Модуль 4. Управление человеческими ресурсами

Тема 4.11. Управление инновациями и конфликтами

 

Форма проведения занятия: совмещение традиционной и инновационной форм

Занятия проводятся с использованием разноуровневых заданий, тестов и вопросов.

 

Задание №1.

Ответьте на вопросы:

1. Чем отличаются подходы зарубежных и отечественных психологов к пониманию внутриличностного конфликта?

2. Какие вы знаете виды внутриличностных конфликтов?

3. При каких условиях возникают внутриличностные конфликтов?

4. Что представляет собой переживание внутриличностного конфликта?

5. В чем состоит конструктивная роль внутриличностных конфликтов?

6. Какие факторы способствуют суицидальному поведению человека?

7. В чем может состоять помощь родных и близких человеку, совершившему суицидальную попытку?

8. Каким образом можно избежать появления внутриличностного конфликта?

9. Какие из психологических защит являются наиболее эффективными при разрешении внутриличностных конфликтов?

Выполните задания:

1. Представьте, что к вам за помощью и советом обратился ваш коллега по работе, который находится в ситуации острого внутриличностного конфликта. Чем вы можете ему помочь?

2. Проранжируйте по значимости внешние и внутренние факторы возникновения внутриличностных конфликтов?

3. Существует мнение, что психологическая защита является неконструктивным способом выхода из внутриличностного конфликта. А каково ваше мнение? Обоснуйте его.

 

 


Задание №2. Провести анализ взаимоотношений в коллективе по данной методике

 


Методика Анцупова

ОПРОСНЫЙ ЛИСТ

Уважаемые товарищи

С целью изучения взаимоотношений в коллективе просим вас оценить членов вашего коллектива. Оценка дается в шкале +5+4+3+2+1 0-1-2-3-4-5

При оценке можно использовать любой бала, например +4,+1, 0,-1,-3 и др.

1. Оцените ваше отноше к каждому члену вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:

+5 – отношусь с высшей степени положительно;

0 – отношусь нейтрально;

-5 – отношусь в высшей степени отрицательно;

т.о. – трудно оценить.

2. Оцените, как к вам, на ваш взгляд, относится конкретный член вашего коллектива, в шкале от +5 до -5, где:

+5 – отношусь с высшей степени положительно;

0 – отношусь нейтрально;

-5 – отношусь в высшей степени отрицательно;

т.о. – трудно оценить.

3. Оцените выполнение должностных обязанностей каждого члена вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:

+5 – отлично знающий дело, умеющий организовать свою работу и работу подчиненных, очень работоспособный;

0 – качество выполнения должностных обязанностей среднее;

-5 – совершенно не знающий дела, не умеющий его организовать, не работоспособный;

т.о. – трудно оценить.

4. Сравните важность для каждого члена вашего коллектива интересов вашей организации и его личных интересов в шкале от +5 до -5, где:

+5 – если его личные интересы сталкиваются с интересами нашей организации, он всегда пожертвует личными интересами в пользу организации;

0 – его личные интересы и интересы вашей организации имеют для него одинаковую важность;

-5 – если его личные интересы сталкиваются с интересами вашей организации, он всегда пожертвует интересами организации в пользу своих личных интересов;

т.о. – трудно оценить.

5. Оцените нравственные качества каждого члена вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:

+5 – человек исключительно порядочный, честный;

0 – нравственные качества не выражены ни в положительную, ни в отрицательную сторону;

-5 – человек исключительно не порядочный, нечестный;

т.о. – трудно оценить.

6. Оцените профессиональные знания каждого члена вашего коллектива в шкале от +5 до -5, где:

+5 – обладает отличными профессиональными знаниями;

0 – уровень профессиональных знаний средний;

-5 – не обладает практическими никакими профессиональными знаниями;

т.о. – трудно оценить.


 

Задание №3. Провести анализ взаимоотношений в команде по методике Анцупова

 


Методика Анцупова

 

БЛАНК ОЦЕНКИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

 

Выделите выбранный вами вариант работы с бланком:

А) работаю по предложенному списку, моя фамилия в списке под №____,

Б) работаю по списку, но не подписываюсь;

В) список не соблюдаю, фамилию не указываю. При этом выбранная вами последовательность оценок членов группы должна быть одной и той же при ответе на 6 ответов.

Себе ставьте ответы, близкие к нейтральным.

 

1. Мое отношение к:

 

Шкала

  +5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      
6                      
7                      
8                      
9                      
10                      
11                      
12                      
13                      
14                      

 

 

2. Отношение ко мне:

 

Шкала

  +5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      
6                      
7                      
8                      
9                      
10                      
11                      
12                      
13                      
14                      

 

3. Качество выполнения должностных обязанностей

 

Шкала

  +5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      
6                      
7                      
8                      
9                      
10                      
11                      
12                      
13                      
14                      

 

4. Интересы организации личные интересы

 

Шкала

  +5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      
6                      
7                      
8                      
9                      
10                      
11                      
12                      
13                      
14                      

 

5 .Нравственные качества

 

Шкала

  +5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      
6                      
7                      
8                      
9                      
10                      
11                      
12                      
13                      
14                      

 

6. Профессиональные знания

Шкала

  +5 +4 +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 -4 -5
1                      
2                      
3                      
4                      
5                      
6                      
7                      
8                      
9                      
10                      
11                      
12                      
13                      
14                      

 



Задание №4.

Ответить на вопросы.

1. В силу действия каких причин возникают супружеские конфликты?

2. Что способствует предотвращению конфликтов между родителями и детьми?

3. Возможно ли отсутствие конфликтов между руководителями и подчиненными? Обоснуйте свой ответ.

4. Что может помочь подчиненному разрешить конфликт с руководителем с минимальными для себя потерями?

5. Какие факторы способствуют конфликтам между подростками?

6. Назовите основные способы разрешения конфликтом между учителям и учениками?

7. В каких случаях инновация выступает объектом конфликта?

8. Укажите основные механизмы возникновения межгрупповых конфликтов?

9. Раскройте основные пути урегулирования производственных конфликтов в современной России?

10. В чем заключается специфика межэтнических конфликтов?

11. Каким образом может происходить нейтрализация лидеров оппозиции в ходе внутриполитических конфликтов?

12. По каким направлениям возможно предотвращение межгосударственных конфликтов?

Выполните задание.

1. Разработайте рекомендации по предупреждению конфликтов между учителем и учениками.

2. Проведите анализ комплекса причин одного из трудовых конфликтов, который произошел на территории России в последние несколько месяцев.

3. Приведите несколько примеров социального, политического маневрирования и политического манипулирования, которые применялись властными структурами страны последние годы.

 

Задание №5

Ответить на вопросы.

1. Раскройте объективные и организационно- управленческие условия предупреждения конфликтов.

2. Охарактеризуйте социально - психологические условия профилактики конфликтов

3. Каковы основные способы и приемы изменения своего отношения к предконфликтной ситуации и воздействия на поведение оппонента?

4. Обоснуйте логику принятия оптимального управленческого решения

5. Каковы основные психологические причины конфликтогенных решений?

6. Назовите типичные способы оценки результатов деятельности

7. Как предупредить конфликты, связанные с некомпетентной оценкой результатов деятельности?

8. Обоснуйте психологические факторы нормализации стресса.

9. Как влияет расширение границ мировосприятия на стресс?

10. Как здоровье человека влияет на стресс и конфликтность?

Выполните задание.

1. Оцените свое поведение в проблемных ситуациях взаимодействия и попытайтесь изменить его в конструктивную сторону.

2. Подготовьтесь и сделайте при необходимости конструктивное пожелание членам своем семьи с целью улучшения их поведения по отношению к вам

3. Примите оптимальное решение по важной для вас проблеме, опираясь на материал (оптимальные управленческие решения как условия предупреждения конфликтов)

4. Оцените какой -либо результат своей деятельности и определите, какие способы вы использовали.

5. Измените свое поведение с целью уменьшения стресса с учетом рекомендации, опираясь на материал (предупреждение конфликтов и стресс)

 



Литература

1. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: издательство МГУ, 2001г.

2. Шевцов В.М. Межнациональные конфликты: Механизмы их разрешения, М.: ГАВС, 2004г.

3. Шкиль А.И. Социально-психологические конфликты механизмы конфликтного взаимодействия в условиях учебно-воспитательного коллектива: диссертация кандидата психологических наук – Киев, 1990г.

4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Конфликтология, ЮНИТИ, 1999г.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: