения:
4 - 100-80%
3 - 79,9-65%
2 - 64,9-50%
1 - 49,9% и ниже.
Чтобы получить индивидуальный речевой профиль следует:
Количество баллов за серию х на 100 и: на максимально возможный результат
1, 3, 4 серия – 50
2, 5 серия – 10
6 серия – 30
Вычерчивание речевого профиля:
9 значений по оси Х (названия проб):
1 – фонематическое восприятие
2 – артикуляционная моторика
3 – звукопроизношение
4 – слоговая структура слова
5 – навыки языкового анализа
6 – грамматический строй речи
7 – словарь и словообразовательные процессы
8 – понимание лексико-грамматических отношений
9 – связная речь
|
|
Получив такой профиль можно определить:
î наиболее несформированные, неблагополучные компоненты речевой системы
î разработать индивидуальную коррекционную программу
С е р и я I. Исследование сенсомоторного уровня речи
Проверка состояния фонематического восприятия
Цепочки слогов с фонематически сходными звуками)
Инструкция: слушай и повторяй за мной:
БА-ПА ПА-БА
СА-ЗА ЗА-СА
ЖА-ЩА ЩА-ЖА
СА-ША ША-СА
ЛА-РА РА-ЛА
МА-НА-МА НА-МА-НА
ДА-ТА-ДА ТА-ДА-ТА
ГА-КА-ГА КА-ГА-КА
ЗА-СА-ЗА СА-ЗА-СА
ЖА-ША-ЖА ША-ЖА-ША
ЦА-СА-ЦА СА-ЦА-СА
ЧА-ТЯ-ЧА ТЯ-ЧА-ТЯ
РА-ЛА-РА ЛА-РА-ЛА
Предъявление: 1 член пары (БА-ПА), потом второй член пары (ПА-БА). Слоги предъявляются до первого воспроизведения. Оценивается в целом.
Оценка: 1 балл – точное воспроизведение в темпе предъявления, 0,5 – 1 член правильно, второй с ошибкой, 0,25 – неточное воспроизведение обоих членов (перестановка, замена, пропуск), 0 – отказ от выполнения
2. Исследование артикуляционной моторики
Инструкция: смотри, как я делаю, и повторяй за мной движения
¨ губы в улыбке
¨ губы трубочкой
¨ язык лопаткой
¨ язык иголочкой
¨ язык чашечкой
¨ щелканье языком
¨ «вкусное варенье»
¨ «качели»
¨ «маятник»
¨ чередование «улыбка-трубочка»
В пробе следует:
- удерживать позу 3-5 секунд,
- последние 3 упражнения выполняют 4-5 раз.
Оценка: 1 балл – правильное и точное выполнение, 0,5 – замедленное и напряженное выполнение, 0,25 – выполнение с ошибками: длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы, 0 – невыполнение.
Исследование звукопроизношения
Отраженное проговаривание слов
Инструкция: повторяй за мной слова:
СОБАКА – МАСКА – НОС
СЕНО – ВАСИЛЕК – ВЫСЬ
ЗАМОК – КОЗА
ЗИМА – МАГАЗИН
ЦАПЛЯ – ОВЦА – ПАЛЕЦ
ШУБА – КОШКА – КАМЫШ
ЖУК – НОЖИ
ЩУКА – ВЕЩИ – ЛЕЩ
ЧАЙКА – ОЧКИ – НОЧЬ
РЫБА – КОРОВА – ТОПОР
РЕКА – ВАРЕНЬЕ – ДВЕРЬ
ЛАПМА – МОЛОКО – ПОЛ
ЛЕТО – КОЛЕСО – СОЛЬ
Условно делят все звуки на 5 групп:
· свистящие
· шипящие
· Л-ЛЬ
· Р-РЬ
· все остальные звуки
Оценка: в каждой группе – 3 балла – правильное произношение, 1,5 балла – один или несколько звуков не автоматизированы, 1 балл – искажается или заменяется один звук группы (например РЬ правильно, а Р – дефектно),0 баллов – все или несколько звуков группы дефектны. Баллы всех групп суммируются. Максимально – 15 баллов.