Реальность апостольского века

Рассмотрев социально-этические учения христианства с точки зрения, как бы этого хотел видеть Бог, думаю, стоит рассмотреть факт реальной жизни апостольского века. А, как мы знаем, что ожидания не всегда равно реальность…

Итак, апостольский век. В истории как науке не принято выделять хронологический период апостольского века, но все же, для более подробного понимания данной темы стоит указать периодизацию. Апостольский век датируется примерно 30-100 годами нашей эры. И исчисление начинается с праздника «Пятидесятница». Поясню, данный праздник знаменуется сошествием Святого Духа на землю, а именно на апостолов. И в тот момент начинается апостольская деятельность. А конец так называемого апостольского века связывается со смертью апостола Иоанна, он умирает около 100 года нашей эры.

За это время, имею в виду 70 лет, на территории Римской империи, где осуществляли свою деятельность апостолы, царствовали около 12 правителей. В этом списке есть такие имена, как Тиберий (14-37 г. н. э.) – приемный сын императора Августа; Калигула (37-47 г. н. э.) – именно он стал следующим сенатом после Тиберия; Клавдий (41-54 г. н. э.) – по его воле произошло восстановление республики; следующим, кто правил Римом, стал Нерон (54-68 г. н. э.). Следующие три императора правили совсем небольшой период времени – Гальба (68 г. н. э.), Отто (69 г. н. э.), Вителлий (69 г. н. э.), все они были убиты. После краткосрочных правлений на 10 лет престол занял Веспасиан (69-79 г. н. э.), благодаря которому Римская империя расцвела. После отца на престол взошел сын – Тит (79-81 г. н. э.). Следующими были: Домициан (81-96 г. н. э.), Нерва (96-98 г. н. э.) и Траян (98-117 г. н. э.). И все эти вышеперечисленные императоры каким-то образом повлияли не только на политику Римской империи, но и в целом на общественную жизнь периода апостольского века [17, c 75-223].

В целом, данный период, который рассматривается нами, в принципе не отличался от нашего XXI века: социальные и экономические условия были в некоторой степени схожи; бок о бок жили верующие, которые чтили Слово Божье, и преступники, богатые и бедные, рабы и свободные люди.

В данном пункте мое желание состоит в том, чтобы рассмотреть из различных источников, у различных авторов, какой хотя бы приблизительно была реальность апостольского века – как жили люди на самом деле. Общественный мир того времени можно рассмотреть с двух позиций: с позиции еврейского общества – те, которые верили в Бога, и с позиции языческого общества – название говорит само за себя...

Итак, еврейское общество. Аристократия являлась неотъемлемой частью не только языческого общества, о котором будет идти речь чуть позднее, но и еврейского общества. В иудейском мире аристократию составлял религиозный класс, в который входили семьи духовенства и раввинов. Они занимались делами руководства, которые, конечно, имели прямое отношение к храму. В верховный орган политической и религиозной власти – Синедрион, являющийся в иудаизме главным совещательным органом, входили известные по Библии люди: Никодим – тайный ученик Иисуса Христа, о нем можно прочитать в Евангелие от Иоанна в 3 главе, и Иосиф Аримафейский – был также тайным последователем Иисуса Христа.

Большую часть жителей провинции Иудеи составляли бедные. Все они занимались ремеслом, земледелием и торговлей. Но, скорее всего, одним из главных факторов было то, что они являлись свободными людьми. То есть рабовладельческий строй на территории палестинских евреев не являлся широко распространенным [22, c 273].

Сейчас в социологии есть такой термин как социальная стратификация. Так вот, социальные деления в иудейском обществе имели ограниченный характер. А ограничивал их закон, который был равен для всех. Все несли ответственность изначально перед Богом за послушание закону. И именно перед Богом они были равны в нравственном отношении. Например, несмотря на то, что евреи считали богатство и благосостояние нечто божественным, чем благословил сам Бог за праведность человека перед ним, однако не существовало практически никаких причин говорить, что бедный человек, который также являлся праведным в глазах Бога, в меньшей степени может заслужить Божье благословение. Известно, что аристократия имеет тенденцию к самоувековечению, но укоренённое в еврейском обществе понимание о равенстве всех людей перед Богом удерживало еврейскую олигархию в ее стремлении и желании к власти, а также от угнетения народа.

Кратко описав общество, которое жило по Божьим принципам, стоит перейти к языческому обществу, ведь оно составляло большую часть населения Римской империи. Языческое общество также можно разделить на страты: аристократия, средний класс, бедное население, преступники и рабы.

Гражданские войны в Риме принесли с собой большие общественные беды. В этом смысле социальная структура общества претерпела значительные изменения. Население данной территории, которое могло себе позволить свободно владеть землями, просто исчезло. Некоторые выжили в ходе войны, но многие сенаторские семьи погибли. На их месте образовалась вновь пришедшая аристократия, которая включала в себя в большей степени землевладельцев. Эти землевладельцы быстро заполучили влияние, начали дешево покупать частные земли населения, которые в тот период оказались в крайне сложном положении – им приходилось отдавать последнее имущество, дабы прокормить себя и свою семью. Другой способ обогатиться придумала вновь пришедшая аристократия: они использовали земли захваченных провинций именно для собственного обогащения. Аристократия жила в роскоши. А общество погрязло в безнравственности, развращении и цинизме. Население Римской империи становилось все беднее, труд их был обесценен.

Средний класс фактически тоже исчез. Гонения, войны – все это повлияло на его исчезновение. По причине развития рабства и вместе с ним рабского труда, некоторые просто не выдерживали и уходили, оставляя свое имущество; уходили, несмотря на голод и непонимание, что будет дальше. Средний класс вливался в толпы бедных, которые бродили по улицам Рима. Из-за своего желания выжить в нищете они становились очень опасными.

Бедных людей становилось все больше и больше. Естественно, их положение было плачевным. Не имели работы, многие – крыши над головой. Даже рабы в данной ситуации находились в более выигрышном положении, ведь они были одеты, обуты и накормлены. Как уже упоминалось выше, ряды бедных постоянно пополнялись представителями среднего класса, которые были разорены и вынуждены также скитаться. Преступность росла. Бедные люди готовы были идти на все – воровство, убийства, различные авантюры, чтобы хоть каким-то образом выжить [22, c 274].

Вернемся к теме о том, как жили рабы в то время. Большую часть населения Римской империи составляли рабы. На данный момент утеряны данные по поводу численности данной категории людей. Но, вероятнее всего, меньше половины людей были свободными гражданами. Почему ряды рабов так быстро пополнялись?! Все просто… Многочисленные войны; долги, например, среднего класса; высокая рождаемость – все это порождало рост несвободного населения, они становились зависимы. Но даже рабы имели разделение. Что я имею в виду?! Чаще всего, под рабами мы подразумеваем людей, которые выглядят не очень опрятно, их труд весьма тяжел. Но в Римской империи рабы имели профессии, которые считаются очень достойными. Многие занимались врачеванием, некоторые были преподавателями, счетоводами, ремесленниками, даже были управляющие имениями. Рабам приходилось совершать большую работу, в большинстве своем они работали на чиновников, в их крупных земледельческих имениях. Приведу конкретный пример, в курсе «Истории зарубежной философии» мы рассматривали философа – Эпиктета. Он был последователем школы позднего стоицизма, его мать была рабыней, а сам Эпиктет был отправлен в Рим, где сам стал рабом. И ему также в данных условиях приходилось работать. В самом тяжелом положении находились рабы, которые работали «на земле». Сейчас мы наблюдаем, как большую часть тяжелой работы за людей выполняют машины, а стоит только представить, как унижен был человек, выполняя непосильную работу, а по итогу его труд, на самом деле, не оценивался по достоинству.

Коснусь нравственного аспекта в отношении данного слоя населения. Откровенно говоря, выражаясь простым языком, ничего хорошего рабы, которые жили не по совести, в массы не несли. Как известно, некоторые из них трудились непосредственно в семьях рабовладельцев, например, воспитывали детей. Но что может дать ребенку человек, который находится под гнетом своего хозяина, ухищряясь, обманывая, выживая, как это только было возможным. Естественно, все их пороки перенимали дети: ложь, корысть, зависть, хитрость… А из этого выходило следующее: разрушение нравственности, поразившее рабов, постепенно начало переходить и на господ.

Все это, в большинстве своем, порождало и преступность. Большое скопление людей, которые жили за счет грабежа, неспокойные толпы безработных, влечение к праздному образу жизни… Об этом хорошо повествует 1 глава послания апостола Павла к Римлянам. Ужасная картина всего происходящего лишь указывает на то, что языческое общество не являло собой образец нравственности, который хоть каким-то образом мог сдержать моральный упадок.

Несомненно, не все и не всё было настолько плохо. Находились и порядочные люди, которые составляли значительное число, как среди рабовладельцев, так и среди рабов. Они общались и обращались друг с другом добросовестно. Рабы беспрекословно исполняли волю господ. А господа, в свою очередь, не пользовались нагло своим положением. 

Также в Новом Завете можно проследить отношение к рабовладельческому строю. На страницах Священного Писания рабство не подвергается никаким осуждениям, но также и о защите рабства не идет речь. Апостол Павел в своих посланиях упоминал, что верующие люди встречаются среди рабов и среди господ. И в праведном понимании рабы призывались исполнять поручениях своих господ, а господа должны были уважать своих рабов (каким словом можно заменить?). Скорее всего, благодаря именно распространению христианства, рабовладельческий строй становился все менее популярным.

Рассмотрев нравственный аспект, который касается именно рабовладельческого общества, думаю, стоит погрузиться глубже - рассмотреть вообще в совокупности всех людей, все слои населения. Наверное, многие замечали тот факт, что некоторые историки описывают моральное состояние Римской империи I века, как нечто мрачное и прискорбное. Но в этот же момент человек, понимает, что не может быть все настолько плохо. Естественно, как уже упоминалось, были и благочестивые люди, но чаще всего их добрые дела просто оставались незамеченными. Но зло, конечно, росло… Это мы можем увидеть на страницах дошедшей до нас литературе, в других художественных произведениях, в фактах истории. Нравственные устои Римской империи были очень расшатаны. Многочисленные войны, смешение народа их принципов, устоев; бедность – все это порождало гнев, который перерастал в обыденное состояние людей. А только представьте общество, которое постоянное находится в гневе, общество, которое всем недовольно. Апостол Павел в своем послании к римлянам очень хорошо описал то общество: «Так-что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия. Злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям. Безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы». Апостол Павел увещевал их в том, что суд Божий «прольется» на них, если они не изменят свою жизнь.

Но человек привык жить в безнравственности, его не привлекали добродетели; человек повяз в беззаконии и грехах. Конечно, люди, которые жили по правде, страдали от всего происходящего, их добрые нравы угнетались. Но для всего требовалось время...

В большинстве своём, население, которое отличалось от корыстных и злых людей, чтили слово Божье. И в данный момент, по моему мнению, стоит рассмотреть религиозную жизнь I века. Религия, которая сформировалась в I веке – христианская религия, своё начало, как уже упоминалось, брала от существующих религиозных верований, которые на тот момент имели своё влияние и свою значимость. Но по итогу, к сожалению, многие из этих религиозный верований превратились в сплошные ритуалы и суеверия. В период, который рассматривается в данной работе, а это I век, в Римской империи существовали следующие верования (иудаизм не рассматриваю, т.к. о нем шла речь в первой главе): поклонение греко-римскому пантеону богов, поклонение императору, различные религиозные таинства, выходящий из предыдущего верования – оккультизм и философия с ее различными направлениями.

Итак, почитание греко-римского пантеона. Все начиналось с анимизма. Местные жители Римской империи верили, что все находящееся на земле наполнено духом, а душа есть основной принцип жизни. Вера, которая оживотворяет природу... Люди верили, что душа есть у любого предмета на Земле: леса, поля, небо, реки; у всего этого были покровители – боги. Таким образом, почти каждый земледелец в Римской империи почитал богов, которые «касались» его хозяйства.

Затем постепенно происходило слияние римской и греческой культур, но греческая культура, а точнее греческий пантеон божеств «принял» на себя главную решающую роль. Ещё при сенаторе Августе, напомню, он правил с 30 г. до н. э до 14 г. н. э., начали строить храмы, которые были предназначены для поклонения греко-римскому пантеону богов; были провозглашены новые священства. Но время шло, родился Иисус Христос, у которого была особая миссия... И данный пантеон, данное верование претерпело значительный упадок. Возможно, это происходило и в связи с многочисленными войнами. Например, когда Рим захватывал различные города, в дальнейшем они просто исчезали. А люди, веровавшие в то или иное божество, которое на то время покровительствовало над их городом, просто перестали им поклоняться, перестали их возвеличивать.

Но, конечно, поклонение божествам не могло исчезнуть полностью, поэтому даже после I века данное верование продолжалось, хоть и в менее значительной форме.

Также в I веке популярность набирает и тоталитаризм. Данный режим был популярен и в предыдущие века, но в данный период усиливалось поклонение императору, поклонение государству. Например, селевкиды и птолемеи приравнивали своих правителей к божествам. В связи с этим у царей было множество возможностей в их правлении государством. А народ видел в этом некую божественную силу. И с каждым годом данное мышление все усиливалось. Естественно, царям это нравилось, и они этим в полной мере пользовались. Калигула, чье правление приходилось на 37-41 года нашей эры, желал, чтобы подданные поставили его статую в иерусалимском храме.

Но были христиане, которые в корне с таким поклонением были не согласны. Их считали предателями, обвиняли в непатриотическом отношении. А в связи с этим началось на христиан жестокое и ужасное гонение. Это, назову его так, противостояние хорошо представил апостол Иоанн в книге Откровение, где описывается христианский взгляд на правление государством, а точнее Божья воля и взгляд языческого народа, а именно императоров [27, c 21].

Рассмотрев 2 религиозные позиции, думаю, есть смысл перейти к третьей – религии таинств… Почему человек начал отказываться от поклонения греко-римскому пантеону, императору? А ответ кроется в простом… Ни одна из вышеперечисленных религий не удовлетворяла человека в его индивидуальных намерениях. Человек искал возможность личного общения с божеством. Религии таинств начинали свой путь с Востока, затем пришли уже в рассматриваемую в данной работе территорию. Данные религии подразумевали веру в одного бога, всеобщее равенство, совершение различных таинств.

Благодаря религиям таинств начали образовываться оккультные поклонения. Люди все еще верили, что весь мир одушевлен и в каждом предмете или явлении есть дух. В связи с этим в народ начала проникать магия. Вера в некую сверхъестественную силу затронула и еврейский народ, об этом речь идет в Новом Завете. В книге Деяния святых апостолов описывается встреча апостолов с деятелями магии (волхвами) [3, c 1065]. Например, оккультные практики использовались для благополучной жизни на Земле. Но всему этому противился Бог, с этим боролись и сами апостолы. Некоторые Божье Слово понимали превратно, думая, что благословение может быть куплено за деньги. И это практика встречалась часто – смешение веры и оккультного поклонения.

Также, дошедшая до наших дней астрология, была популярна и в I веке нашей эры. А как это связано с оккультизмом? Именно астрология основывалась на магии: движение и нахождение звезд на небе наделялись некими «функциями» – они определяли дальнейшую судьбу человека, его успехи. Но и это христианство резко отрицало, ведь единственный, кто может всем управлять и все знать является Бог.

А люди, которые мыслили иначе, которые вообще размышляли о своей жизни, углублялись в философию, которая объединяла уже существующее понимание о мире, человеке, вообще о Вселенной. Были популярны такие направление в философии как платонизм (вера в бессмертие души и абсолютную реальность), гностицизм (религиозное течение, которое провозглашало путь спасения через знание), эпикуреизм (высшее благо есть наслаждение), стоицизм (Вселенная управляется божественной волей), кинизм (высшая добродетель есть полное отсутствие желаний) и скептицизм (сомнение есть принцип мышления). Но все эти направления, которые были популярны среди «мыслящего» слоя, не находили понимания среди обывателей, ведь для них это было нечто сложным и непонятным. Да и в принципе все эти философские течения в итоге не приходили ни к какому итогу, логическому завершению… На примере верований также удалось рассмотреть, как складывалась нравственная жизнь людей I века нашей эры в Римской империи [22, c 260].

Изучив реалии апостольского века, подробнее разобрав нравственный и духовный аспект жизни Римской империи, можно увидеть, как люди теряли и вновь находили смысл религии, как нравственные устои влияли на последующие периоды. Как человек, который следовал слову Божьему, имел добрые нравы и принципы. А другой, наоборот, жил в разврате и беспечности. И уже тогда перед человеком стоял выбор, каким будет его жизнь: благочестивая или аморальная.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Целью данной работы была реконструкция основных социально-философских идей раннего христианства на основе всей совокупности религиозного христианского учения и сопутствующих исторических данных. Изучение общественно-исторических условий возникновения христианства, а также основных христианских концепций склоняет к выводу, что ранние этапы развития данной религии до сих пор во многом остаются загадкой.

В первой главе была рассмотрена политическая ситуация, на фоне которой происходило становление христианской религии. На тот момент Римская империя являлась одним из крупнейших государств мира. Это было централизованное политическое образование с известной самостоятельностью провинций. В частности, в Римской империи существовала провинция Иудея (собственно Иудея, а также Самария и Галилея), сохранявшая свою исконную религию. Терпимость Рима к народным религиям завоеванных народов создавала некоторый религиозный хаос внутри государства, особенно ярко выраженный в I-III веках. Одним из результатов смешения религий стало появление христианства, которое в IV веке стало большой духовной и политической силой Римской империи.

Широко известный факт состоит в том, что ключевой фигурой христианства является Иисус Христос. Его (возможно, впервые) упоминает еврейский писатель Иосиф бар Маттафия (Иосиф Флавий) в одном из своих произведений – «Иудейские древности»: «И был в то время Иисус, мудрый человек. Он творил дивные дела и был учителем таких людей, которые принимают истину с удовольствием. Он привлек к Себе многих из евреев и язычников. Он был Христос» [29]. Греческое слово «Χριστός» в переводе означает «Помазанник» (по-еврейски это будет звучать как «машиах», по-сирийски – «мессия»).

Иисус Христос является спасителем, который пришел в мир, чтобы спасти человечество от страшной смерти. В книге «Деяния святых апостолов» читаем о нем следующее: «Ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» [3, c 1064].

Еще один важный аспект, который касается этой личности, состоит в том, что будет второе пришествия Иисуса Христа и завершение мировой истории. Жизни ранних христиан и ожиданиям конца света посвящен второй параграф первой главы данной работы.

Иисус Христос и его ученики проповедовали, что Сын Божий умер, воскрес и явится на землю во второй раз. Но точной даты второго пришествия нигде нельзя встретить. В Библии описаны лишь признаки этого события: восстанет народ на народ; будут большие землетрясения, и голод, и болезни, и ужасные явления; произойдет снижение нравственных качеств; случится умножение беззакония и во многих охладеет любовь. Известно, что раннехристианская церковь ожидала второго пришествия Христа в скорое время – в ближайшие 400-500 лет считая от земного рождения Спасителя.

В работе была также поставлена задача рассмотреть основные аспекты социально-философских идей раннего христианства и повседневную действительность апостольского века. Данная задача была в большей степени выполнена во второй главе. Первое, на что стоит обратить внимание, по моему мнению, это то, что христианство затрагивало не только духовность частного человека, но и общественную жизнь. Христианский взгляд на рабовладельческое общество Римской империи был очень критическим. В Библии в книге «Откровения Иоанна Богослова» есть следующие строки, которые описывают Рим того времени: «Дьявольский мир зла и насилия» [8, c 1206]. Можно говорить о том, что христианство требовало общественной справедливости. В идеале христианское общество видело государство как «Царство Божье», в котором все люди равны, а богатство отвергнуто: «Ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» [11, c 1181].

Фридрих Энгельс писал об обществе Римской империи: «Настоящее невыносимо; будущее, пожалуй, еще более грязно. Никакого выхода» [23, c 290]. Но люди, которые верили в высшую силу, искали «этот выход» в религии. И многие в то время нашли его в христианстве. Раннее христианство, а именно христианство апостольского века, помимо равенства всех перед Богом проповедовало в числе прочего идеи тысячелетнего царства Христа на земле и конца света (об этом, как уже отмечалось, более подробно написано в первой главе). Широко проповедовалась среди апостолов христианская идея любви, которая «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего…» [10, c 1140]. «Будьте совершены, как совершенен Отец ваш» – еще один важный аспект христианского вероучения [7, c 929].

Таким образом, раннее христианство есть совокупность взглядов не только на духовное обогащение человечества, но и на другие сферы жизни: политическую, правовую, социальную.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: