Западный фасад Шартрского собора

Важную роль в утверждении архитектурных принципов ранней готики и в постепенном переходе к зрелой готической архитектуре сыграл Шартрский собор, который, как и большинство средневековых соборов, был перестроен из романской церкви. Ранняя северная башня (1134—50) имеет основание, полностью романское по духу (венчающий башню ажурный шатер был завершен в начале XVI в.). Центральная часть фасада сохранила тяжелую романскую стену, в которую врезаны три портала, окно-роза возникло позднее. Южная башня, так называемая «старая колокольня» (1145—65) ближе к основным идеям готики: вертикали контрфорсов подхвачены мощным взлетом восьмигранного шатра. После пожара 1194 г. здание было отстроено заново. Западный фасад Шартрского собора (см. приложение №13) сохраняет большие плоскости стены при сравнительно небольших размерах трех порталов. Высокие окна второго яруса имеют полукруглые, а не стрельчатые завершения. Третий ярус — квадрат стены, в который врезана огромная роза, резко контрастирующая с массивными башнями. Весь фасад как бы сдавлен между этими двумя сохранившимися от старой церкви, романскими по своему типу башнями, покрытыми высокими готическими стрельчатыми шатрами. Не только фасад, украшенный прекрасными скульптурами, переходными от романского к раннеготическому стилю, но и весь наружный вид здания производит более архаичное впечатление, чем собор Парижской Богоматери. Исключение составляют более поздние стены хора. Ступенчатые контрфорсы (за исключением контрфорсов хора), приставленные вплотную к стенам, обладают чрезмерным запасом прочности и очень массивны. Однако за полуроманской оболочкой скрыто внутреннее пространство, представляющее собой переход от ранней готики к готике развитой, зрелой. Посетитель, войдя в сравнительно низкие ворота портала и миновав притвор, вступает в обширный центральный неф. Большая высота арок, которые отделяют центральный неф от боковых, дает возможность воспринять последние как единое целое с пространством центрального нефа. Стена над арками не прорезана аркадой эмпор, и легкие арочки трифория не разрушают, а лишь оживляют ее плоскости. Поэтому продольный корпус трехнефного собора обладает особенной целостностью. Перспективный ряд очень высоких окон, сквозь которые льется преображенный витражами свет, и стремительно взлетающие вверх, к сводам, пучки стройных полуколонок своим ритмом властно влекут вошедшего к алтарю. Внезапное расширение пространства при пересечении продольных кораблей с трансептом прерывает это целеустремленное движение, причем благодаря размерам трансепта это ощущение гораздо острее, чем в Парижском соборе. Взгляд теряется в сложных и неожиданных переходах между колоннами. Однако расширенное пространство восточной части храма (имеющей пять нефов вместо трех) является особенностью большинства соборов зрелой готики. Обычно при этом исчезают эмпоры, и стена главного нефа делится на три яруса: аркады, трифорий, окна вновь направляют внимание к окруженному лесом столбов святилищу — алтарю.

Шартрский собор замечателен не только своим классическим решением внутреннего пространства, но и богатством скульптурного убранства порталов. От скульптур Шартра берет начало типичное для французской высокой готики заполнение, или, если можно так выразиться, заселение, соборов целым миром статуй и рельефов.



ГЛАВА 2

Зрелая готика

Период зрелой готики или его еще называют высокой готикой, во Франции разделяется на 2 этапа, которые довольно точно обозначаются XIII и XIV вв. XIII в. – время наивысшего подъёма, век создания зрелых произведений. XIV в. - период достроек и нарастания декоративных тенденций.

Стиль зрелой готики во Франции иногда именуют «лучистым» по специфическому и широко распространенному в этот период рисунку окна-розы с радиально расходящимися лепестками. Искусство приобрело в «лучистом» стиле черты царственной величавости, подвижной одухотворенности и изысканного изящества. Объемно-пластические композиции отступают на задний план, стены превращаются в бесплотный ажурный орнамент. Переход особенно заметен, например, в южном рукаве трансепта собора Нотр-Дам в Париже (после 1257).

XIIIв. во всех отношениях был веком расцвета Франции. Общий подъём в хозяйственно-политической и культурной жизни страны создал ряд благоприятных предпосылок и для расцвета архитектуры. К этому времени относится создание трёх основных произведений зрелой готики во Франции – соборов Шартра, Реймса и Амьена, в которых в концентрированном виде выражены все лучшие достижения ранней и зрелой готики.

Пропорции и формы ранней готики развивались, достигнув легких, но высоких и величественных структур. Структура стены была изменена с четырех до трех уровней: аркада, трифориум и клерестарей. Пирсы коронации были меньше, чтобы избежать остановки визуального движения вверх. Частые окна менялись от одного окна в каждом сегменте, спрятанном в стене, до двух окон, объединенных небольшим круглым окном-розой. Количество ребер свода изменилось с шести до четырех. Летающие контрфорсы были совершенствованы, и после того, как они были приняты в Нотр-Дам де Пари и Нотр-Дам де Шартр, они стали каноническим способом поддержки высоких стен, поскольку служили как структурными, так и декоративными целями.

 

Собор в Шартре

Об этом соборе говорилось в предыдущей главе, но сейчас будет рассказано о его дальнейшем строительстве.

В развитии готики Шартрский собор отмечает важную ступень. Особенность его плана заключается в значительном увеличении пространства хора, и в перемещении алтаря в глубину апсиды. Трансепт, отодвинутый к западу, был расчленен на три нефа и стал просторнее. Боковые нефы хора (обходы) сделались шире, чем в ранней готике, в них свободно вливается пространство трансепта. Нефы утратили коридорообразный вид, значительно улучшилась обозреваемость происходящих в хоровой части церемоний. Средний неф, в отличие от соборов Лана, Нуанона и других, имеет трехъярусное членение. Шартр - первый из больших соборов готики, где галереи сужены, что позволило улучшить освещение путем увеличения высоты аркад и окон. Иными стали опоры, получившие форму цилиндрического столба с четырьмя приставными колонками, восьмиугольными в сечении. Начиная со второго яруса, опоры имеют более дробное членение и состоят из пяти служебных колонн, по профилировке соответствующих профилям нервюр. Все своды и арки имеют стрельчатую форму.

Трёхнефное здание в плане представляет собой латинский крест (см. приложение №14) с коротким трёхнефным трансептом и деамбулаторием. Восточная часть храма имеет несколько полукруглых радиальных часовен. Три из них заметно выступают за границы полукруга деамбулатория, четыре оставшиеся имеют меньшую глубину. На момент постройки своды Шартрского собора были высочайшими во Франции, что достигалось за счёт использования опирающихся на контрфорсы аркбутанов. Дополнительные аркбутаны, поддерживающие апсиду, появились в XIV веке. Шартрский собор был первым, в конструкции которого использовался этот архитектурный элемент, что придало ему совершенно невиданные ранее внешние очертания и позволило увеличить размеры оконных проёмов и высоту нефа (36 метров). Иными стали опоры. Здесь они даны как столбы с четырьмя приставными колоннами. Эмпор нет. На их местах появлялись трифории.

Особенностью внешнего вида собора являются две его сильно различающиеся башни. 105-метровый шпиль южной башни постройки 1140 года выполнен в форме незамысловатой романской пирамиды. Северная башня высотой 113 метров имеет основание, оставшееся от романского собора, а шпиль башни появился в начале XVI века и выполнен в стиле пламенеющей готики.

Если в интерьере Парижского собора каждый ярус еще имеет самостоятельное композиционное значение, то в соборе Шартра выступает уже единый композиционный ритм, проходящий в опорах через все три яруса (см. приложение №15). Вместо сопоставления частей - композиционная расчлененность целого - особенность архитектурной системы соборов зрелой готики. Особое богатство восточной части интерьера придает построенная в 1514 -1520 гг. архитектором Жаном Тексье внутренняя ограда, огибающая его пространство, начиная с восточных опор средокрестия. Декоративные элементы этой ограды имеют формы типичные для поздней готики.

 

Собор в Реймсе

 

Блестящий пример зрелой французской готики — собор в Реймсе (1212—1311) (см. приложение №16). В облике Реймского собора видна тяга к вертикализму всех линий, что усиливает буквально целый «лес» пинаклей и вимпергов, даже «роза» на фасаде имеет стрельчатое завершение.

Внутреннее пространство Реймсского собора характерно для французских храмов высокой готики. Величавый, благородный по своим пропорциям, могучий центральный неф господствует над боковыми. Реймсский собор строился на протяжении всего XIII в. сначала Жаном из Орбе, приступившим к сооружению собора в 1210 г., успевшим построить стены хора и начать возведение свода. Строительство продолжали Жан ле Лу (1236—1252), затем Гоше из Реймса и, наконец, в последнее десятилетие XIII и в начале XIV в.— Робер из Куси, в основном завершивший его.

Во время первой мировой войны собор сильно пострадал от обстрела и пожара предохранительной обшивки. Вторая мировая война причинила ему еще более серьезные повреждения.

Подобно тому как западный фасад собора Парижской Богоматери является наиболее совершенным среди произведений ранней готики, фасад Реймсского собора представляет классический пример готики зрелой. Реймсский собор поражает своей грандиозностью. Башни, в отличие от Парижского собора, образуют одно целое с массивом фасада. От яруса порталов и до вершин прямоугольных башен вертикальные линии пронизывают здание и стремительным нарастанием, и убыстрением своего ритма, решительно преобладая над горизонталями. Не случайно строители применили вимперги, их стрельчатые завершения проникают во второй ярус, ломая линию карниза и уничтожая грани между ярусами. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и лес стройных колонн и пинаклей наращивают и как бы заостряют вертикальную устремленность фасада, огромная роза, заполняющая охваченный широкой аркой центр второго яруса, свободно и торжественно заканчивает тему меньших роз, украшающих порталы. Помещенная над вторым ярусом «галерея королей» как бы подготовляет своими колоссальными статуями взлет башен с их удлиненными окнами.

Важное композиционное значение в реймском фасаде имеют проемы: глубокие порталы (глубина портала равна почти 6 м), две розы, высокие окна. Все они построены в одном модуле. Основой измерения послужил диаметр внутреннего круга малой розы в тимпане.

Своеобразной чертой боковых фасадов Реймсского собора являются широкие и высокие окна (см. приложение №16), почти соприкасающиеся друг с другом. Каждая пара окон объединена розой, помещенной под стрельчатой аркой их общего проема. Центральный и боковые фасады поражают смелым сопоставлением монументальной силы и энергии архитектурных масс и проемов с трепетным движением леса аркбутанов, пинаклей, арок и арочек, столбов и колонок, которые вырастают из массива здания, из основных элементов его конструкции, подобно тому как бесчисленные листья и цветы покрывают могучие ветви дерева, образуя его пышную, полную живого движения крону.

 

Собор в Амьене

Еще одним великим творением зрелой готики был Амьенский собор (см. приложение №18), знаменитый в те времена своим необычайно большим центральным нефом — вышиной более 40 м и протяженностью 145 м. Среди зодчих поздней французской готики существовала поговорка, ярко характеризующая своеобразие лучших творений этой эпохи, а попутно и эклектизм самих мастеров: «Кто хочет построить совершеннейший собор, тот должен взять от Шартра башни, от Парижа фасад, от Амьена продольный корабль, от Реймса скульптуру». Строительство собора в Амьене началось почти одновременно с Реймсом. Первый камень был заложен в 1220 г., сразу же после пожара, уничтожившего романское здание. Возведение здания начали с продольной части, хор строили позже. Западный фасад был завершен в основном в XIII в., его верхняя часть достраивалась в XIV и обновлялась в XV вв. Расположение частей фасада живописно не случайно в процессе строительства возникли разные по высоте и рисунку башни. «Лабиринт», разобранный в начале XIX в., донес имена строителей. С 1220 г. здесь работал Робер де Люзарш, затем Тома де Кормон и его сын. Работы в основном были закончены в 1288 г. Собор, созданный по проекту Робера де Люзарша в течение XIII в. (за исключением башен, законченных в XIV и XV вв.), в плане близок к Шартрскому собору (см. приложение №19). Однако нефы, трансепт и хор стали здесь относительно менее самостоятельными частями, подчиненными общему единству.

Западный фасад Амьенского собора по своей структуре представляет вариант развитого готического фасада. Однако его пропорции не вполне безупречны. Четыре контрфорса обрамляют три поля, занятые в нижнем ярусе порталами. Второй ярус имеет две части: полосу арок с окнами и «галерею королей». Верх фасада в середине занят розой и несколько сдавлен по сторонам двумя башнями, окончательно завершенными лишь в середине XV в. Амьенский собор, был последним словом классической французской готики.

Южная и северная башни собора асимметричные. Южная башня была возведена к 1366 году (по другим источникам — 1372). При строительстве северной башни возникли проблемы, связанные с наклоном земли, поэтому она была дополнительно укреплена опорами и завершена только в 1402.

Порталы западного фасада и южного трансепта богато украшены скульптурами (см. приложение №20), представляющими собой священную книгу в камне. Центральный портал, или портал Страшного Суда, иногда называемый также порталом Бога, окружен двумя другими, меньшими по размеру, порталами: порталом Богоматери и порталом св. Фирмина.

В Амьенском соборе сохранился самый большой в Западной Европе средневековый интерьер (см. приложение №21). Потолок поддерживается 126 столбами. Через огромные окна льется свет, благодаря чему он кажется очень легким, почти воздушным. Основной объем собора был построен к 1266 году (по другим источникам — 1269), однако отделочные работы продолжались еще много лет.

Впечатление от интерьера определяется большей, чем в Шартре, вышиной сводов при относительно меньшей ширине главного нефа и его большей протяженности. Боковые нефы настолько высоки, что все пространство продольного корпуса представляется гораздо более единым, чем в Шартрском соборе. Этому впечатлению способствуют устои, занимающие относительно мало места в силу доведенной до предела экономии материала. Между ярусом нижних аркад и ярусом окон расположена галерея трифория, ставшая самостоятельным этажом. Интерьер Амьенского собора, несомненно, грандиозен и ясен, но несколько монотонен. В его пропорциях чувствуется надуманность, стремление к точным математическим соотношениям. Ширина и высота бокового нефа составляет половину ширины и высоты главного нефа; высота колонн и арок в главном нефе равна высоте трифория и окон, вместе взятых, высота среднего нефа в три с половиной раза превышает его ширину. В Амьенском соборе скорее поражает последовательное и мастерское применение уже найденных формул, чем творческие искания, которые сообщают такую художественную силу и непосредственное очарование соборам в Лане, Париже, Шартре и Реймсе.

В 1498-99 годах «мастер кладочных работ» Пьер Таризель укрепил здание дополнительными контрфорсами и железными связями. Тем самым удалось избежать катастрофы, которая постигла огромный собор Сен-Пьер в Бове еще в 1284 году, когда рухнула часть свода хора всего через 12 лет после завершения строительства.

 

2.4. Капелла Сент-Шапель

 

Капелла Сент-Шапель (Святая капелла) в Париже (см. приложение №22) была построена в период с 1241 по 1248 гг. (во времена правления короля Людовика IX) как дворцовая часовня для хранения христианских реликвий. Главными среди них являлись: терновый венец Христа (по преданию, надетый на него перед казнью) и часть Животворящего Креста, на котором он был распят. Таким образом, Сент-Шапель изначально задумывалась как архитектурный реликварий.

Сент-Шапель строилась как королевская капелла, убранству которой следовало быть дорогим и элегантным. Богатое убранство Сент-Шапель подчеркивало статус короля. Доступ в капеллу в то время был возможен лишь со второго этажа королевского дворца, располагавшегося на острове Сите в центре Парижа (позже, королевский дворец был перенесен на другую сторону Сены с северной стороны).

Святые реликвии, хранящиеся в капелле, выставлялись для обозрения каждую Страстную пятницу. В это время больным прихожанам разрешалось прикасаться к ним для обретения веры в исцеление. В остальное время реликвии хранились в богато украшенных нишах часовен.

Строительство Сент-Шапель велось спустя почти столетие после зарождения готического стиля, одним из первых образцов которого стала базилика Сен-Дени. За это время четыре поколения архитекторов и строителей широко практиковали и совершенствовали формы, детали и методы возведения сооружений. Начался новый период готики, получивший название «лучистый». Сент-Шапель стала одним из первых образцов его применения. Особенностями этого периода были:

 

§ внедрение витражной рамы, независимой от конструктивных особенностей стен;

§ технологические усовершенствования при работе с металлом;

 

Все нововведения «лучистого стиля» капеллы были взаимосвязаны. Особенность новой конструкции состояла в том, что большие витражные пространства (ослабляя кладку стен) требовали дополнительных мер усиления, с целью сопротивления ветровой нагрузке. По этой причине, в конструкции использовались кованные железные прутья, хорошо выдерживающие нагрузку на растяжение и изгиб. В Сент-Шапель, прутья визуально скрыты внутри каменной кладки и ребер жесткости. Подобная конструктивная система за восемьсот лет предвидела появление армированных железобетонных конструкций. В Сент-Шапель использованы две горизонтальные железные ленты, опоясывающие сооружение по периметру и связанные между собой системой зажимов. Одна из лент расположена в уровне середины высоты витражных окон. Металлические ленты опоясывают и часовню. В некоторых местах, замаскированные под каркас, соединения железных элементов создают иллюзию витражного окна. Железные тяги выполняют в сооружении ту же роль, что и контрфорсы в большинстве готических церквей. Именно они, компенсируя нагрузки, позволили Сент-Шапель сохранить относительно ровный и компактный внешний силуэт.

Двухуровневая Святая капелла имеет небольшие размеры. Это здание с единым нефом, упирающимся в семигранную апсиду. Снаружи строгость фундамента и мощность контрфорсов противостоят лёгкости верхних частей здания, увенчанного деревянным кедровым шпилем высотой в 33,3 метра, таким образом высота всего сооружения 75,8 м. Шпиль изготовлен в XIX веке, но является точной копией шпиля XV столетия.

Наружная галерея, соединяющая капеллу с дворцом, вела в верхнюю капеллу, освящённую во имя Святого Креста и предназначенную для короля и его ближайшего окружения. Именно здесь, в богато украшенной раке, установленной на ажурном постаменте в глубине апсиды, хранились реликвии, купленные Людовиком Святым. Нижняя капелла, освящённая в честь Девы Марии, была отведена для придворных, дворцовой гвардии и слуг.

Стены трёхнефной нижней капеллы с низкими сводами (их высота 6,6 м) украшены аркатурами в форме трилистника и двенадцатью медальонами с изображениями апостолов. Тонкие колонны поддерживают своды с росписью, изображающей звёздное небо. Надгробные плиты на полу отмечают места погребения хранителей церковной сокровищницы и каноников Сент-Шапели.

Верхняя капелла (с высотой свода 20,6 м), предназначенная для хранения прославленных реликвий, отличается несравненным великолепием. Мощь контрфорсов почти не ощущается благодаря продуманному распределению группы из девяти небольших колонн, скрадывающих объёмность каждой опоры. К колоннам приставлены статуи апостолов.

Схемы, изображенные на пергаменте, давали возможность не только донести идеи архитектора до каменщиков, но и передать опыт строительства из одного места в другое. Это обеспечило быстрое распространение готических сооружений на большей части территории Западной Европы. Возможно, именно использование рисунков и описаний в этот период позволило сохранить имена архитекторов Сент-Шапель. Среди них: Жан де Шель и Пьер де Монтрей разработавший трансепт собора Парижской Богоматери. Схожесть деталей часовен Сент-Шапель и Амьенского собора свидетельствует, что в разработке мог принимать участие кто-то из архитекторов последнего (или его преемник).

При проектировании дизайна интерьера королевской капеллы возникла непростая задача ее практической и эстетической совместимости с местом для хранения реликвий. Для реализации проекта был введен дополнительный ряд колонн, компенсирующих перераспределения нагрузки. Вместо традиционных готических контрфорсов, в Сен-Шапель использованы элегантные простенки, перпендикулярные плоскости стен с витражами, идущие от уровня пола, до низа сводчатого перекрытия. Они делят стены на пять частей, в каждой из которых располагается по четыре ряда витражных окон. Семь подобных отсеков (бухт) формируют скругленную стену апсиды. Каждый простенок, подобно стенам, армирован (снабжен) каркасом из железных прутьев.

Но главным украшением верхней капеллы являются витражи (см. приложение №23). Их площадь составляет 600 м² и две трети из них — подлинные произведения витражного искусства XIII века. По всей вероятности, в их создании принимали участие разные группы художников. За исходные образцы были приняты витражи Шартрского собора. В отличие от Шартра, в Сен-Шапель вместо раздельного использования красного и синего цветов был использован синтезированный фиолетовый.

Витражи прямых стен нефа, в основном, иллюстрируют сцены из Ветхого Завета. Композиции в первой из семи бухт апсиды отражают историю хранящихся в капелле реликвий, остальные посвящены жизнеописанию Христа. Нервюры перекрытия, имитирующие небесный свод со звездами, окрашены в синий цвет с золотым вкраплением. Оформление капеллы дает представление о том, насколько популярны в период средневековья были яркие цвета.

Освящение сооружения состоялось в 1248 г., когда Людовик IX отправился в седьмой крестовый поход, поручив заботу о капелле своему управляющему.

Время внесло ряд изменений в изначальный вид Сен-Шапель. В 1383 г. к ней были пристроены ризница и архив. Последний, был разрушен в 1776 г. во время замены помещений суда королевской резиденцией. В XV веке была добавлена фигура ангела, которого с помощью механических приспособлений опускали в помещение во время проведения службы. И некоторые другие изменения.



ГЛАВА 3

Поздняя готика

 

Период поздней готики начинается с XIV в и длится два столетия (XIV—XV вв.). Главной чертой поздней готики было не дальнейшее совершенствование готической конструкции, а изящное усложнение архитектурного декора, в частности применение вырезанных из камня декоративных деталей, напоминающих колеблющееся пламя свечи, что и дало повод назвать такое направление в поздней готике «пламенеющим» стилем. Позднеготические сооружения перегружены декором, сложной декоративной резьбой и замысловатым узором нервюров.

Основные особенности архитектуры периода поздней готики сводятся к следующему.

Каркасная система, ставшая основой строительства крупных храмов в предыдущем периоде, начинает трактоваться с точки зрения уже не её тектонических, а главным образом декоративных возможностей. Зодчие в своём стремлении старались максимально облегчить объёмы и массы стали их зрительно растворять в декоративных формах или маскировать декоративными элементами.

Как следствие этого, умножается количество декоративных деталей и членений, которые теряют конструктивный смысл. В частности, характерно увеличение числа членений окон и усложнение рисунка их переплётов, приобретающих криволинейные, вытянутые, «пламенеющие» формы или формы «рыбьего пузыря», увеличение количества фиалов, вимпергов, превращение капителей в декоративные пояса с натуралистическим растительным орнаментом.

Начинают применяться арки различного очертания, стрельчатая арка перестаёт быть непременным атрибутом готики. Во Франции основным сводом остаётся крестовый, но и здесь начинают применять звёздчатые и сетчатые своды.

Одновременно с этим нарастает и другая – противоположная тенденция: стремление к упрощению форм и отдельных элементов. Столб, нередко без капители, переходит в архивольт и в нервюры; гладкий ствол как бы постепенно разветвляется или нервюры упираются в небольшие кронштейны. Вертикализм и линеарный характер композиции становится господствующим.

Некоторые из этих черт, взятые отдельно, можно было наблюдать и в более ранних постройках XIV в., но характерными для готических сооружений они стали лишь с конца XIV в.

Средневековым мастерам понадобилось триста лет, чтобы преодолеть геометрические каноны высокой готики и дать, наконец, волю своей фантазии. В памятниках «пламенеющего стиля» рисунок каменного кружева стал легким и свободным, как языки пламени, а роль фигуративного декора почти полностью взял на себя абстрактный орнамент, напоминающий сплетения лиан. Пожалуй, никогда больше в европейской архитектуре не создавались столь виртуозные произведения.

 

Собор в Руане

 

Западный фасад собора в Руане — типичный пример «пламенеющей» готики XV в. (см. приложение №24). Он словно распадается на изящные, но мало связанные друг с другом фрагменты. Особенностью Руанского собора является необычайно высокая (около 130 м) ажурная башня над перекрестием трансепта (интересный пример частого в нормандской архитектуре сохранения романской традиции). Ее сквозной каменный шатер очень типичен для изощренной виртуозности «пламенеющей» готики.

Впервые епископство Руана упоминается уже в 314 году. На месте нынешнего собора в конце IV века была построена первая базилика. В 841 году на Руан напали викинги и церковный комплекс был сожжен. В соответствии с новым столичным статусом в 1020 году начинается строительство над новым храмом в царившем тогда романском стиле (от него сохранилась лишь крипта).

Романская церковь включала обходную галерею и часовни, радиально расходящиеся от апсиды. Этот же план перенял и новый храм, нынешний Руанский собор, строительство которого началось в 1202 году. Фундамент романской церкви послужил и для нового кафедрального собора.

Первой готической частью здания стала северная башня Сен-Ромэн, она имеет высоту 75 м. Ее венчает колокольня в стиле «пламенеющей готики». Возведение башни завершилось в 1145 году. Башня была почти полностью уничтожена в пожаре, вызванном бомбардировкой Руана союзниками 1 июня 1944 года. От первоначальной башни уцелели лишь стены. Во время пожара 1200 года обрушился неф храма, поэтому потребовалась радикальная перестройка всего здания. В 1202 году были начаты масштабные работы на фундаменте романского собора, и новое здание было выполнено уже в готическом стиле. От романской постройки до нашего времени дошла лишь крипта.

В период зрелой (высокой) готики был отстроен трансепт собора (начало работ в 1280 г.). Вторая южная башня была сооружена значительно позднее, в 1485 году, когда господствовала поздняя, «пламенеющая» готика. Этим объясняется значительная стилистическая разница между разными частями храма. Известняк для новой башни везли из Уэльса, поэтому она отличается по цвету от остальных частей собора отчётливым жёлтым оттенком. По самой популярной версии, именно это обстоятельство послужило причиной того, что башня получила название «Масляной». Центральная башня собора была сооружена в 1514 году. В 1557 году к ней добавили шпиль, изготовленный из дерева и покрытый оловом.

Башня Руанского собора была сделана в 1514 году, в период пламенеющей готики. Шпиль башни, доходящий до высоты 148 метров, был сделан в 1829 - 76 гг. под руководством Алавуана. Весом в 1200 тонн, это самый высокий соборный шпиль во Франции.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: