Материальное обеспечение
Реактивы: дистиллированная вода Н20; растворы глюкозы С6Н1206, гидроксида натрия NaOH, сульфата меди CuS04, нитрата серебра AgN03, аммиака NH4OH, гидроксида кальция Са(ОН)2, йода в спирте I2, иодида калия KI, серной кислоты H2SO4, кристаллическая сахароза, крахмальный клейстер.
Оборудование: штатив с пробирками, спиртовка, держатель для пробирки спички, фильтр, химическая воронка, стеклянная трубка, химический стакан на 50 мл.
Вопросы теории, рассматриваемые в лабораторной работе:
1. Как классифицируют углеводы и почему?
2. Какие вещества относятся к углеводам, и почему им было дано такое название?
3. Как опытным путём можно доказать, что в молекуле глюкозы имеются 5 гидроксильных групп и альдегидная группа?
4. Какие химические свойства для глюкозы и глицерина являются общими, и чем эти вещества отличаются друг от друга?
Порядок выполнения работы:
1. Знакомство с методикой выполнения практической работы
2. Постановка эксперимента (смотрим эксперимент по ссылке, часть можно провести дома)
3. Оформление отчета согласно таблице:
Название опыта | Исходные вещества | Уравнения реакций | Наблюдения, условия | Вывод |
Методика выполнения лабораторной работы:
Опыт 1. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II) ( https://youtu.be/LLBLfDJpjhs)
Налейте в пробирку 2 - 3 мл раствора глюкозы C6H12O6 и столько же разбавленного раствора гидроксида натрия NaOH. Затем добавьте несколько капель раствора сульфата меди CuS04. Пробирку с полученным раствором нагрейте. При нагревании наблюдайте переход окраски синего цвета в жёлто-красный цвет и образование осадка оксида меди (I) Сu20.
Задания.
1. Напишите уравнения реакций гидроксида натрия NaOH с сульфатом меди CuS04 и глюкозы С6Н1206 с гидроксидом меди (II) Cu(ОН)2.
2. Сделайте вывод о качественной реакции на глюкозу.
Опыт 2. Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра (I) (реакция «серебряного зеркала») (https://youtu.be/_ytX4mzQZ6s)
В пробирку налейте 1 мл раствора нитрата серебра AgN03 и добавьте по каплям разбавленный раствор аммиака NH4OH до растворения образовавшегося осадка оксида серебра (I). Затем к аммиачному раствору оксида серебра (I) Ag20 прилейте 1-1,5 мл раствора глюкозы и нагрейте пробирку в пламени спиртовки. Наблюдайте выделение серебра на стенках пробирки в виде зеркального налета.
Задания.
1. Напишите уравнение глюкозы С6Н1206 с аммиачным раствором оксида серебра (I).
2. Сделайте вывод о качественной реакции на глюкозу.
Опыт 3. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция ( https://youtu.be/wyJkL6OvYDw).
Всыпьте в пробирку 1 г сахарозы С12Н12О11 и прилейте 5 мл дистиллированной воды. К полученному раствору, непрерывно взбалтывая, добавляйте по каплям свежеприготовленной суспензии гидроксида кальция Са(ОН)2, до образования осадка. Это свидетельствует о том, что гидролиз кальция содержится в избытке.
Примерно, через 5 минут, полученную смесь отфильтруйте. Немного фильтрата влейте в пробирку и через стеклянную трубку продолжительное время продувайте в него вдыхаемый воздух. Отметьте происходящие изменения.
Задания.
1. Составьте уравнения соответствующих реакций.
2. На основании опыта сделайте вывод о растворимости сахарата кальция.
3. Почему при продувании воздуха через раствор сахарата кальция вначале образовался осадок, а затем растворился?
Опыт 4 Взаимодействие крахмала с йодом ( https://youtu.be/stSZyHJGfJE)
В две пробирки налейте по 3-5 мл крахмального клейстера (С6Н10О5)n. В одну пробирку добавьте немного раствора йода в спирте I2, а в другую раствор иодида калия KI. Отметьте происходящие изменения.
Задания.
1. Сделайте вывод, почему синее окрашивание появилось только в первой пробирке.
Опыт 5. Гидролиз крахмала ( https://youtu.be/wg1h7sCYU70)
В пробирку налейте 2 мл крахмального клейстера (С6Н10О5)n., добавьте 6 мл воды Н2О и осторожно прилейте 0,5-1,0 мл раствора серной кислоты Н2SO4. Кипятите смесь в течение 5 минут, затем нейтрализуйте ее раствором гидроксида натрия NaOH и добавьте немного свежеприготовленного осадка Cu(OH)2.
Задания.
1. Что происходит с крахмалом при его нагревании в присутствии с серной кислотой Н2SO4?
2. О чем свидетельствует появление осадка желтого и красного цвета?
3. Напишите уравнения гидролиза крахмала (С6Н10О5)n.и глюкозы С6Н1206 с гидроксидом меди (II) Cu(OH)2.
Домашнее задание:
1. Какие вещества относятся к углеводам, и почему им было дано такое название?
2. Как классифицируют углеводы и почему?
3. Как опытным путём можно доказать, что в молекуле глюкозы имеютсяпять гидроксильных групп и альдегидная группа?
4. Какие химические свойства для глюкозы и глицерина являются общими, и чем эти вещества отличаются друг от друга? Напишите уравнения соответствующих реакций.
5. Какое общее химическое свойство присуще дисахарозам и полисахарозам? Какие индивидуальные реакции характерны для крахмала и глюкозы?
Информационное обеспечение, необходимое для освоения темы
1. Габриелян О. С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений/ О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов.- 6-е изд., стер. – М.: Академия, 2013, стр.267-283.
2. Болтромеюк, В.В. Неорганическая химия: Учебное пособие / В.В. Болтромеюк. - Минск: ТетраСистемс, 2013. - 287 с. - ISBN 978-985-536-371-3; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=136722
Критерии оценивания
оценка | Практическое занятие |
отлично | выполнены все задания правильно, качественное внешнее оформление |
хорошо | выполнены все задания правильно, есть небольшие недочеты в работе |
удовлетворительно | Часть заданий не решена или выполнена неправильно |
неудовлетворительно | Больше половины заданий не решены или выполнены неправильно |