Тема 4.11. Управление инновациями и конфликтами
Форма проведения занятия: совмещение традиционной и инновационной форм
Занятия проводятся с использованием разноуровневых заданий, тестов и вопросов.
Задание №1.
Ответьте на вопросы:
1. Чем отличаются подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию внутриличностного конфликта?
2. Какие вы знаете виды внутриличностных конфликтов?
3. При каких условиях возникают внутриличностные конфликтов?
4. Что представляет собой переживание внутриличностного конфликта?
5. В чем состоит конструктивная роль внутриличностных конфликтов?
6. Какие факторы способствуют суицидальному поведению человека?
7. В чем может состоять помощь родных и близких человеку, совершившему суицидальную попытку?
8. Каким образом можно избежать появления внутриличностного конфликта?
9. Какие из психологических защит являются наиболее эффективными при разрешении внутриличностных конфликтов?
Выполните задания:
1. Представьте, что к вам за помощью и советом обратился ваш коллега по работе, который находится в ситуации острого внутриличностного конфликта. Чем вы можете ему помочь?
|
|
2. Проранжируйте по значимости внешние и внутренние факторы возникновения внутриличностных конфликтов?
3. Существует мнение, что психологическая защита является неконструктивным способом выхода из внутриличностного конфликта. А каково ваше мнение? Обоснуйте его.
Задание №2. Провести анализ взаимоотношений в коллективе по данной методике
Методика Анцупова
ОПРОСНЫЙ ЛИСТ
Уважаемые товарищи
С целью изучения взаимоотношений в коллективе просим вас оценить членов вашего коллектива. Оценка дается в шкале +5+4+3+2+1 0-1-2-3-4-5
При оценке можно использовать любой бала, например +4,+1, 0,-1,-3 и др.
1. Оцените ваше отноше к каждому члену вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:
+5 – отношусь с высшей степени положительно;
0 – отношусь нейтрально;
-5 – отношусь в высшей степени отрицательно;
т.о. – трудно оценить.
2. Оцените, как к вам, на ваш взгляд, относится конкретный член вашего коллектива, в шкале от +5 до -5, где:
+5 – отношусь с высшей степени положительно;
0 – отношусь нейтрально;
-5 – отношусь в высшей степени отрицательно;
т.о. – трудно оценить.
3. Оцените выполнение должностных обязанностей каждого члена вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:
+5 – отлично знающий дело, умеющий организовать свою работу и работу подчиненных, очень работоспособный;
0 – качество выполнения должностных обязанностей среднее;
-5 – совершенно не знающий дела, не умеющий его организовать, не работоспособный;
|
|
т.о. – трудно оценить.
4. Сравните важность для каждого члена вашего коллектива интересов вашей организации и его личных интересов в шкале от +5 до -5, где:
+5 – если его личные интересы сталкиваются с интересами нашей организации, он всегда пожертвует личными интересами в пользу организации;
0 – его личные интересы и интересы вашей организации имеют для него одинаковую важность;
-5 – если его личные интересы сталкиваются с интересами вашей организации, он всегда пожертвует интересами организации в пользу своих личных интересов;
т.о. – трудно оценить.
5. Оцените нравственные качества каждого члена вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:
+5 – человек исключительно порядочный, честный;
0 – нравственные качества не выражены ни в положительную, ни в отрицательную сторону;
-5 – человек исключительно не порядочный, нечестный;
т.о. – трудно оценить.
6. Оцените профессиональные знания каждого члена вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:
+5 – обладает отличными профессиональными знаниями;
0 – уровень профессиональных знаний средний;
-5 – не обладает практическими никакими профессиональными знаниями;
т.о. – трудно оценить.
Задание №3. Провести анализ взаимоотношений в команде по методике Анцупова
Методика Анцупова
БЛАНК ОЦЕНКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Выделите выбранный вами вариант работы с бланком:
А) работаю по предложенному списку, моя фамилия в списке под №____,
Б) работаю по списку, но не подписываюсь;
В) список не соблюдаю, фамилию не указываю. При этом выбранная вами последовательность оценок членов группы должна быть одной и той же при ответе на 6 ответов.
Себе ставьте ответы, близкие к нейтральным.
1. Мое отношение к:
№ | Шкала | ||||||||||
+5 | +4 | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | -4 | -5 | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 |
2. Отношение ко мне:
№ | Шкала | ||||||||||
+5 | +4 | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | -4 | -5 | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 |
3. Качество выполнения должностных обязанностей
№ | Шкала | ||||||||||
+5 | +4 | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | -4 | -5 | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 |
|
|
4. Интересы организации личные интересы
№ | Шкала | ||||||||||
+5 | +4 | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | -4 | -5 | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 |
5 .Нравственные качества
№ | Шкала | ||||||||||
+5 | +4 | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | -4 | -5 | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 |
|
|
6. Профессиональные знания
№ | Шкала | ||||||||||
+5 | +4 | +3 | +2 | +1 | 0 | -1 | -2 | -3 | -4 | -5 | |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 | |||||||||||
12 | |||||||||||
13 | |||||||||||
14 |
Задание №4.
Ответить на вопросы.
1. В силу действия каких причин возникают супружеские конфликты?
2. Что способствует предотвращению конфликтов между родителями и детьми?
3. Возможно ли отсутствие конфликтов между руководителями и подчиненными? Обоснуйте свой ответ.
4. Что может помочь подчиненному разрешить конфликт с руководителем с минимальными для себя потерями?
5. Какие факторы способствуют конфликтам между подростками?
6. Назовите основные способы разрешения конфликтом между учителям и учениками?
7. В каких случаях инновация выступает объектом конфликта?
8. Укажите основные механизмы возникновения межгрупповых конфликтов?
9. Раскройте основные пути урегулирования производственных конфликтов в современной России?
10. В чем заключается специфика межэтнических конфликтов?
11. Каким образом может происходить нейтрализация лидеров оппозиции в ходе внутриполитических конфликтов?
12. По каким направлениям возможно предотвращение межгосударственных конфликтов?
Выполните задание.
1. Разработайте рекомендации по предупреждению конфликтов между учителем и учениками.
2. Проведите анализ комплекса причин одного из трудовых конфликтов, который произошел на территории России в последние несколько месяцев.
3. Приведите несколько примеров социального, политического маневрирования и политического манипулирования, которые применялись властными структурами страны последние годы.
Задание №5
Ответить на вопросы.
1. Раскройте объективные и организационно- управленческие условия предупреждения конфликтов.
2. Охарактеризуйте социально - психологические условия профилактики конфликтов
3. Каковы основные способы и приемы изменения своего отношения к предконфликтной ситуации и воздействия на поведение оппонента?
4. Обоснуйте логику принятия оптимального управленческого решения
5. Каковы основные психологические причины конфликтогенных решений?
6. Назовите типичные способы оценки результатов деятельности
7. Как предупредить конфликты, связанные с некомпетентной оценкой результатов деятельности?
8. Обоснуйте психологические факторы нормализации стресса.
9. Как влияет расширение границ мировосприятия на стресс?
10. Как здоровье человека влияет на стресс и конфликтность?
Выполните задание.
1. Оцените свое поведение в проблемных ситуациях взаимодействия и попытайтесь изменить его в конструктивную сторону.
2. Подготовьтесь и сделайте при необходимости конструктивное пожелание членам своем семьи с целью улучшения их поведения по отношению к вам
3. Примите оптимальное решение по важной для вас проблеме, опираясь на материал (оптимальные управленческие решения как условия предупреждения конфликтов)
4. Оцените какой -либо результат своей деятельности и определите, какие способы вы использовали.
5. Измените свое поведение с целью уменьшения стресса с учетом рекомендации, опираясь на материал (предупреждение конфликтов и стресс)
Литература
1. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: издательство МГУ, 2001г.
2. Шевцов В.М. Межнациональные конфликты: Механизмы их разрешения, М.: ГАВС, 2004г.
3. Шкиль А.И. Социально-психологические конфликты механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива: диссертация кандидата психологических наук – Киев, 1990г.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Конфликтология, ЮНИТИ, 1999г.