Выбор позиций из списка Человек и общество

1.

Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)

 

1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества

2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств

3) нацеленность на приобретение новых знаний

4) нацеленность на развитие физических возможностей

5) нацеленность на овладение определенными умениями

6) нацеленность на приобщение к опыту человечества

2.

Студент работает над рефератом «Признаки индустриального общества». Какие характерные черты индустриального общества из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

 

1) Экономика характеризуется господством сельского хозяйства и примитивного ремесла.

2) В политической сфере господствуют церковь и армия.

3) Экономической базой общества является промышленность.

4) Социальная структура является сословно корпоративной, стабильной.

5) Преобладает интенсивная технология.

6) В общественных отношениях господствуют право и закон.

3.

Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)

 

1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.

2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.

3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.

4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.

5) Все более очевидной становится ее социальная функция.

6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.

4.

Студент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том «Общество тра­ди­ци­он­но­го типа». Какие осо­бен­но­сти обществ из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей работе? (Запишите цифры, под ко­то­ры­ми эти осо­бен­но­сти указаны).

 

1) Экономика ха­рак­те­ри­зу­ет­ся господством сель­ско­го хозяйства и при­ми­тив­но­го ремесла.

2) В по­ли­ти­че­ской сфере гос­под­ству­ют церковь и армия.

3) Экономической базой об­ще­ства является промышленность.

4) Социальная струк­ту­ра сословно корпоративна, стабильна.

5) Преобладает экс­тен­сив­ная технология.

6) В об­ще­ствен­ных отношениях гос­под­ству­ют право и закон.

5.

Найдите в приведенном списке черты, присущие процессу модернизации. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) осуществление промышленного переворота

2) господство государства над обществом и общества над личностью

3) невысокий уровень социальной мобильности

4) формирование рыночного хозяйства

5) формирование гражданского общества

6.

Р. и М. яв­ля­ют­ся при­хо­жа­на­ми лю­те­ран­ской церк­ви в г. Сток­голь­ме. Они по­зна­ко­ми­лись на служ­бе, со­зда­ли семью. Если у них в семье про­ис­хо­дят какие-то раз­молв­ки, не­при­ят­но­сти, они пер­вым делом идут за со­ве­том к пас­то­ру. Они убеж­де­ны, что их тол­ко­ва­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния яв­ля­ет­ся един­ствен­но вер­ным. Вы­бе­ри­те в при­ве­ден­ном ниже функ­ции ре­ли­гии, ил­лю­стри­ру­е­мые дан­ным при­ме­ром, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ми­ро­воз­зрен­че­ская

2) ком­пен­са­тор­ная

3) ком­му­ни­ка­тив­ная

4) эс­те­ти­че­ская

5) хо­зяй­ствен­ная

7.

Члены «Клуба лю­би­те­лей древностей», по­се­тив раскопки ряда древ­них городищ, вы­дви­ну­ли собственную вер­сию их возникновения. Од­на­ко профессиональное со­об­ще­ство археологов и ис­то­ри­ков признало дан­ную версию ненаучной.

 

Какие из приведённых ниже ос­но­ва­ний могли стать ос­но­вой такой оцен­ки ученых?

 

1) версия опро­вер­га­ла положения, при­ня­тые в науке

2) выводы чле­нов клуба не имели ло­ги­че­ских обоснований

3) предположения лю­би­те­лей древностей не по­лу­чи­ли практического подтверждения, но они были обоснованы теоретически

4) версия со­дер­жа­ла положения, опи­ра­ю­щи­е­ся на веру и не име­ю­щие доказательств

5) участники раскопок, ар­хео­ло­ги и историки, не яв­ля­ют­ся членами клуба

6) разработчики вер­сии признают вме­ша­тель­ство неземного разума

8.

Выберите среди пред­ло­жен­но­го со­ци­аль­ные факты, со­дер­жа­щие про­яв­ле­ние со­ци­аль­ных по­треб­но­стей личности.

 

1) В тру­до­вом коллективе, куда при­ш­ла вы­пуск­ни­ца эко­но­ми­че­ско­го вуза, сна­ча­ла ей было непросто, мно­гие во­про­сы су­ще­ствен­но раз­ли­ча­лись с ву­зов­ски­ми знаниями, но более опыт­ные стар­шие кол­ле­ги сво­и­ми со­ве­та­ми по­мог­ли ей войти в курс дела.

2) Для юноши чрез­вы­чай­но важен его круг общения, дру­зья и подруги, с ними можно об­су­дить порой то, что не об­су­дишь ни с родителями, ни с учителями.

3) Молодой че­ло­век пре­успел в ту­ри­сти­че­ском бизнесе, со­здав круп­ную компанию, спе­ци­а­ли­зи­ру­ю­щу­ю­ся в об­ла­сти экс­тре­маль­но­го туризма, но те­перь его боль­ше вол­ну­ет слава мецената, по­кро­ви­те­ля мо­ло­дых дарований; не­дав­но им была учре­жде­на сти­пен­дия для мо­ло­дых учёных.

4) Каждую по­след­нюю суб­бо­ту ме­ся­ца про­фес­сор по­свя­ща­ет по­хо­ду в кон­сер­ва­то­рию на кон­цер­ты ка­мер­ной музыки.

5) Каждый че­ло­век нуж­да­ет­ся в под­дер­жа­нии теп­ло­во­го ба­лан­са тела, по­это­му зимой мы на­де­ва­ем варежки, тёплые са­по­ги и куртки.

9.

Япон­ское общество от­ли­ча­ет приверженность истории, традиции. Сами япон­цы утверждают, что они пред­став­ля­ют собой пост­ин­ду­стри­аль­ное традиционное об­ще­ство и новые технологии, со­вре­мен­ная техника не пре­пят­ству­ет традиции.

 

Найдите в при­ве­ден­ном перечне признаки, поз­во­ля­ю­щие утверждать, что и в со­вре­мен­ной Японии со­хра­ня­ют­ся элементы тра­ди­ци­он­но­го общества.

 

1) Японцы ува­жа­ют и по­чи­та­ют императора (микадо), сим­во­ли­зи­ру­ю­ще­го единство нации.

2) Многие жи­те­ли Японии яв­ля­ют­ся приверженцами древ­ней религии Синто, вос­хо­дя­щей к язы­че­ским культам, обо­жеств­ле­нию природы.

3) Японцы воз­во­дят искусственные ост­ро­ва из му­со­ра и воз­во­дят на них сей­смо­устой­чи­вые небоскрёбы.

4) Японцы со­хра­ня­ют приверженность се­мей­ным устоям, от­ме­ча­ют старинные се­мей­ные праздники и обряды.

5) Жители Япо­нии перемещаются на по­ез­дах на воз­душ­ной подушке и по мно­го­ярус­ным автомагистралям.

10. Иван вы­пол­нял за­да­ние по теме: «Че­ло­век как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эво­лю­ции». Он вы­пи­сы­вал из учеб­ни­ка черты, свой­ствен­ные че­ло­ве­ку. Какие из них от­ра­жа­ют спе­ци­фи­ку со­ци­аль­ной при­ро­ды че­ло­ве­ка, в от­ли­чие от жи­вот­но­го? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) ис­поль­зо­ва­ние пред­ме­тов, дан­ных при­ро­дой

2) спо­соб­ность к це­ле­по­ла­га­нию

3) за­бо­та о потом­стве

4) при­спо­соб­ле­ние к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

5) стрем­ле­ние по­нять окру­жа­ю­щий мир

6) об­ще­ние с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

11. К про­из­ве­де­ни­ям элитарной (высокой) куль­ту­ры искусствоведы от­но­сят классическую музыку: ор­ган­ные произведения Баха, скри­пич­ную музыку Вивальди, кон­цер­ты для фор­те­пи­а­но с ор­кест­ром Рахманинова. Что поз­во­ля­ет искусствоведам сде­лать такой вывод?

 

1) самовыражение и сво­бо­да творчества авторов

2) сложность вос­при­я­тия произведений не­под­го­тов­лен­ным слушателем

3) установка на сле­до­ва­ние образцу, ко­то­рый перенимается от пред­ше­ству­ю­щих поколений.

4) высокая сте­пень обобщения кол­лек­тив­но­го опыта

5) стереотипизация от­ра­же­ния человеком ре­аль­но­го мира в музыке

6) ориентация му­зы­ки на ши­ро­кую аудиторию

12.

Учёные изу­ча­ют со­ци­аль­ную струк­ту­ру со­вре­мен­но­го об­ще­ства. Какие ме­то­ды, от­ли­ча­ю­щие на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти, могут ими при­ме­нять­ся?

 

1) мо­де­ли­ро­ва­ние про­цес­сов со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции в усло­ви­ях эко­но­ми­че­ской не­устой­чи­во­сти

2) вы­дви­же­ние и про­вер­ка ги­по­тез о на­прав­ле­ни­ях со­ци­аль­ной по­ли­ти­ки по смяг­че­нию не­ра­вен­ства до­хо­дов

3) ис­поль­зо­ва­ние ху­до­же­ствен­ных об­ра­зов для ин­тер­пре­та­ции со­ци­аль­ных про­цес­сов

4) раз­ра­бот­ка и ре­а­ли­за­ция ком­плек­са мер го­су­дар­ствен­ной под­держ­ки ма­ло­иму­щих семей

5) опи­са­ние слу­ча­ев со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции на­се­ле­ния

6) оцен­ка фак­тов со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния об­ще­ства с по­зи­ций иде­а­лов ра­вен­ства и спра­вед­ли­во­сти

13.

Представьте, что Вы по­мо­га­е­те учи­те­лю клас­си­фи­ци­ро­вать кар­точ­ки перед зачётом по теме «Человек как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эволюции». Со­бе­ри­те все кар­точ­ки с признаками, от­ра­жа­ю­щи­ми спе­ци­фи­ку со­ци­аль­ной при­ро­ды человека. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) использование предметов, дан­ных природой

2) стремление объ­яс­нить за­ко­ны природы

3) продолжение рода

4) общение с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

5) приспособление к усло­ви­ям окру­жа­ю­щей среды

6) способность к мышлению

14.

Иван по­ста­вил перед собой цель по­сту­пить в ин­сти­тут на ар­хи­тек­тур­ный факультет. Он за­ни­ма­ет­ся в ху­до­же­ствен­ной студии, создаёт соб­ствен­ные не­боль­шие работы, участ­ву­ет в раз­лич­ных выставках. Много вни­ма­ния Иван уде­ля­ет изу­че­нию математики, увле­ка­ет­ся черчением. Найдите в приведённом спис­ке при­ме­ры средств, ис­поль­зу­е­мых для до­сти­же­ния по­став­лен­ной Ива­ном цели, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) поступление в институт

2) занятия в ху­до­же­ствен­ной студии

3) изучение математики

4) получение про­фес­сии архитектора

5) опыт со­зда­ния соб­ствен­ных работ

6) выбор профессии

15.

Телеканал транс­ли­ро­вал телесериал о буд­нях городской больницы. Что поз­во­ля­ет отнести этот се­ри­ал к про­из­ве­де­ни­ям массовой культуры? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми указаны вы­бран­ные элементы ответа.

 

1) СМИ пред­ста­ви­ли телесериал как удач­ный коммерческий проект.

2) Авторы ис­поль­зу­ют народную му­зы­ку и эпи­че­ские сюжеты.

3) Одной из глав­ных целей со­зда­те­лей телесериала было соб­ствен­ное самовыражение.

4) Телесериал рас­счи­тан на усреднённый по­тре­би­тель­ский вкус.

5) Телесериал ин­те­ре­сен кругу знатоков.

6) Понимание те­ле­се­ри­а­ла не тре­бу­ет специальной подготовки.

16.

Представьте, что Вы по­мо­га­е­те учи­те­лю клас­си­фи­ци­ро­вать кар­точ­ки перед зачётом по теме «Человек как ре­зуль­тат био­ло­ги­че­ской и со­ци­о­куль­тур­ной эволюции». Со­бе­ри­те все кар­точ­ки с признаками, от­ра­жа­ю­щи­ми осо­бен­но­сти био­ло­ги­че­ской со­став­ля­ю­щей человека. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) инстинктивные ре­ак­ции на воз­дей­ствие среды

2) использование предметов, дан­ных природой

3) стремление по­нять окру­жа­ю­щий мир

4) генетически обу­слов­лен­ные мо­де­ли поведения

5) общение с по­мо­щью чле­но­раз­дель­ной речи

6) способность к целеполаганию

17.

Ученик вы­пол­нял про­ект по биологии. Какие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что он ис­поль­зо­вал эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды познания? Вы­бе­ри­те из приведённого ниже спис­ка дан­ные ме­то­ды по­зна­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) разработал мо­дель экосистемы

2) проводил на­блю­де­ния в по­ле­вых условиях

3) изучил ли­те­ра­ту­ру по про­бле­ме исследования

4) использовал школь­ную ла­бо­ра­то­рию для про­ве­де­ния опытов

5) перед на­ча­лом ис­сле­до­ва­ния вы­дви­нул ра­бо­чую гипотезу, ко­то­рая по­лу­чи­ла подтверждение

6) описал ряд случаев, до этого не фи­гу­ри­ро­вав­ших в литературе

18.

Найдите в приведённом ниже спис­ке со­ци­аль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки человека. Запишите цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) сознание

2) инстинкты

3) мировоззрение

4) на­ли­чие психики

5) про­яв­ле­ние эмоций

6) спо­соб­ность к пре­об­ра­зо­ва­тель­ной деятельности

19.

Алине 22 года. Най­ди­те в приведённом спис­ке черты (качества), име­ю­щие со­ци­аль­ный характер. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Алина доб­рая и отзывчивая.

2) Алина — внеш­не при­вле­ка­тель­ная девушка.

3) Алина — дис­ци­пли­ни­ро­ван­ный работник.

4) Алина бла­го­же­ла­тель­но от­но­сит­ся к коллегам.

5) Алина аккуратная, дома у неё порядок.

6) У Алины свет­лые во­ло­сы и го­лу­бые глаза.

20.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных мер на­прав­ле­ны на пре­одо­ле­ние про­бле­мы «Север-Юг»? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) под­го­тов­ка ин­ве­сти­ци­он­ных про­ек­тов, на­прав­лен­ных на со­зда­ние новых ра­бо­чих мест в эко­но­ми­че­ски не­раз­ви­тых стра­нах

2) де­я­тель­ность меж­ду­на­род­ных пра­ви­тель­ствен­ных ор­га­ни­за­ций, на­прав­лен­ная на борь­бу с тер­ро­риз­мом

3) предо­став­ле­ние тор­го­вых пре­фе­рен­ций для стран с сы­рье­вым ха­рак­те­ром экс­пор­та

4) со­кра­ще­ние рас­хо­дов на пре­одо­ле­ние без­гра­мот­но­сти

5) раз­ра­бот­ка про­грамм по­ста­вок ору­жия

6) огра­ни­че­ние вы­бро­са за­гряз­ня­ю­щих ве­ществ в ат­мо­сфе­ру

21.

Кириллу 16 лет. Най­ди­те в приведённом спис­ке со­ци­аль­ные ха­рак­те­ри­сти­ки Кирилла. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) У Ки­рил­ла свет­лые во­ло­сы и го­лу­бые глаза.

2) Рост Ки­рил­ла — 180 см.

3) Кирилл по­мо­га­ет ро­ди­те­лям уха­жи­вать за боль­ной бабушкой.

4) Кирилл — санг­ви­ник по темпераменту.

5) Кирилл — доб­рый и от­зыв­чи­вый человек.

6) Кирилл хо­ро­шо учит­ся в школе.

22.

В стра­не Z про­во­дит­ся ре­фор­ма образования. Какие факты сви­де­тель­ству­ют о том, что ре­фор­ма на­прав­ле­на на гу­ма­ни­за­цию образования? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) уве­ли­че­ние ко­ли­че­ства учеб­ных предметов

2) со­кра­ще­ние вре­ме­ни изу­че­ния есте­ствен­ных наук

3) ори­ен­та­ция на ин­те­ре­сы и склон­но­сти ученика

4) при­ме­не­ние технологий, сбе­ре­га­ю­щих здоровье

5) уде­ле­ние осо­бо­го вни­ма­ния нрав­ствен­но­му воспитанию

6) ком­пью­те­ри­за­ция об­ра­зо­ва­тель­но­го процесса

23.

Гонка во­ору­же­ний по­вли­я­ла на обостре­ние эко­ло­ги­че­ской и эко­но­ми­че­ской си­ту­а­ции в мире. Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка гло­баль­ные проблемы, ко­то­рые не­по­сред­ствен­но от­ра­же­ны в дан­ной причинно-след­ствен­ной связи. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) угроза новой ми­ро­вой войны

2) экологический кри­зис и его последствия

3) отставание раз­ви­ва­ю­щих­ся стран «третьего мира» от раз­ви­тых стран

4) демографическая си­ту­а­ция на планете

5) алкоголизм и наркомания

6) международный терроризм

24.

Владимир ра­бо­та­ет в био­ло­ги­че­ском ис­сле­до­ва­тель­ском институте. Какие из при­ве­ден­ных фак­тов сви­де­тель­ству­ют о том, что он за­ни­ма­ет­ся на­уч­ной деятельностью? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) регулярно по­се­ща­ет библиотеку

2) руководит ко­мис­си­ей по ат­те­ста­ции со­труд­ни­ков института

3) анализирует пуб­ли­ка­ции по про­бле­мам раз­ви­тия биологии

4) ведет экс­пе­ри­мент в об­ла­сти мо­ле­ку­ляр­ной биологии

5) состоит чле­ном проф­со­юз­ной ор­га­ни­за­ции института

6) выступил с до­кла­дом о ре­зуль­та­тах своей де­я­тель­но­сти на сим­по­зи­у­ме ученых

25.

Уче­ные ла­бо­ра­то­рии ведут ис­сле­до­ва­ния в об­ла­сти фи­зи­ки твер­до­го тела. Какие черты от­ли­ча­ют на­уч­ное по­зна­ние от дру­гих видов по­зна­ва­тель­ной де­я­тель­но­сти? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го пе­реч­ня нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны.

 

1) опора на дан­ные на­блю­де­ний

2) экс­пе­ри­мен­таль­ное под­твер­жде­ние вы­во­дов

3) учет на­коп­лен­но­го опыта

4) ис­поль­зо­ва­ние форм ра­ци­о­наль­но­го по­зна­ния

5) раз­ра­бот­ка обос­но­ван­ных тео­рий

6) при­ме­не­ние стро­го опре­де­лен­ных по­ня­тий

26.

Издавна тво­ре­ния на­род­ных ма­сте­ров де­ла­ют кра­си­вой по­все­днев­ную жизнь, укра­ша­ют пред­ме­ты быта — одежду, ору­дия труда, ку­хон­ные принадлежности, ору­дия рыб­ной ловли и охоты, мебель. Укажите, результаты каких видов деятельности представляют собой из­де­лия из бересты, меха, дерева, ке­ра­ми­ки и дру­гие пред­ме­ты декоративно-при­клад­но­го ис­кус­ства?

 

1) духовно-практической

2) социально-преобразовательной

3) творческой

4) познавательной

5) прогностической

6) индивидуальной

27.

За по­след­ние годы в круп­ном ре­ги­о­наль­ном цен­тре сло­жи­лось не­сколь­ко вокально-инструментальных мо­ло­деж­ных групп. Какие осо­бен­но­сти де­я­тель­но­сти этих групп сви­де­тель­ству­ют об их при­над­леж­но­сти к мас­со­вой культуре? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) развивают тра­ди­ции на­род­но­го во­каль­но­го творчества

2) исполняют ком­по­зи­ции соб­ствен­но­го сочинения

3) деятельность имеет ком­мер­че­скую направленность

4) репертуар со­став­ля­ет не­слож­ная тан­це­валь­ная музыка

5) выполняют функ­цию на­коп­ле­ния куль­тур­но­го опыта

6) произведения ад­ре­со­ва­ны наи­бо­лее эс­те­ти­че­ски раз­ви­той части публики

28.

Транснациональные компании, тратя огром­ные день­ги на рекламу, убеж­да­ют на­се­ле­ние раз­ных стран по­ку­пать опре­де­лен­ные товары. О чем сви­де­тель­ству­ет этот факт? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го ниже спис­ка от­ве­ты на дан­ный во­прос и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) дифференциации доходов

2) разделении труда

3) глобализации потребления

4) социальном неравенстве

5) возможностях Интернета

6) глобализации производства

29.

Какие из пе­ре­чис­лен­ных си­ту­а­ций сви­де­тель­ству­ют о раз­ви­тии пост­ин­ду­стри­аль­но­го общества? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Жители по­сел­ка об­ра­ти­лись к главе ад­ми­ни­стра­ции с прось­бой ор­га­ни­зо­вать центр от­кры­то­го до­сту­па в Интернет.

2) В го­ро­де от­крыл­ся тех­ни­че­ский университет.

3) Рабочие за­во­да вы­сту­пи­ли с тре­бо­ва­ни­ем вве­де­ния вось­ми­ча­со­во­го ра­бо­че­го дня.

4) Работница ме­тал­лур­ги­че­ско­го ком­би­на­та по­лу­чи­ла от­пуск по уходу за ребенком.

5) В рес­пуб­ли­ке про­шли вы­бо­ры де­пу­та­тов рес­пуб­ли­кан­ско­го парламента.

6) В стра­не раз­ра­ба­ты­ва­ет­ся язык программирования, спе­ци­аль­но пред­на­зна­чен­ный для ученых.

30.

Ученые-медики про­ве­ли ряд ис­сле­до­ва­ний и нашли сред­ства борь­бы с не­ви­ди­мы­ми вра­га­ми здо­ро­вья людей — раз­лич­ны­ми ви­ру­са­ми и бо­лез­не­твор­ны­ми бактериями, вы­зы­ва­ю­щи­ми ин­фек­ци­он­ные заболевания. Эти сред­ства вошли в прак­ти­ку ле­че­ния ин­фек­ци­он­ных болезней. Какие функ­ции науки про­ил­лю­стри­ро­ва­ны этим примером? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) мировоззренческая

2) социальная

3) познавательная

4) производительной силы

5) прогностическая

6) рекреационная

31.

Василий учит­ся в школе и по­ми­мо учебы увле­ка­ет­ся рисованием, шахматами, спор­тив­ны­ми играми. Иными словами, поле его де­я­тель­но­сти широко. Какие ком­по­нен­ты вхо­дят в струк­ту­ру деятельности? Вы­бе­ри­те из при­ве­ден­но­го спис­ка нуж­ные по­зи­ции и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) навыки

2) мотивы

3) цель

4) способности

5) результаты

6) знания

32. С таршеклассники рас­смат­ри­ва­ли про­бле­му об­ще­ствен­но­го прогресса. На уроке воз­ник спор о его кри­те­ри­ях и проявлениях. Какие яв­ле­ния и факты слу­жат про­яв­ле­ни­я­ми об­ще­ствен­но­го прогресса? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) совершенствование техники

2) культурная унификация

3) рост вли­я­ния транс­на­ци­о­наль­ных корпораций

4) повышение уров­ня об­ра­зо­ван­но­сти населения

5) расширение рынка рекламы

6) рост про­дол­жи­тель­но­сти жизни людей

33.

Страна 2 с на­се­ле­ни­ем в 50 млн че­ло­век рас­по­ло­же­на в Юго-Восточной Азии. Какие черты поз­во­ля­ют су­дить о при­над­леж­но­сти этой стра­ны к ин­ду­стри­аль­но­му обществу? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Женщины ак­тив­но во­вле­ка­ют­ся в про­цесс производства.

2) Рабочие со­став­ля­ют зна­чи­тель­ную часть населения.

3) В стра­не сло­жи­лось круп­ное ма­шин­ное производство.

4) Компьютерные тех­но­ло­гии ис­поль­зу­ют­ся во мно­гих областях.

5) Государство имеет фе­де­ра­тив­ное устройство.

6) Большинство семей имеют трёх и более детей.

34.

Группа стар­ше­класс­ни­ков ра­бо­та­ет над про­ек­том «Экологическая си­ту­а­ция в нашем крае: про­бле­мы и пути разрешения». Ре­бя­та со­би­ра­ют ста­ти­сти­че­ский материал, встре­ча­ют­ся с пред­ста­ви­те­ля­ми мест­ной власти, изу­ча­ют литературу. Ка­ко­вы воз­мож­ные ре­зуль­та­ты этой деятельности? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Совершенствование си­сте­мы внут­ри­школь­но­го контроля.

2) Выбор средств обучения, от­ве­ча­ю­щих новым требованиям.

3) Предложения по улуч­ше­нию эко­ло­ги­че­ской си­ту­а­ции в регионе.

4) Знакомство с со­сто­я­ни­ем дел в своём крае.

5) Развитие на­вы­ков сбора и об­ра­бот­ки информации.

6) Стремление лучше под­го­то­вить­ся к сдаче экзамена.

35.

В стра­не 2 пре­об­ла­да­ет про­стое то­вар­ное производство. Какие черты сви­де­тель­ству­ют о том, что в стра­не со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ци­он­ное общество? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) сложилась со­слов­ная со­ци­аль­ная структура

2) в об­ще­стве су­ще­ству­ет вы­со­кая со­ци­аль­ная мобильность

3) введено все­об­щее на­чаль­ное образование

4) преобладает мас­со­вая культура

5) большинство на­се­ле­ния про­жи­ва­ет в сель­ской местности

6) господствует ре­ли­ги­оз­ное сознание

36.

Елена учит­ся в му­зы­каль­ной школе. На за­ня­ти­ях она с ин­те­ре­сом зна­ко­мит­ся с ис­то­ри­ей му­зы­каль­но­го искусства. Какие еще су­ще­ству­ют виды искусства? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) археология

2) архитектура

3) графика

4) философия

5) скульптура

6) хореография

37.

Гражданку А. от­ли­ча­ет креп­кое здоровье, тем не менее она любит хо­дить на приём к вра­чам и не толь­ко про­хо­дить про­фи­лак­ти­че­ские обследования, но и бе­се­до­вать с ними на темы, далёкие от болезней. Какие по­треб­но­сти ре­а­ли­зу­ют­ся в этих дей­стви­ях граж­дан­ки А.? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) в под­дер­жа­нии сво­е­го здоровья

2) в фи­зи­че­ском развитии

3) в ма­те­ри­аль­ной поддержке

4) в общении

5) в отдыхе

6) в про­фес­си­о­наль­ном об­ра­зо­ва­нии

38.

На меж­ду­на­род­ной кон­фе­рен­ции об­суж­да­лись меры по пре­одо­ле­нию про­бле­мы обес­пе­че­ния че­ло­ве­че­ства ресурсами. Что могло быть вклю­че­но в про­грам­му этой конференции? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) использование аль­тер­на­тив­ных ис­точ­ни­ков энергии

2) программа под­держ­ки раз­ви­ва­ю­щих­ся стран

3) сокращение во­ен­ных расходов

4) выделение средств на лик­ви­да­цию неграмотности

5) экономия прес­ной воды на про­из­вод­ствен­ные и бы­то­вые нужды

6) создание под­зем­ных хра­ни­лищ дож­де­вых и талых вод

39.

Одиннадцатиклассники за­вер­ша­ют изу­че­ние но­во­го ма­те­ри­а­ла и на­чи­на­ют под­го­тов­ку к экзаменам. Какие при­зна­ки ха­рак­те­ри­зу­ют осу­ществ­ля­е­мую ими деятельность? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Она на­прав­ле­на на пре­об­ра­зо­ва­ние ре­аль­но су­ще­ству­ю­щих пред­ме­тов природы.

2) Объектом де­я­тель­но­сти яв­ля­ет­ся новое, не из­вест­ное ни­ко­му ранее знание.

3) Средством де­я­тель­но­сти яв­ля­ют­ся учеб­ни­ки и учеб­ные пособия.

4) Деятельность имеет как индивидуальный, так и кол­лек­тив­ный характер.

5) Мотивом яв­ля­ет­ся же­ла­ние удо­вле­тво­рить ма­те­ри­аль­ные потребности.

6) Она спо­соб­ству­ет осво­е­нию на­коп­лен­ных че­ло­ве­че­ством куль­тур­ных ценностей.

40.

Былины о рус­ских бо­га­ты­рях дают мно­же­ство при­ме­ров верности, мужества, патриотизма. Они изу­ча­ют­ся в мас­со­вой школе. Какая до­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция поз­во­ля­ет сде­лать вывод о том, что бы­ли­ны от­но­сят­ся к народной, а не к мас­со­вой культуре? Вы­бе­ри­те вер­ные по­ло­же­ния и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Их изу­ча­ли в школе ба­буш­ки и де­душ­ки со­вре­мен­ных учеников.

2) Они пе­ре­да­ва­лись из по­ко­ле­ния в поколение, обо­га­ща­ясь но­вы­ми сюжетами.

3) Они легли в ос­но­ву ху­до­же­ствен­ных фильмов, по­лу­чив­ших на­род­ное признание.

4) Они за­пи­са­ны на дис­ках актёрами, по­пу­ляр­ны­ми в народе.

5) Они не имеют пер­со­наль­но­го авторства.

6) Их дей­ству­ю­щие лица стали ге­ро­я­ми со­вре­мен­ных анекдотов.

41.

Учёный био­лог Пет­ров изу­ча­ет роль ядо­ви­тых гри­бов в жизни леса. Вы­бе­ри­те из приведённого пе­реч­ня эм­пи­ри­че­ские ме­то­ды исследования, ис­поль­зу­е­мые Петровым. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Вы­дви­нул ги­по­те­зу о за­щит­ных функ­ци­ях ядо­ви­тых гри­бов по от­но­ше­нию к не­ко­то­рым видам растений.

2) Уста­но­вил в ла­бо­ра­то­рии хи­ми­че­ский со­став не­сколь­ких видов ядо­ви­тых гри­бов Подмосковья.

3) Из­го­то­вил мо­дель раз­ви­тия гриб­ни­цы в раз­лич­ных при­род­ных условиях.

4) Под­го­то­вил спи­сок ос­нов­ной ли­те­ра­ту­ры по изу­ча­е­мой проблеме.

5) Под­го­то­вил ил­лю­стри­ро­ван­ный атлас с опи­са­ни­ем наи­бо­лее распространённых видов ядо­ви­тых грибов.

6) За­фик­си­ро­вал с по­мо­щью ви­део­за­пи­си ареал рас­про­стра­не­ния ос­нов­ных видов ядо­ви­тых гри­бов Подмосковья.

42.

Студент Пётр Ива­нов го­то­вит­ся к сдаче экзамена. Вы­бе­ри­те из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня ситуации, в ко­то­рых он вы­сту­пал как субъ­ект по­зна­ва­тель­ной деятельности. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Выбрал учеб­ные по­со­бия для подготовки.

2) Сильно вол­но­вал­ся в ночь перед экзаменом.

3) Забыл прий­ти на пред­эк­за­ме­на­ци­он­ную консультацию.

4) Подготовил крат­кие кон­спек­ты по ос­нов­ным вопросам.

5) С од­но­группни­ка­ми вслух про­го­во­рил клю­че­вые по­ло­же­ния каж­до­го ответа.

6) Чтобы снять стресс, слу­шал на­ка­ну­не эк­за­ме­на лёгкую инструментальную музыку.

43.

Выберите вер­ные суж­де­ния о фор­мах куль­ту­ры и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) Ком­мер­че­ски успеш­ной может быть толь­ко мас­со­вая культура.

2) Эли­тар­ная куль­ту­ра пре­жде всего про­яв­ля­ет­ся в са­мо­ре­а­ли­за­ции ху­дож­ни­ка и не ори­ен­ти­ру­ет­ся на ши­ро­кую аудиторию.

3) Воз­ник­но­ве­ние мас­со­вой куль­ту­ры происходит в постиндустриальном обществе.

4) Эле­мен­ты на­род­ной куль­ту­ры не ис­поль­зу­ют­ся в мас­со­вой куль­ту­ре по при­чи­не от­сут­ствия к ним ин­те­ре­са у ши­ро­кой аудитории.

5) Одной из функ­ций мас­со­вой куль­ту­ры яв­ля­ет­ся ре­кре­а­ци­он­ная функция.

6) В со­вре­мен­ных про­из­ве­де­ни­ях ис­кус­ства часто син­те­зи­ру­ют­ся эле­мен­ты массовой, на­род­ной и эли­тар­ных культур.

44.

В про­шлом году в круп­ном ев­ро­пей­ском го­ро­де про­шла конференция, в ко­то­рой при­ня­ло уча­стие боль­шин­ство стран мира. Какие факты сви­де­тель­ству­ют о том, что кон­фе­рен­ция была по­свя­ще­на гло­баль­ным эко­ло­ги­че­ским проблемам? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) На кон­фе­рен­ции об­суж­да­лись про­бле­мы ко­рен­ных на­ро­дов Севера, свя­зан­ные с гло­баль­ным потеплением.

2) Наи­боль­шее вни­ма­ние при­влек­ло выступление, посвящённое рас­ши­ре­нию си­сте­мы об­ра­зо­ва­ния в стра­нах Цен­траль­ной Африки.

3) По ре­зуль­та­там кон­фе­рен­ции было при­ня­то ре­ше­ние ак­ти­ви­зи­ро­вать про­све­ти­тель­скую де­я­тель­ность в при­ро­до­охран­ных зонах.

4) Страны-участники за­яви­ли о не­об­хо­ди­мо­сти вы­де­ле­ния в го­су­дар­ствен­ных бюд­же­тах средств на при­ро­до­охран­ные цели.

5) Страны-участницы при­ня­ли ре­ше­ние о сов­мест­ной раз­ра­бот­ке ин­но­ва­ци­он­ных энер­го­сбе­ре­га­ю­щих ре­ше­ний в быту.

6) На кон­фе­рен­ции осу­ди­ли по­пыт­ки не­ко­то­рых стран ра­бо­тать над раз­ра­бот­кой ядер­но­го оружия.

45.

В стра­не Z про­ис­хо­дит ши­ро­кое внед­ре­ние ком­пью­тер­ной тех­ни­ки в раз­лич­ные об­ла­сти жизни. Какие иные при­зна­ки из пе­ре­чис­лен­ных сви­де­тель­ству­ют о том, что стра­на Z раз­ви­ва­ет­ся как пост­ин­ду­стри­аль­ное общество? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они указаны.

 

1) При­род­ные фак­то­ры ока­зы­ва­ют вли­я­ние на раз­ви­тие общества.

2) Пре­об­ла­да­ют экс­тен­сив­ные ме­то­ды ве­де­ния хозяйства.

3) Зна­чи­тель­ная часть ра­бот­ни­ков пе­ре­хо­дит на ди­стан­ци­он­ное вы­пол­не­ние работы.

4) В целях ре­гу­ля­ции со­ци­аль­ных от­но­ше­ний из­да­ют­ся пра­во­вые акты.

5) Ин­фор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии яв­ля­ют­ся важ­ней­шим фак­то­ром производства.

6) Наи­боль­шее раз­ви­тие по­лу­ча­ют наукоёмкие, ре­сур­со­сбе­ре­га­ю­щие от­рас­ли производства.

46.

В стра­не Z за­ко­но­да­тель­но за­креп­ле­на со­слов­ная струк­ту­ра общества. Какие дру­гие при­зна­ки сви­де­тель­ству­ют о том, что в стра­не су­ще­ству­ет об­ще­ство тра­ди­ци­он­но­го типа? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны эти от­ли­чи­тель­ные признаки.

 

1) Боль­шин­ство тру­до­спо­соб­но­го на­се­ле­ния за­ня­то в аг­рар­ном секторе.

2) Ве­ду­щую роль в ду­хов­ной жизни об­ще­ства иг­ра­ет религия.

3) Част­ные ин­те­ре­сы пре­об­ла­да­ют над коллективными.

4) Эко­но­ми­ка раз­ви­ва­ет­ся по прин­ци­пам сво­бод­но­го рынка.

5) Об­ще­ство ока­зы­ва­ет ак­тив­ное пре­об­ра­зо­ва­тель­ное вли­я­ние на природу.

6) Низ­кий уро­вень со­ци­аль­ной мобильности.

47.

B стране Z информационные технологии являются важнейшим фактором производства. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество?

 

1) Наибольшее развитие получают наукоемкие, ресурсосберегающие технологии.

2) Происходит широкое внедрение компьютерной техники в различные области жизни.

3) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

4) Общественные отношения регулируются правовыми и моральными нормами.

5) B структуре населения высок удельный вес среднего класса.

6) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

48.

В стране Z развито фабричное производство. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что она развивается как общество индустриального типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Происходит демократизация политической жизни, провозглашены политические свободы.

2) Религия оказывает значительное влияние на развитие общества.

3) Формируется класс промышленных рабочих.

4) Существует разделение труда.

5) Происходит механизация производства.

6) Развивается сельское хозяйство.

49.

Критик отозвался о новом художественном фильме как о произведении элитарной культуры. Какие признаки характерны для данного типа культуры? Запишите под которыми они указаны.

 

1) ориентация на получение коммерческой выгоды

2) учёт запросов самых широких слоёв общества

3) сложность форм художественной выразительности

4) развлекательный характер

5) необходимость специальной подготовки для понимания смысла произведений

6) ярко выраженная авторская позиция

50.

Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность

 

1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.

2) Рост Ивана — 180 см.

3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.

4) Иван занимается лёгкойатлетикой, серьёзно относится к тренировкам.

5) Иван — добрый и отзывчивый человек.

6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.

51.

Виктор хочет поступить в университет и стать журналистом. Он занимается в школе юного журналиста, пишет статьи в городские газеты. Много внимания Виктор уделяет изучению литературы, истории, русского языка. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых Виктором для достижения цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) поступление в университет

2) занятия в школе юного журналиста

3) получение профессии журналиста

4) написание статей

5) выбор профессии

6) изучение литературы, истории, русского языка

52.

Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о культурных предпочтениях одноклассников. Найдите в приведённом списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) анкетирование одноклассников

2) наблюдение за поведением одноклассников

3) описание внешнего вида одноклассников

4) выявление закономерностей поведения

5) выдвижение гипотезы

6) формулирование выводов

53.

В стране Z развито сельское хозяйство. Какие признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Преобладают нуклеарные семьи.

2) Происходит становление сословной социальной структуры.

3) Церковь играет значительную роль в общественной жизни.

4) Низкий уровень социальной мобильности, возможности социальных перемещений ограниченны.

5) Происходит механизация и автоматизация производства.

6) Производство приобретает интенсивный характер.

54.

Найдите в приведённом ниже списке признаки искусства как формы (области) духовной культуры.

 

1) познание мира с помощью слова, цвета и звука

2) значимость художественного вымысла

3) образность и наглядность

4) получение достоверной картины мира

5) изучение закономерностей развития мира

6) объективность отражения реального мира

55.

Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.

2) Книга была напечатана в крупном издательстве.

3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.

4) Все гипотезы исследователей были обоснованны.

5) Книга содержит сложные художественные образы и малопонятна неспециалистам.

6) Содержание книги изложено профессиональным языком.

56.

Экономика страны Z основана на натуральном хозяйстве и ремесле. Какие иные признаки свидетельствуют о том, что страна Z развивается как общество традиционного типа?

1) общественное сознание базируется на религиозных ценностях

2) ведущей отраслью экономики является промышленность

3) преобладают экстенсивные технологии

4) господствует общинная форма собственности

5) формируется рыночная экономика

6) происходит механизация и автоматизация производства

57.

Ученик выполняет проектную работу по обществознанию: проводит микроисследование о том, какие книги читают его одноклассники. Найдите в приведённом ниже списке методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) наблюдение за поведением одноклассников в библиотеке, книжном магазине

2) запись высказываний одноклассников о чтении книг

3) выявление закономерностей выбора книг

4) анкетирование одноклассников об их любимых книгах

5) выдвижение гипотезы

6) формулирование выводов

58.

Ученик 11-го класса Максим готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели деятельности Максима и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) поступление в вуз

2) проведение экзамена

3) консультации педагогов

4) решение задач

5) получение высокого балла

6) чтение учебников, справочной литературы

59.

Знакомые характеризовали Виталия как незаурядную личность. Какие из приведённых ниже качеств могли стать основой этой характеристики? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) высокий рост

2) интерес к садоводству

3) педагогический талант

4) голубые глаза

5) светлые волосы

6) любовь к путешествиям

60.

Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) теорию разработали любители

2) теория не подтверждается практикой

3) выводы разработчиков нелогичны

4) теория опровергает принятые в науке представления

5) основные положения теории не обоснованны

6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил

61.

Одиннадцатиклассник Игорь готовится к ЕГЭ по русскому языку. Найдите в приведённом ниже списке возможные цели этой деятельности Игоря и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) получение высокого балла

2) чтение учебников, справочной литературы

3) поступление в вуз

4) проведение экзамена

5) консультации педагогов

6) получение аттестата о среднем общем образовании

62.

Страна Z с населением в 20 млн человек, развитой промышленностью и сельским хозяйством расположена в Северном полушарии. Какие из приведённых ниже признаков позволят судить о принадлежности Z к обществам индустриального, а не традиционного типа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В стране высока социальная мобильность.

2) В стране проживает многонациональное население.

3) B стране активно развивается народная культура.

4) Верховная власть в стране передаётся по наследству.

5) В структуре населения растёт удельный вес рабочего класса.

6) Развивается массовая культура.

63.

Илье Анатольевичу 36 лет. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.

2) Илья Анатольевич — добрый и отзывчивый, у него много друзей.

3) Илья Анатольевич — честный и принципиальный человек.

4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.

5) Рост Ильи Анатольевича — 180 см.

6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.

64.

Ученица 11 класса Кира готовится к экзаменам. Найдите в приведённом ниже списке методы, которые позволят Кире успешно сдать экзамены, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) получение высокого балла

2) чтение учебников, справочной литературы

3) поступление в вуз

4) проведение экзамена

5) консультации учителей

6) решение задач

65.

Виталий готовится к путешествию по Греции. Он изучает греческий язык, читает книги об истории и культуре Греции, на интернет-форумах общается с ценителями греческой кухни. Он уже спланировал маршрут своего путешествия и приобрёл путёвку.

Найдите в приведённом ниже списке примеры средств, используемых Виталием для достижения цели,

1) изучение греческого языка

2) чтение книг о Греции

3) ценители греческой кухни

4) путешествие по Греции

5) покупка туристической путёвки

6) общение в Интернете

66.

Какие из приведённых ниже примеров иллюстрируют противоречивость общественного прогресса?

1) увеличение продолжительности жизни человека с развитием медицины

2) ускорение передачи и обработки данных с развитием информационных технологий

3) отмена смертной казни в результате гуманизации общества

4) рост числа психических заболеваний подростков с развитием и распространением компьютерных игр

5) ухудшение состояния окружающей среды с развитием производства

6) увеличение количества людей, погибающих во время вооружённых конфликтов с применением новой боевой техники

67.

В стране Z развиты сельское хозяйство, промышленность и финансовая сфера. Значительная часть населения живёт в городах-мегаполисах. Какие признаки свидетельствуют o принадлежности Z к постиндустриальным обществам? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) многообразие форм собственности

2) широкое распространение информационных технологий

3) наличие сети научных организаций

4) деятельность независимых СМИ

5) высокий удельный вес среднего класса в структуре населения

6) преобладание сферы услуг в структуре хозяйства

68.

Известный писатель сочинил философское эссе, где дал весьма субъективную, индивидуально-творческую, совершенно непривычную интерпретацию событий недавнего прошлого. Найдите в приведённом ниже списке характеристики свойственные данному типу культуры, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) отражение в произведении авторской индивидуальности

2) оригинальность формы и (или) содержания

3) ярко выраженный коммерческий характер

4) необходимость специальной подготовки читателя

5) сложность содержания

6) ориентация на запросы широкого круга потребителей

69.

В государстве Z невелико число образованных людей, так как образование доступно только высшим сословиям. Товарно-денежные отношения развиты слабо, основу экономики составляет полунатуральное сельскохозяйственное производство, основанное на опыте предков. Какие признаки характерны для типа общества, к которому принадлежит Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) ценность прогресса

2) механизация и автоматизация производства и управления

3) высокий уровень социальной мобильности

4) деспотическое правление

5) традиционная легитимность власти

6) подданническая культура

70.

Экспедиция медленно продвигалась в джунглях. Учёные описывали растения, насекомых, животных и птиц, встречавшихся на пути, брали пробы воды и грунта. Так они прибыли в индейскую деревню, где сняли фильм об обычаях аборигенов. Какие из перечисленных ниже методов использовали учёные в приведённой ситуации?

 

1) наблюдение

2) эксперимент

3) моделирование

4) конкретизация

5) эмпирическое описание

6) абстрагирование

71.

В стране Z большинство населения проживает в городах-мегаполисах. Найдите в приведённом ниже списке признаки, позволяющие сделать вывод о том, что страна Z развивается как индустриальное общество.

 

1) В стране Z преобладают наукоёмкие производства.

2) B стране Z происходит механизация производства.

3) B стране Z сословная социальная структура общества.

4) В стране Z активно развивается виртуальная культура.

5) B экономике страны Z преобладает массовое промышленное производство.

6) В стране Z граждане добились равноправия и избирательных прав.

72.

В художественном произведении N присутствует национальный колорит. Какие признаки позволят сделать вывод о том, что произведение N относится к массовой культуре? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) у этого произведения неизвестный автор

2) оно передаётся от поколения к поколению

3) ero создатели получили хорошую прибыль

4) его исполняют по радио профессиональные актёры

5) оно носит развлекательный характер

6) оно имеет сложное содержание

73.

Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер.

1) Рост Ларисы ниже среднего.

2) Лариса — честный человек.

3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.

4) Лариса добрая и отзывчивая.

5) Лариса — внешне привлекательная девушка.

6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.

74.

Популярный актёр и телеведущий на собственные средства снял чёрно-белый фильм о судьбе своего поколения. Критики отнесли это произведение к элитарному искусству. Выберите в приведённом ниже списке характеристики произведения элитарной культуры и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) коммерческий характер

2) содержательная сложность

3) внимание критиков и знатоков

4) использование спецэффектов

5) привлечение кинозвёзд

6) колоссальный интерес зрителей

75.

Найдите в приведённом ниже списке признаки, позволяющие сделать вывод том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество, и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В стране Z производство промышленных товаров механизировано.

2) B стране Z развиваются наукоёмкие производства и средства коммуникации.

3) В стране Z созданы необходимые условия для непрерывного образования.

4) В стране Z активно развивается виртуальная культура.

5) В стране Z преобладают экстенсивные технологии.

6) Доступ к информации является одним из условий успеха в конкурентной борьбе.

76.

Студенты провели исследование мотивов учебной деятельности школьников младших классов. Найдите в приведённом ниже списке применённые ими методы, соответствующие эмпирическому уровню научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) описание наблюдаемых явлений

2) выдвижение и обоснование гипотез

3) объяснение существующих взаимосвязей

4) непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

5) фиксация обобщений в виде законов

6) получение количественных данных об изучаемом объекте

77.

В стране Z проводится ряд реформ. Какие факты свидетельствуют о том, что реформы направлены на укрепление института брака и семьи, материнства и детства? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) увеличен размер минимального прожиточного минимума

2) в стране снижен пенсионный возраст

3) установлена величина прожиточного минимума в стране

4) при парламенте создан Комитет по делам семьи, женщин и детей

5) увеличена материальная поддержка женщин, находящихся в отпуске по уходу за детьми

6) учреждены новые формы жизнеустройства детей-сирот

78.

Парламент страны Z принял ряд новых законов. Какая информация свидетельствует о том, что они направлены на решение глобальных проблем человечества? Запишите цифры, под которыми она указана. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) предоставлены налоговые льготы компаниям, работающим в сфере добычи сырьевых ресурсов

2) законы направлены на обуздание гонки вооружений, запрещение создания и применения систем вооружения массового уничтожения

3) в государстве учреждена должность уполномоченного по правам человека

4) законодательно ужесточены наказания за агрессивный национализм, проявления религиозной и культурной нетерпимости

5) укрепляется международное сотрудничество по обмену информацией и координации совместных усилий, направленных на борьбу с терроризмом

6) введена административная ответственность за создание угрозы жизни или здоровью людей при содержании собак

79.

В стра­не Z со­здан на­уч­ный центр по изу­че­нию всех ми­ро­вых ре­ли­гий. Какие ре­ли­гии могут стать объ­ек­том изу­че­ния в дан­ном на­уч­ном цен­тре? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) буд­дизм

2) ин­ду­изм

3) хри­сти­ан­ство

4) иуда­изм

5) кон­фу­ци­ан­ство

6) ислам

80.

Со­глас­но тра­ди­ци­ям стра­ны Z за­ни­мать долж­ность главы го­су­дар­ства в ней могут толь­ко по­сле­до­ва­те­ли мо­но­те­и­сти­че­ских ре­ли­гий. Какие ре­ли­гии могут ис­по­ве­до­вать граж­да­не стра­ны Z, же­ла­ю­щие за­нять долж­ность главы

го­су­дар­ства? За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми ука­за­ны на­зва­ния дан­ных ре­ли­гий. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

 

1) ин­ду­изм

2) иуда­изм

3) хри­сти­ан­ство

4) буд­дизм

5) кон­фу­ци­ан­ство

6) ислам

81.

В стране Z общественность с опасением относится к рискам, связанным с переменами в привычном образе жизни. В общественном сознании сохранение традиций представляется наиболее высокой ценностью. Какие признаки свидетельствуют о том, что в стране Z сохраняется традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) аграрный сектор является основой экономики

2) широкое развитие средств массовой коммуникации

3) приоритетное влияние на общественное развитие оказывают такие социальные институты, как церковь и армия

4) приоритет преимущественного производства не столько товаров, сколько услуг

5) высокий уровень урбанизации

6) значительная часть общественных отношений регулируется обычаями, передающимися из поколения в поколение

82.

В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) увеличение количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам

2) приоритетное внимание к интересам и склонностям личности обучающегося

3) создание условий для расширения возможностей людей переезжать из страны в страну для получения образования

4) реализация программы использования технологий онлайн-уроков для организации обучения учащихся, находящихся на длительном лечении

5) финансирование из государственного бюджета создания в сети Интернет единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний

6) обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для совершенствования образовательного процесса

83.

В стране Z создан Центр изучения глобальных экологических проблем. Какие проблемы могут стать объектом изучения в данном центре? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) проблема «Север—Юг»

2) потепление климата

3) повышение уровня Мирового океана

4) распространение вируса СПИДа

5) озоновые дыры

6) глобальное перенаселение

84.

В стране Z открыли свои филиалы несколько транснациональных корпораций. Какие еще факты свидетельствуют о вовлечении страны Z в процесс глобализации? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) вступление страны во Всемирную торговую организацию

2) рост числа разводов

3) рост интереса населения страны к традиционной культуре

4) преобладание в индустрии развлечений зарубежных фильмов и зарубежной музыки

5) быстрый рост числа пользователей сети Интернет

6) рост реальных доходов населения

85.

На школь­ной кон­фе­рен­ции стар­ше­класс­ник делал до­клад о со­ци­аль­ных на­у­ках и осо­бен­но­стях со­ци­аль­но­го по­зна­ния. Од­на­ко не все вы­дви­ну­тые им те­зи­сы ока­за­лись вер­ны­ми. Вы­бе­ри­те из озву­чен­ных им по­ло­же­ний те, ко­то­рые ха­рак­те­ри­зу­ют со­ци­аль­ные науки и осо­бен­но­сти со­ци­аль­но­го по­зна­ния, и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Со­цио­ло­гия яв­ля­ет­ся на­у­кой о наи­бо­лее общих за­ко­нах раз­ви­тия при­ро­ды, об­ще­ства и по­зна­ния.

2) Осо­бен­но­стью со­ци­аль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся сов­па­де­ние объ­ек­та и субъ­ек­та по­зна­ния.

3) По­лу­ча­е­мое со­ци­аль­ное зна­ние не­ми­ну­е­мо свя­за­но с цен­но­стя­ми и ин­те­ре­са­ми по­зна­ю­ще­го ин­ди­ви­да.

4) Со­вре­мен­ные со­ци­аль­ные науки ши­ро­ко ис­поль­зу­ют такой метод по­зна­ния, как экс­пе­ри­мент, не бу­дучи стес­нен­ны­ми пра­во­вы­ми и мо­раль­ны­ми нор­ма­ми.

5) Одним из ос­нов­ных прин­ци­пов со­ци­аль­но­го по­зна­ния яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мость рас­смат­ри­вать со­ци­аль­ную дей­стви­тель­ность в раз­ви­тии.

6) Глав­ная за­да­ча учёных, ра­бо­та­ю­щих в сфере со­ци­аль­ных наук, – не аб­стра­ги­ро­вать­ся от своих цен­ност­ных при­о­ри­те­тов, а ин­тер­пре­ти­ро­вать их в на­уч­ный факт.

86.

Недавно в столице государства Z прошла международная конференция, на которой обсуждались различные важные для международного сообщества проблемы. Из предложенного списка выберите проблемы, которые относятся к блоку экологических глобальных проблем. Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Делегация коренных малочисленных народов Арктики затронула проблемы глобального потепления и таяния ледников.

2) На конференции известный учёный выступил с докладом о росте количества источников антропогенного загрязнения воздуха, особенно от чрезмерного числа предприятий чёрной и цветной металлургии, энергетики, химической, нефтехимической, строительной и целлюлозно- бумажной промышленности.

3) Верховный комиссар ООН по делам беженцев обратил внимание общественности на обострение проблемы нелегальной миграции в последние годы.

4) Представитель африканской страны N привёл статистику по уровню бедности в странах региона.

5) На конференции было выработано решение применять глобальные меры по развитию человеческого потенциала на основании имеющихся показателей.

6) Страны – участницы конференции уделили особое внимание докладу руководителя климатических программ Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, согласно которому «наибольшее количество парниковых газов образуется в результате работы электростанций и выбросов метана в ходе добычи и доставки энергоресурсов, в то время как дорожный транспорт или сжигание попутного нефтяного газа в факелах наносят сравнительно небольшой вред окружающей среде».

87.

Страна Z находится на этапе становления и развития информационного общества. Какие факты свидетельствуют об этом? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В стране принята программа внедрения компьютерных технологий в систему предоставления государственных услуг.

2) Кино- и музыкальные критики отмечают, что в стране формируется особая, массовая культура.

3) В государстве проводится обновление и переоборудование объектов телерадиовещания на цифровой формат.

4) Согласно исследованиям, более 60 % трудоспособного населения страны заняты в сфере услуг.

5) В сельском хозяйстве страны отсутствует фермерское производство, нет крупных хозяйств, преобладает ручной труд.

6) Для социальной структуры страны Z характерно формирование новых классов: буржуазии и пролетариата.

88.

Студент И. работает над курсовой работой. В разговоре с преподавателем он назвал эмпирическим нынешний этап исследования. Какие методы научного познания характерны для этого этапа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) наблюдение

2) абстракция

3) описание

4) идеализация

5) формализация

6) измерение

89.

Парламент страны Х принял ряд новых законов. Какие из перечисленных законов направлены на решение существующих глобальных проблем? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Введены налоговые льготы для предприятий, устанавливающих новейшее очистное оборудование.

2) Ужесточена ответственность за сокрытие информации о готовящихся террористических актах.

3) В Гражданский кодекс внесены изменения, направленные на упрощение процедуры регистрации сделок.

4) Законодательно был повышен размер МРОТ.

5) В государстве учреждена новая должность Уполномоченного по правам ребёнка.

6) Ратифицировано международное соглашение по сокращению выбросов в атмосферу.

90.

Глава государства М выступил перед парламентом страны. В своём выступлении он отметил, что страна вступила в постиндустриальный этап развития общества. Какие из предложенных суждений могут быть использованы для подтверждения его мнения? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) В структуре экономики страны главным фактором производства является информация.

2) На производственных предприятиях широко применяются наукоёмкие технологии.

3) В государстве зарождается массовая культура.

4) Наибольший вклад в экономику вносят добыча и переработка природных ископаемых, т. е. добывающая промышленность.

5) Более 60 % населения страны заняты в сфере услуг.

6) Приоритетное влияние на общественное развитие оказывают такие социальные институты, как церковь и армия.

91.

Государственный симфонический оркестр впервые исполнил симфонию современного композитора. Критики единодушно оценили музыкальное произведение как образец элитарной (высокой) культуры. Что позволило сделать им такой вывод? Запишите цифры, под которыми указаны признаки произведений элитарной культуры.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке возрастания.

 

1) использование технических средств для прослушивания

2) развлекательный характер произведения

3) отсутствие ярко выраженной коммерческой направленности деятельности композитора и исполнителей

4) установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений

5) чрезмерная сложность формы музыкального произведения

6) трудность восприятия произведения неподготовленными слушателями

92.

Какие положения Ислама отражают регулятивную функцию мусульманской религии? Запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) запрет на употребление алкоголя

2) соблюдение поста в месяц Рамадан

3) почитание Мухаммеда как последнего пророка

4) вера в единого Бога

5) признание Корана священной книгой

6) обязанность жертвовать средства в пользу бедных

93.

В середине ХХ в. правительство страны Z заявило о начале политики, направленной на социальную модернизацию. Какие меры, предпринятые правительством, можно считать частью политики социальной модернизации? Запишите цифры, под которыми они указаны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow