Серьезное внимание в своей теории права Л.И. Петражицкий уделил его видам. Так, мыслитель указывает, что важнейшими подклассами общего рода таких правовых явлений, как императивно-атрибутивные переживания, могут быть названы интуитивное и позитивное право, а также официальное и неофициальное. Интуитивное и позитивное право как подклассы одного рода явлений обладают общими свойствами права как такового, главным образом, императивно-атрибутивной эмоциональной природой соответствующих переживаний, отличием от нравственности как чисто императивных переживаний. Главное различие между интуитивным и позитивным правом заключается в интеллектуальном составе интуитивного права. Так, в интуитивном праве опора делается исключительно на индивида, в отличие от позитивного права, которое требует подобную ссылку, например, «потому что так поступали отцы», «потому что так написано в законе». Помимо этого, Л.И. Петражицкий указывает на индивидуальный характер интуитивного права, большее значение имеют условия и обстоятельства жизни каждого, его характер, воспитание, образование, социальное положение, профессиональные занятия, личные знакомства, тогда как позитивное право предлагает однообразный шаблон правил для более или менее значительных масс людей.
Л.И. Петражицкий также проводил различие между социально-служебным правом и правом, которое не обременено служебной обязанностью[7].
Л.И. Петражицкий различает множество самых разнообразных видов позитивного права. Так, в зависимости от того, на какой нормативный факт (составную часть интеллектуально-эмоциональных переживаний, которая указывает, почему обязательно поступать таким или иным образом) имеется ссылка в данных позитивно-правовых переживаниях, он выделяет законное право (законы) – представляемые односторонние правовые распоряжения кого-либо, поскольку они вызывают соответствующие императивно-атрибутивные переживания в чьей-либо правовой психике. Другой вид позитивного права – обычаи (обычное право) – императивно-атрибутивные переживания, которые ссылаются на соответствующее представляемое массовое поведение других как на нормативный факт.
Среди других видов позитивного права Л.И. Петражицкий называет[8]:
- право судебной практики (императивно-атрибутивные переживания со ссылкой на практику тех или иных судов как на нормативный факт;
- книжное право (правовые переживания со ссылкой в качестве нормативных фактов на продукты коллективной работы, например, Талмуд, шариат, законы Ману, или книги, написанные отдельными лицами – бывшими народными судьями, духовными лицами;
- право принятых в науке мнений и право учений отдельных юристов или групп;
- право юридической экспертизы;
- право изречений религиозно-этических авторитетов (пророков, апостолов, святых, отцов церкви и т.д.);
- договорное право (правовые переживания со ссылкой на заключенный между сторонами договор) и право односторонних обещаний;
- программное право (например, публичные сообщения отдельных государств в международных отношений или партийные программы во внутренней политической жизни);
- право юридических пословиц и поговорок.
Другим делением права в теории Л.И. Петражицкого является деление на официальное и неофициальное право, где официальное право – право, подлежащее применению и поддержке со стороны представителей государственной власти, высший вид права по отношению к неофициальному праву – праву, лишенному подобной поддержки.
Таким образом, право, согласно психологической теории Л.И. Петражицкого многолико, т.к. выдвинутые ученым-юристом виды права имеют свои особенности и черты. Взгляды мыслителя, показывают, до какой степени разнообразным может представляться право.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, психологическая теория Л.И. Петражицкого представляет несомненный интерес и для современных исследователей. В условиях реформирования правовой системы российского общества особую значимость приобретает задача выстраивания грамотной и эффективной правовой политики. И здесь на первый план выдвигается, прежде всего, проблема определения понятия права, выявления того, что собой представляет это явление. Ведь, как известно, в любом деле начало всех начал – это определиться с понятиями.
Любая научная теория имеет право на односторонность, поэтому психологическая теория права была признана, несмотря на отдельные недостатки, ценным открытием в области исследования правосознания, которое тогда не было изучено. В общественной мысли России идеи выдающегося русского юриста нашли широкий отклик, так как отрицательное отношение к праву в российском обществе было традиционным.
Правовая доктрина Л.И. Петражицкого привлекла внимание социологов к проблемам нормативной природы и структуры правосознания, стимулировала исследования в области юридической психологии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ