Л. Эрхард – творец немецкого «экономического чуда»

2. Раскрыть понятия: институционализм, инновация, картель, макроэкономические показатели, малые циклы.

3. Тесты с 1 по 5.

4. Тематика эссе: Одной из центральных проблем развития экономики институционалисты видят создание системы социального контроля над экономикой. Как вы это понимаете? Какое место институционалисты отводят в системе этого контроля государству?

 

Вариант 2 

1.Теоретические вопросы:

1.1 Теория экономических циклов Э. Хансена.

1.2. Монетаризм – теория макрорегулирования экономики. Общая характеристика концепции.

2. Раскрыть понятия: банкротство, стимулирующие инвестиции, экономическая рента, реальная заработная плата, фрикционная безработица.

3. Тесты с 6 по 10.

4. Тематика эссе: Почему современный неолиберализм является продолжением классической экономической традиции?

 

 

Вариант 3

1.Теоретические вопросы:

1.1 Концепция невозможности экономического роста при социализме.

1.2 Основные положения теории рациональных ожиданий Дж.Мута

2. Раскрыть понятия: кривая Филлипса, банковские резервы, ценные бумаги, эффект Лаффера, «налогообложение капитала».

3. Тесты 11 по 15.

4. Тематика эссе: В чем заключается негативное влияние государственной политики на уровень безработицы согласно «теории предложения»?

 

Вариант 4

1.Теоретические вопросы:

1.1. Глобальный монетаризм. Модель номинального дохода. Неортодоксальный монетаризм.

1.2. Равновесный циклический процесс Р. Лукаса.

2. Раскрыть понятия: рациональные ожидания, политика «инфляционного шока», равновесный циклический процесс, неоинституционализм, институты.

3. Тесты с 16 по 20.

4. Тематика эссе: Какой должна быть экономическая политика государства, исходя из концепции «рациональных ожиданий»?

Вариант 5

1.Теоретические вопросы:

1.1 Экономические взгляды И. Шумпетера.

1.2 Теория экономического роста Е.Домара.

2. Раскрыть понятия: трансакция, трансакционные издержки, внешние эффекты, планирование, прогнозирование.

3. Тесты с 21по 25.

4 Тематика эссе: В чем заключается проблема «размывания» прав собственности?

Вариант 6

1.Теоретические вопросы:

1.1 «Теория праздного класса». Эффект Веблена

1.2 Антикейнсианский характер теории монетаризма.

2. Раскрыть понятия: «эффект Слуцкого», межотраслевой баланс, экономический рост, экономический рост, налоговое бремя.

3. Тесты с 26 по 30.

4. Тематика эссе: Какие основные исторические причины обусловили особенности русской экономической мысли?

 

Вариант 7

1.Теоретические вопросы:

1.1 Экономические воззрения Ф. Хайека

1.2 Теория фирмы (Р. Коуз, Д. Норт, А. Алчиан)

2. Раскрыть понятия: политика дорогих денег, дисконтная ставка, иммобилизация, экстраполяция, неолиберализм.

3. Тесты с 31 по 35.

4. Тематика эссе: Как Вы понимаете теорию циклов Э.Хансена?

 

Вариант 8

1.Теоретические вопросы:

1.1 Теория рациональных ожиданий: макроэкономическая модель и влияние денежной политики на экономику.

1.2 В. И. Ленин как основоположник экономической концепции государственного социализма

2. Раскрыть понятия: депрессия, фактический темп роста, капиталоёмкость, субсидия, дотация.

3. Тесты с 36 по 40.

4. Тематика эссе: Раскройте смысл идеи выдвинутой Т. Вебленом: «институы – основа экономического поведения».

 

Вариант 9

1.Теоретические вопросы:

1.1 Экономические взгляды Н.Д. Кондратьева.

1.2 Стокгольмская школа экономической теории и шведский социализм.

2. Раскрыть понятия: коэффициент капиталоёмкости, прибыль, экономическая конъюнктура, социальное рыночное хозяйство, ордолиберализм.

3. Тесты 41по 45.

4. Тематика эссе: Охарактеризуйте идеальные типы экономических систем, определенных В. Ойкеном.

 

Вариант 10

1.Теоретические вопросы:

1.1 Количественная теория денег М. Фридмена: содержание, особенности.

1.2  Налоговая политика. Кривая Лаффера и ее обоснование

2. Раскрыть понятия: политика дешевых денег, ставка (норма) процента, теневая экономика, инфляция, «случайные блуждания».

3. Тесты с 46 по 50.

4. Тематика эссе: Каковы основные возражения против теории рациональных ожиданий?

Вариант 11

1.Теоретические вопросы:

1.1 Pэйганомика и тэтчеризм– основные формы неоконсервативной экономической политики

1.2 Организационно-производственная школа А.В. Чаянова. Трудовое крестьянское хозяйство и трагедия «ликвидации».

2. Раскрыть понятия: человеческий капитал, собственность, права собственности, трудовое крестьянское хозяйство, теория длинных волн.

3. Тесты с 51 по 55.

4. Тематика эссе: Какой метод использует М.И. Туган-Барановский, исследуя проблему рынка?

Вариант 12

1.Теоретические вопросы:

1.1 Этико-социальное направление: М.И. Туган-Барановский и С.Н. Булгаков.

1.2 Теория прав собственности (Р. Коуз, Д. Норт, А. Алчиан).

2. Раскрыть понятия: линейное программирование, «шоковая терапия», совершенная гибкость цен, полнота информации, абсолютная нейтральность денег.

3. Тесты с 56 по 60.

4. Тематика эссе: В чем состоит негативное влияние государственной политики на уровень деловой активности согласно «теории предложения»?

 

Вариант 13

1.Теоретические вопросы:

1.1 Неокейнсианство. Проблемы макроэкономического анализа.

1.2 Немецкий неолиберализм: теория социального рыночного хозяйства (Мюллер-Армак).

2. Раскрыть понятия: номинальная процентная ставка, инфляция, банковские деньги, девальвация, плавающий валютный курс.

3. Тесты с 61 по 65.

4. Тематика эссе: В чём проявляются отличия англо-американской школы неолиберализма от немецкой школы ордолиберализма?

Вариант 14

1.Теоретические вопросы:

1.1 Концепция «неоклассического синтеза» П. Э. Самуэльсона – методы рыночного и государственного регулирования экономики

1.2 Проблемы регулирования, планирования и прогнозирования в работах Н.Д. Кондратьева

2. Раскрыть понятия: стагнация, большие циклы, автономные инвестиции, эконометрия, эффект снобизма.

3. Тесты с 66 по 70.

4. Тематика эссе: В чём состоит личный вклад У.Митчела в институциональную теорию? Почему его принято называть автором концепции «измерения без теории»?

 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Какой институт из перечисленных лежит в основе социально-психологического институционализма?

а) школа;

б) суды;

в) инстинкт;

г) деньги.

2. Впервые институционализм как направление экономической теории появилось в:

а) Англии;

б) Франции;

в) США;

г) Германии.

3. Термин «институционализм» ввел в экономическую науку:

а) Т.Веблен;           

б) У.Гамильтон;

в) Дж.Коммонс;

г) У.Митчелл.

4. Дж. Коммонс в своих трудах на первый план выдвигал:

а) психологические факторы;

б) юридические и правовые нормы;

в) биологические факторы;

г) социальные факторы.

5. Какая из перечисленных работ написана У.Митчеллом?

а) «Распределение богатства»;

б) «Теория праздного класса»;

в) «Экономические циклы»;

г) «Правовые основы капитализма».

6. Кто является автором труда «Правовые основы капитализма»?

а) Дж.Гэлбрейт;

б) У.Митчелл;

в) Дж.Коммонс;

г) Т.Веблен.

7. Методология институционалистов наиболее созвучна с методологией:

а) чикагской школы;

б) исторической школы;

в) классической школы;

г) критической школы.

8. Институционализм можно охарактеризовать как:

а) теория контроля общества над экономикой;

б) теория монополизации рынка;

в) теория революции и кризисов;

г) теория экономического роста.

 

 

9. Т.Веблен в своих трудах на первый план выдвигал:

а) социальные факторы;    

б) юридические нормы;

в) правовые нормы;

г) психологические и биологические факторы.

10. Какой труд не принадлежит Т.Веблену?

а) «Теория праздного класса»;

б) «Инженеры и система цен»;

в) «Распределение богатства»;

г) «Привилегированные группы и состояние промышленной техники».

11. Кто из представителей институционализма сформировал теорию общественного выбора?

а) Дж.Бьюкенен;        

б) Р.Коуз;             

в) Дж.Гэлбрейт;

г) Т.Веблен.

12. Какой труд принадлежит перу Р.Коуза?

а) «Экономические циклы»;

б) «Правовые основы капитализма»;

в) «Природа фирмы»;

г) «Распределение богатства».

13. Кто был лидером социально-правового направления институционализма?

а) Т.Веблен;

б) У.Митчелл;

в) Р.Коуз;

г) Дж.Коммонс.

14. Кто ввел в научный оборот категорию «трансакционные издержки»?

а) Дж.Гэлбрейт;        

б) У.Митчел;

в) Р.Коуз;

г) Дж.Коммонс.

15. Какое новое направление экономической теории сформулировал Дж.М.Кейнс?

а) теорию инвестиций;

б) теорию государственного регулирования экономики;

в) теорию ценных бумаг;

г) теорию циклических колебаний.

16. Кто является учителем Дж.М.Кейнса:

а) Ф.Хайек;

б) А.Маршалл;

в) В.Ойкен;

г) Т.Веблен.

17. Какая из этих книг принадлежит перу Дж.М.Кейнса?

а) «Принципы экономической науки»;

б) «Лекции по экономической теории государственного сектора»;

в) «Общая теория занятости, процента и денег»;

     г) «Экономические циклы и национальный доход».

18. Кто из названных ученых не является последователем Дж.М.Кейнса?

а) Р.Харрод;

б) Е.Домар;

в) Э.Хансен;

г) Ф.Хайек.

19. Своими предшественниками Дж.М.Кейнс признает:

а) меркантилистов;

б) физиократов;

в) классиков;

г) неоклассиков.

20. Что, по мнению Дж.М.Кейнса, не побуждает людей к сбережению денег?

а) трансакционный мотив;

б) мотив предостережения;

в) спекулятивный мотив;

г) мотив предельного потребления.

21. Основной психологический закон общества – это склонность человека:

а) потреблять больше по мере уменьшения его дохода;

б) потреблять меньше по мере возрастания его дохода;

в) потреблять больше по мере возрастания его дохода;

г) потреблять меньше по мере уменьшения его дохода.

22. Взгляды какого экономиста положены в основу учения Дж.М.Кейнса об эффективном спросе:

а) А.Смита;            

б) Д.Рикардо;

в) Т.Мальтуса;

г) Ж.Б.Сэя.

23. Какие экономические теории положительно оценивают государственное регулирование экономики?

а) теория физиократов, марксизма, маржинализма;

б) меркантилизма, марксизма, кейнсианства;

в) марксизма, кейнсианства, теория общественного выбора;

г) марксизма, кейнсианства, монетаризма.

24. Кто является автором идеи о «большом неоклассическом синтезе»?

а) Дж.М.Кейнс;

б) П.Самуэльсон;

в) М.Фридмен;

г) Дж.К.Гэлбрейт.

25. Кто является автором модели акселератора?

а) Е.Домар;

б) Э.Хансен;

в) Дж.Робинсон;

г) У.Феленер.

 

26. Какой фактор не влияет на формирование эффективного спроса?

а) предельная склонность к потреблению;

б) предельная эффективность капитала;

в) предельная ликвидность;

г) предельная производительность.

27. Кто является автором теории экономической динамики?

а) Р.Харрод;

б) Е.Домар;

в) Дж.М.Кейнс;

г) Э.Хансен;

д) Н.Д.Кондратьев.

28. Кто является автором известного выражения: «Идеи экономистов и политических мыслителей – и когда они правы, и когда они ошибаются,— имеют значительно большее значение, чем принято считать. В действительности именно они правят миром»?

а) Дж.М.Кейнс;

б) Дж.Н.Кейнс;

в) П.Самуэльсон;

г) Дж.Б.Кларк.

29. По мнению Ф.Хайека главным условием экономической свободы является:

а) частная собственность;

б) невмешательство государства в экономику;

в) конкуренция;

г) монополия.

30. Кому из ученых-экономистов принадлежит утверждение «Деньги имеют значение»?

а) Дж.М.Кейнс;

б) М.Фридмен;

в) Т.Веблен;

г) П.Самуэльсон.

31. Кто из представителей современной экономической теории является автором книги «Конституция свободы»?

а) В.Ойкен;

б) Ф.Хайек;

в) М.Фридмен;

г) У.Митчелл.

32. Термин «монетаризм» в современную экономическую литературу ввел:

а) К.Браунер;

б) М.Фридмен;

в) Ф.Лассаль;

г) В.Ойкен.

33. Ф.Хайек подвергает критике кейнсианство за:

а) концепцию валютного регулирования;

б) теорию социально-рыночного хозяйства;

в) концепцию индикативного планирования;

г) денежное правило.

34. Для содействия рыночной стабилизации государство, по мнению М.Фридмена, может воспользоваться лишь одним инструментом влияния на экономику:

а) денежной эмиссией;

б) ставкой процента;

в) уровнем заработной платы;

г) валютным курсом.

35. Какая экономическая школа выдвинула лозунг: «Конкуренция везде, где возможно, регулирование – там, где необходимо»:

а) лондонская;          

б) чикагская;

в) французская;

г) фрайбургская.

36. Выдающимся представителем неолиберализма во Франции был:

а) Ж.Рюэф;         

б) В.Репке;

в) Ф.Хайек;

г) Л.Мизес.

37. Кто впервые предложил термин «социальное рыночное хозяйство»?

а) А.Мюллер-Армак;

б) Л.Эрхард;

в) В.Рёпке;

г) О.Рюстов.

38. Термин «монетаризм» в современную экономическую литературу ввел:

а) К.Браунер;

б) М.Фридмен;

в) Ф.Лассаль;

г) В.Ойкен.

39. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы:

а) приоритетности неденежных факторов;

б) приоритетности денежных факторов;

в) стабильности «кривой Филлипса»;

г) нестабильности «кривой Филлипса»;

д) стабильности темпа роста количества денег с учетом «естественной нормы безработицы».

40. Назовите определяющие факторы фридменовской формулы дополнительного ежегодного предложения денег:

а) среднегодовой темп ожидания инфляции;

б) среднегодовой темп прироста ВНП;

в) среднегодовой темп прироста национального дохода;

г) среднегодовой темп прироста безработицы.

 

 

41. Для содействия рыночной стабилизации государство, по мнению М.Фридмена, может воспользоваться лишь одним инструментом влияния на экономику:

а) денежной эмиссией;

б) ставкой процента;

в) уровнем заработной платы;

г) валютным курсом.

42. Наиболее серьезную работу, исследующую роль денег и денежного обращения в деловом цикле, написали:

а) Дж. Кейнс и А. Болейн;

б) М. Фридман и А. Шварц;

в) Э. Гамильтон и А. Астор;

г) Э. Долан и А. Кэмпбелл.

43. Денежно-кредитная теория на современном этапе — это:

а) монетаризм и современная количественная теория;

б) монетаризм и кейнсианство;

в) синтез монетаризма и кейнсианства;

г) теория, разработанная Э. Доланом;

д) ответы а), г) правильные;

е) все ответы неправильные.

44. Какое из перечисленных положений монетаризма изложено неправильно?

а) монетаризм - это теория стабилизации экономики, в которой деньги рассматриваются как решающий фактор общественного воспроизводства;

б) монетаризм - это теория спроса на деньги;

в) государство может воздействовать на экономику, формируя предложение денег;

г) регулируя денежную массу, правительство может воздействовать на темпы роста или падения производства;

д) суть монетарной концепции в так называемой " проблеме запаздывания".

45. Какая мера по ограничению совокупного спроса, предлагаемая монетаристами, указана неправильно?

а) проведение конфискационной денежной реформы;

б) замораживание сбережений населения;

в) поощрение покупок золота, драгоценностей, недвижимости;

г) государство должно освободиться от "чрезмерных" социальных обязательств перед своими гражданами;

д) государство должно все же поддерживать дотациями и субсидиями неэффективное производство, если оно важно для общества.

46. Как оценивает теория экономики предложения устой­чивость рыночной экономики?

а) по своей природе неустойчива;

б) может оказаться в состоянии застоя при отсутствии адекватных стимулов к труду, сбережениям и инвестициям;

в) при естественном уровне безработицы устойчива в дол­госрочном плане.

47. Теория экономики предложения объясняет, что изме­нения в предложении денег влияют на экономику следую­щим образом:

а) никак не влияют, т. к. эти последствия уже ожидаются хозяйствующими субъектами;

б) за счет изменения ставки процента, которое влечет из­менение инвестиций и ЧНП;

в) посредством влияния на инвестиции и, таким образом, на совокупное предложение.

48. Назовите лидера одной из современных научных школ, который считает, что методы анализа рыночного по­ведения можно приложить и к исследованию политики, т. к. политика есть сложная система обмена, где нет других инте­ресов, кроме индивидуальных. А для любого обмена важны "теория контрактов", безупречная правовая база, т. е. "хоро­шие правила игры" ("общественный договор"):

а) М. Фридмен;

б) М. Фелдстайн;

в) Дж. Бьюкенен;

г) Р. Коуз;

д) Р. Лукас.

49. Укажите школу, к которой он (см. вопрос № 3) отно­сится:

а) школа нового экономического институционализма;

б) чикагская школа;

в) теория рациональных ожиданий;

г) вирджинская школа;

д) экономическая теория предложения.

50. Кому, вероятнее всего, могли принадлежать следую­щие слова, сказанные как критика в адрес теоретиков-эконо­мистов, занятых поиском наиболее точных моделей нацио­нальной экономики: "Модели не учитывают того, что эконо­мические субъекты могут в корне пересмотреть свои ожида­ния под влиянием изменений государственной политики, и принятые ими меры сделают эту политику неэффективной!":

а) М. Фридмену;

б) Р. Лукосу;

в) А. Лафферу;

г) Дж. М. Кейнсу;

д) М. Фелдстайну.

51. Кривая А. Лаффера обычно используется для доказа­тельства основных положений:

а) теории экономики предложения;

б) кейнсианской теории;

в) монетаризма;

г) теории рациональных ожиданий.

 

52. Экономическая политика администрации президента США Р. Рейгана (1981 — 1988 гг.) следовала рекомендациям и одной из названных ниже школ, что до сих пор отличает эту политику и эту администрацию от предыдущих и после­дующих. Что это за школа?

а) теория общественного выбора;

б) теория рациональных ожиданий;

в) теория экономики предложения;

г) монетаризм.

53. Что называет теория рациональных ожиданий в каче­стве главной причины неустойчивости рыночной экономики?

а) количественное несовпадение плановых инвестиций и сбережений и шоки совокупного предложения;

б) изменения совокупного предложения;

в) неверная денежная политика;

г) непредвиденные шоки совокупного предложения и со­вокупного спроса.

54. Каков взгляд сторонников теории рациональных ожи­даний на инфляцию, вызванную ростом издержек?

а) возможна из-за роста зарплаты или шока совокупного предложения;

б) невозможна в долгосрочном плане при отсутствии из­быточного роста предложения;

в) возможна вследствие падения производительности труда, более высоких издержек (по причине регулирования экономики) и т. д.

55. Какой из указанных ученых-экономистов не относится к школе рациональных ожиданий:

а) Р. Лукас;

б) Н. Уоллес;

в) Ф. фон Хайек;

г)  Э. Прескотт.

56. Главной гипотезой теории рациональных ожиданий является:

а) для прогнозирования будущего частные лица и фирмы эффективно используют всю доступную информацию об экономике, поэтому не делают систематических ошибок в предсказаниях;

б) экономические индивиды рационально мыслят и принимают решения в любых ситуациях;

в) человек эволюционно изменяет свое мышление с инстинктивного на рациональное;

г) если бы не было трансакционных издержек экономические субъекты принимали бы экономические решения пользуясь принципом рациональности.

57. Наиболее близкой теорией к теории рациональных ожиданий является:

а) классическая школа политической экономии;

б) марксизм;

в) кейнсианство;

г) маржинализм.

58. Модель ограниченной рациональности разработана в трудах:

а) Р. Барроу;

б) Г. Саймона;

в) Р. Лукаса;

г) Дж. Мута.

59. По мнению Р. Лукаса причиной цикличности являются:

а) НТП;

б) несовершенство информации;

в) колебания в инвестиционных расходах;

г) солнечная активность.

60. Неоинституциональные концепции модифицируют:

а) «жесткое ядро» неоклассики;

б) «защитную оболочку неоклассики»;

в) «жесткое ядро» марксизма;

г) «защитную оболочку» кейнсианской теории.

61. Основателем неоинституциональной исследовательской программы считается:

а) У. Митчелл;

б) Л. Вальрас;

в) Р. Коуз;

г) Р. Буайе.

62. Какая теория не относится к неоинституциональному направлению?

а) теория прав собственности;

б) новая экономическая история;

в) теория трансакционных издержек;

г) теория конвергенции.

63. Новая институциональная экономика подвергает критике:

а) только «защитную оболочку» неоклассической теории;

б) «жесткое ядро» неоклассики;

в) «жесткое ядро» классического институционализма;

г) «жесткое ядро» исторической школы.

64. В рамках неоинституционализма:

а) частная собственность выступает абсолютной предпосылкой рыночного обмена;

б) анализируется широкий спектр форм собственности;

в) вопросы собственности не рассматриваются;

г) собственность рассматривается как отношение между собственниками средств производства и непосредственными производителями.

65. Основные положения теоремы Коуза изложены в статье Р. Коуза:

а) «Теория праздного класса»;

б) «Институты, институциональные изменения и функционирование экономики»;

в) «Природа социальных издержек»;

г) «Основания теоремы Коуза».

 

 

66. Классический институционализм вобрал в себя многие идеи:

а) исторической школы;

б) неоклассического направления;

в) маржинализма;

г) неоинституционализма.

67. «Дилемма заключенных»:

а) иллюстрирует неоклассический принцип равновесия;

б) подтверждает гипотезу о «человеке экономическом»;

в) иллюстрирует теорему Коуза;

г) опровергает неоклассический принцип равновесия.

68. Современный институционализм:

а) является однородным направлением экономической мысли;

б) представляет собой современный экономический «мэйнстрим»;

в) использует тот же методологический инструментарий, что и неклассическая теория;

г) занимается разработкой экономических проблем, не решенных неоклассиками.

69. Чьи взгляды на кооперацию критиковал В.И. Ленин в работе «О кооперации»:

а) А.В. Чаянова;

б) М.И. Туган-Барановского;

в) Р. Оуэна.

70. Направление русской экономической мысли, которое больше, чем любое другое занималось экономикой крестьянского хозяйства и достигло огромных результатов в его изучении, называлось:

а) теорией устойчивости крестьянского хозяйства;

б) организационно-производственным направлением;

в) школой аграрной эволюции;

г) школой «раскапитализации» сельской экономики.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: