Тема - Искупление долгов прошлого.
В пьесе есть очень на мой важный момент, где городской священник, у
которого после полицейского и бургомистра человек, на которого объявлена
охота, пытается найти защиту, после длинной и гнусной по смыслу
проповеднической риторики, вдруг поддается живому чувству: «Беги!
Колокол звонит в Гюллене, колокол предательства! Беги и не вводи нас во
искушение!»
Сам Илл, начавший свою жизнь с подлости и предательства, никак не хочет
понять, что пришел час расплаты.
Как и любой предатель думает, ему всё сойдет с рук. В обществе выставляя
себя котёнком, а с любимыми казалось бы людьми, самым настоящим
хищником.
Но за любым хищником всегда приходит свой охотник. И это его час
расплаты за боль слабого.
«Да, я сыграл с ней бессовестную шутку, но ведь я был мальчишкой…». Это
не даёт ему право теперь оставаться безнаказанным.
Нужно помнить, что прошлое – это только слово. Оно не может исчезнуть,
оно находится внутри нас. Мы думаем о прошлом чаще, чем о будущем.
|
|
Поэтому ссылаться на свои грязные поступки, которые были совершены
тридцать, сорок лет назад не дают человеку право.
Ты это сделал. Ты знал, что ты делаешь. Тогда может ты не молодой и
глупый мальчишка, а самый настоящий навоз?
Не зря Гюллен, переводится как «навоз».
Идея - Поступки человека не смываются водой. За всё приходится платить.
Илл нагрешил в прошлом, но это прошлое вернулось к нему.
Саму способность людей принимать преступление за норму, раскрывает
социальные и психологические причины, которые объясняют инертность или
откровенное содействие злу.
Тем самым практически у каждого из жителей Гюллена была возможность
на самом деле выступить за законность, но этого не произошло. Они
получили свои деньги, но потеряли кое-что большее: совесть и душу.
Преступление тянет за собой другое преступление, за которое придется
отвечать, отныне к каждому может прийти такая старая дама.
Действенный анализ пьесы
Исходное событие: «Едет миллиард»
В придорожном кафе Гюллена один из рабочих читает вслух газету, где написано об упадке города. На следующей странице будет написано о том, что едет богатая, светская дама. Из прочтенного все, кто находился в кафе задумались.
Основное событие: "Встреча Клары с родным городом"
Чтобы сойти в городе, в котором редко останавливаются поезда, Клара срывает стоп-кран, тем самым указывая жителем Гюллена, кто теперь тут главный. Она появляется перед жителями в окружении целой свиты своих приближённых. Опять же давая понять, что всё продумано, теперь она приехала мстить.
|
|
Центральное событие: " Церемония"
На праздничном обеде, устроенном бургомистром, Клара объявляет, что подарит Гюллену миллиард, но при одном условии — при условии свершения правосудия.
Она обещает, что город получит миллиард, если кто-нибудь убьёт Илла. Бургомистр с достоинством от лица всех горожан заявляет, что жители Гюллена — христиане и во имя гуманизма отвергают её предложение. Лучше быть нищими, чем палачами. Клара уверяет, что готова подождать.
Финальное событие: " Отъезд "
После смерти Илла, Клара выписывает бургомистру чек и под восхищённо-хвалебные возгласы горожан покидает Гюллен.
Главное событие: «Новая – старая жизнь»
В Гюллене вовсю дымят трубы завода, строятся новые дома, повсюду кипит жизнь.
Основные предлагаемые обстоятельства
Исходное предлагаемое обстоятельство: предательство и изгнание из города.
Ведущее предлагаемое обстоятельство: месть и искупление.
Конфликт
Конфликт состоит в глобальном противостоянии между обществом и личностью.
Клара выступает в роли катализатора конфликта между обществом и личностью.
Гюллен – маленький городок, который находится в состоянии упадка.
Даже поезда по обыкновению не останавливаются на станции, но жители помнят о лучших временах, когда Гюллен был “одним из первых в стране” и даже “в Европе”. В этом городе живут обычные люди.
Клара, уверена, что за деньги можно купить все что угодно, обещает подарить миллиард за убийство Илла.
Раздел III. Режиссерская разработка замысла спектакля
Сверхзадача спектакля
Сверхзадача: Нужно быть сильным перед обстоятельствами, который создал тебе человек.
Мстить – удел слабых. Клара была слабым человеком. Нужно переступать через эту боль, ведь всё возвращается бумерангом.
Художественный образ
Художественный образ: Механизм-манипулятор.
Большинство масштабных преступлений в реальной жизни, если
внимательнее присмотреться, осуществляется по похожему принципу: кто-то
первым дает «моральное» оправдание, кто-то просто устраняется от решения
моральной проблемы, а в результате все становятся соучастниками (не имеет
значения - активными или пассивными). Это делает содержание пьесы
аллегорическим: в ней идется не только о конкретном убийстве, а о
механизмах, которые заставляют обычных людей незаметно для самих себя
становиться соучастниками любых преступлений. Бедность и унижения,
с одной стороны, соблазн – с другой, а результат: преступление совершено, и
еще одно вранье получило право на жизнь.
Не большая расшифровка.
Кулачковые механизмы, - (по - другому называется механизм манипулятора),
при помощи кулачковых механизмов конструктивно. Наиболее просто
можно получить практически любое движение ведомого звена по заданному
закону.
Жанр спектакля
Жанр спектакля я определила как трагикомедия с элементами гротеска.
Где трагическая судьба проявляет себя в нетрагической форме, где, с одной
стороны, есть борющийся человек, который устраняется, с другой – вместо
нравственной силы лежит трясина обстоятельств, затягивающая людей, того
не заслуживающих.
Гротескные преувеличения, балаганные шутки и неожиданные парадоксы
присущие трагикомедии, позволяют, изобразить не только настоящую
природу мира и человека, но и показать механизмы несправедливости.