Учим детей самостоятельно выбирать цвета для передачи особенностей хорошо знакомого предмета; выбирать краску из трех близких цветов (красный, оранжевый, желтый); рисовать круг одним быстрым движением слева направо, закрашивая его внутри преимущественно круговыми движениями.
Используйте листы голубой бумаги, краски (оранжевая, красная, желтая), кисти, розетки для красок.
Воспитатель показывает детям апельсин и поясняет, что он круглый, очерчивая его форму круговым движением руки слева направо. Затем подходит к каждому ребенку и предлагает обвести вокруг апельсина рукой, обращая внимание на то, чтобы жест был энергичный, а предполагаемая линия — замкнутой.
Далее одним быстрым движением нарисуйте на листе, закрепленном на мольберте, замкнутый круг и закрасьте его круговыми движениями. Нарисовав апельсин, сравните его с образцом по цвету и форме.
Затем можно перейти к индивидуальному обучению. Подойдя к ребенку, предложите ему найти краску, которой он будет рисовать апельсин. Предложив малышу сухую кисть, обхватите его руку и обведите замкнутый круг 1—2 раза. Только после предварительного обучения можно разрешить малышу окунуть кисть в краску и нарисовать апельсин.
|
|
В конце занятия обратите внимание детей на то, что цвет настоящего апельсина и нарисованного одинаковый (рис. 41).
Занятие проводится один раз, его продолжительность 8— 10 минут.
Рисование красками на тему «Одуванчики и жук на лугу»
Цель занятия — вырабатывать умение самостоятельно выбирать цвет для передачи специфических свойств хорошо знакомых предметов, учить производить выбор краски двух заданных цветов из четырех предложенных, закреплять умение рисовать мазками.
Вам будут нужны листы зеленой бумаги, краски четырех цветов (красная, желтая, синяя, черная), кисти (по две на каждого ребенка).
Желательно, чтобы занятию предшествовала прогулка на луг. На занятии перед каждым ребенком разместите по четыре розетки с указанными красками, предложите рассмотреть их, попомнить и показать, какого цвета были на лугу одуванчики, затем найти и показать ту краску, какого цвета был жук. Подойдите к каждому ребенку и предложите на одном общем листе бумаги нарисовать по 2—3 одуванчика, а сами на общем рисунке изобразите черным пятном жука.
После общего объяснения и показа подойдите к каждому ребенку, раздайте по листу бумаги для самостоятельной работы, еще раз предложите показать краски, которыми ребенок будет рисовать одуванчики, и дайте ему первую кисть. После того как ребенок нарисует достаточное количество одуванчиков, использованную кисть следует забрать и предложить ему вторую, чистую, для черной краски.
|
|
Поинтересовавшись, какой краской ребенок будет рисовать жука, объясните, что жука надо нарисовать между одуванчиками, а не на них, иначе краски сольются. После того как задание будет выполнено, заберите у ребенка вторую кисть и рисунок (рис. 42).
Занятие проводится один раз и может длиться 8—10 минут.
Выкладывание мозаики на тему «Елочки и грибочки»
На занятии внимание детей обращается на то, что цвет может быть использован для изображения разных предметов.
Приготовьте коробки, в которых отобраны по десять элементов зеленой и красной, по пять белой, желтой и синей мозаики.
Покажите детям мозаику и поясните, что елочки бывают такого (зеленого) цвета. Разместите у себя на панели зеленую мозаику. Затем покажите элементы красной мозаики, поясните, что такого цвета бывают грибочки. Вслед за елочкой на панели разместите грибочек. Затем снова возьмите элемент зеленой мозаики (елочку), разместите его, чередуя по цвету елочки и грибки. Действия можете сопровождать словами: «Елочки нарядные стали все в рядок, и за каждой елочкой красненький грибок» (рис. 43).
После объяснения дети по очереди выполняют задание на столе воспитателя, в чередующемся порядке размещают по два элемента зеленой и красной мозаики. Затем можно раздать каждому ребенку коробку с мозаикой для самостоятельной работы.
Дифференцированное руководство осуществляется различными методами в зависимости от степени успешности выполнения детьми задания. При единичных ошибках достаточно вопроса: «У тебя все правильно? Посмотри внимательно!» В других случаях дети могут правильно разместить 2—3 пары элементов, затем начинают ошибаться. «Почему два грибка вместе?» — спрашивает воспитатель, помогая исправить ошибки.
Некоторые дети могут нуждаться в поэлементном диктанте. В таком случае помогает подсказка: «Елочка, грибочек, елочка, грибочек».
Занятие длится 10—12 минут и может проводиться 1—2 раза.