Различие подшипников по способности воспринимать осевые и радиальные нагрузки. Типы подшипников.
Подшипники служат опорами для валов и вращающихся осей, воспринимают радиальные и осевые нагрузки, приложенные к валу, и передают их на корпус машины.
Подшипником скольжения называют опору для поддержания вала (или вращающейся оси). В таком подшипнике цапфа вращающегося вала (или оси) проскальзывает по опоре.
Подшипники качения – это опоры вращающихся или качающихся деталей, использующие элементы качения (шарики или ролики) и работающие на основе трения качения
Определение и применение подшипников.
Подшипник — сборочный узел, являющийся частью опоры или упора и поддерживающий вал, ось или иную подвижную конструкцию с заданной жёсткостью.
Подшипники скольжения применяют в быстроходных валах, где П качения быстро изнашиваются, для осей и валов с точной установкой, для валов больших диаметров. П качания применяют везде, где применение П скольжения нецелесообразно.
|
|
Классификация подшипников по виду трения и воспринимаемой нагрузке.
• По характеру трения подшипники разделяют на две большие группы:
- подшипники скольжения (трение скольжения);
- подшипники качения (трение качения).
• В зависимости от направления воспринимаемой нагрузки подшипники различают:
– радиальные (воспринимают радиальные нагрузки);
– упорные (подпятники) – воспринимают осевые нагрузки;
– радиально-упорные – одновременно воспринимают радиальные и осевые нагрузки.
4.
П скольжения: Достоинства: - работоспособность при высоких ω - выдерживание больших радиальных нагрузок - теоретически бесконечный ресурс при жидкостном трении - простота изготовления и ремонта Недостатки: - большое изнашивание вкладышей и цапф -необходимость постоянного ухода -высокая стоимость и малая технологичность |
П качения: Достоинства: - низкое трение, низкий нагрев -высокий КПД -значительно меньшие пусковые моменты -экономия смазки -экономия дорогих материалов Недостатки: -высокие контактные напряжение (огр. срок службы) -большие радиальные габариты и вес -малый срок службы при высоких ω -меньшая способность гасить колебания |
Типы подшипников скольжения по конструкции
• П скольжения бывают разъемные и неразъемные.
Неразъемные подшипники могут быть выполнены за одно целое со станиной или в виде втулки, установленной в корпус подшипника
Неразъемный подшипник скольжения: 1 — станина |
Неразъемный подшипник скольжения: 1 — втулка; 2 — корпус |
|
|
Разъемный подшипник отличается от неразъемного тем, что в нем втулка заменена вкладышами, корпус подшипника разъемный и состоит из собственно корпуса и крышки, соединенных болтами или шпильками
Разъемный подшипник скольжения: 1 — станина; 2, 3 — вкладыши (полукольца); 4 — крышка; 5 — болт |
Смазочные канавки делают в верхнем вкладыше (в ненагруженной зоне подшипника). Для того чтобы вкладыши не имели осевых перемещений, их изготовляют с буртиками |