Педагог беседует с детьми индивидуально или небольшими подгруппами: «Если бы ты встретил человека, который тебе понравился, с которым ты хотел бы подружиться, что бы ты рассказал ему о себе?»; «Расскажи про свои игрушки».
2 балла — может развернуто рассказать о себе (что любит и не любит, во что играет, с кем дружит, о чем мечтает) и своих игрушках (выделить любимую: описать ее, рассказать, откуда она появилась, почему ребенок ее любит, какие забавные или интересные события с ней происходили, в какие игры с ней ребенок играл и т.п.).
1 балл — может рассказать требуемое, опираясь на наводящие вопросы воспитателя.
0 баллов — не может рассказать о любимой игрушке даже после наводящих вопросов взрослого, только называет и описывает ее.
46. Понимает смысл загадок, умеет отгадывать загадки, построенные на описании предметов, явлений, их свойств, действий с ними
2 балла — правильно отгадывает загадки или правильно рассуждает, даже если не может угадать правильный ответ.
1 балл — отгадывает только знакомые загадки. Незнакомые может отгадывать только с помощью наводящих вопросов взрослого.
|
|
0 баллов — не умеет отгадывать загадки. Наводящие вопросы взрослого не помогают найти правильный ответ.
61. Имеет соответствующий возрасту словарный запас; называет предметы, их качества, свойства, действия (существительные, прилагательные, глаголы); правильно употребляет слова, обозначающие пространственные отношения, согласовывает существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируется на окончание слое; образовывает формы глаголов
2 балла — словарный запас достаточный, слова употребляются и согласуются правильно, возможны типичные для возраста ошибки.
1 балл — словарный запас достаточный, слова употребляются и согласуются в целом правильно, возможны ошибки, которые ребенок может исправить (самостоятельно или спросив у взрослого, как правильно), после того как взрослый обратил его внимание на неправильную форму слова, построение фразы или др.
0 баллов — словарный запас недостаточный, слова часто употребляются и согласуются неправильно, после того, как взрослый обратил его внимание на неправильную форму слова, построение фразы или др., ребенок не пытается исправлять ошибку, не выясняет, как правильно.
64. Составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта, описывает игрушки и предметы, используя разные типы высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения
В качестве диагностической ситуации можно предложить ребенку картинку, а можно использовать задание 44 (может рассказывать о себе и своих игрушках), только в этом случае оценивается не содержание текста, а наличие разных типов высказываний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения,
|
|
2 балла — рассказ связный, присутствуют разные типы высказываний.
1 балл — рассказ достаточно связный, но присутствуют не все типы высказываний.
0 баллов — рассказ не развернутый, присутствует в основном только описательная или только повествовательная речь, другие типы высказываний даже в ответ на наводящие вопросы взрослого («А вот расскажи, как это было», «Опиши, какой он был?», «А как ты думаешь?..» и т.п.) не используются.
66. Умеет пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных, отвечает на простые вопросы по тексту, может восстановить сюжет по картинкам
2 балла — в целом правильно пересказывает текст, отвечает на вопросы, восстанавливает сюжет по картинкам.
1 балл — в целом правильно пересказывает текст, отвечает на вопросы, восстанавливает сюжет по картинкам, но нужна помощь взрослого в виде наводящих вопросов, небольших подсказок.
0 баллов — не может пересказать даже знакомый текст, односложно отвечает на вопросы по тексту, не использует картинки как опору, чтобы восстановить последовательность событий в тексте.
67. Владеет интонационной выразительностью, говорит с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицательной), дикция достаточно четкая
2 балла — интонационная выразительность ярко выражена, дикция четкая (хотя отдельные звуки могут произноситься неправильно).
1 балл — интонационная выразительность речи проявляется не всегда (например, хуже в обычной речи, ярче — во время выступлений или игр), дикция не вполне четкая.
0 баллов — речь интонационно невыразительна в разных ситуациях, дикция нечеткая.
68. Имеет развитый речевой слух, может подобрать слова с определенным звуком, выделяет первый звук в слове
2 балла — правильно выделяет первый звук в слове и находит слова с определенным звуком.
1 балл — возможны ошибки при выполнении задания, но после того, как взрослый указывает на ошибку, может исправить ее сам или попросить помощь взрослого.
0 баллов — не может правильно выделить первый звук в слове и находить слова с определенным звуком. Помощь взрослого не принимает.
Анкета для родителей
1. Любознателен ли Ваш ребенок? Насколько часто «донимает» он Вас вопросами «Почему», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п. (очень часто, не часто, редко задает подобные вопросы)
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Отмечаются ли в Вашей семье семейные праздники? Какие? Как в них участвует Ваш ребенок?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Любит ли Ваш ребенок слушать сказки, музыку, рассматривать иллюстрации? Какие произведения предпочитает? Как долго способен их слушать?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Во время прогулок на природе проявляет ли ребенок эмоциональное отношение к растениям и животным (насекомым)? Выражает ли желание помочь? Каким образом?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. После чтения книг, просмотра фильмов, мультфильмов и пр. обсуждаете ли Вы с ребенком увиденное (прочитанное)? Кто выступает инициатором подобного общения? Нравятся ли ребенку подобные обсуждения?
|
|
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Всегда ли ребенок дома одевается и раздевается самостоятельно? В каких случаях Вы помогаете ему?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Как Ваш ребенок реагирует на знакомых и незнакомых сверстников и взрослых (пугается, идет на контакт, агрессивен, доброжелателен, осторожен или др.)? Как реагирует на радостные и печальные события в семье (бурно или тяжело переживает, остается внешне равнодушным, спокойным или др.)?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Показатели педагогического мониторинга развития детей старшего дошкольного возраста (к концу шестого года); старшая группа
Диагностический лист
Образовательная область | № п/п | Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности | ||
Социально- коммуникативное развитие | Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания | |||
1 | Чувствует переживания близких людей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. | |||
2 | Бережно относится к животным и растениям, проявляет желание участвовать в природоохранной деятельности (помочь птицам зимой, посадить растения, полить растение, покормить животное и т.п.), во время прогулок на территории детского сада любуется цветами, бабочками, первыми листочками и т.п., умеет слышать звуки природы. | |||
3 | Знает и соблюдает общепринятые нормы и правила поведения: в обществе, гигиенические, коммуникативные, правила поведения в природе, соблюдает элементарные правила поведения во время приема пищи, правила безопасности. Выполняет игровые правила. | |||
4 | Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих, отрицательно относится к нарушению общепринятых норм и правил поведения. | |||
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации | ||||
5 | Имеет представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей (посещения, телефонный звонок, переписка и т.д.). | |||
6 | Испытывает положительные эмоции от посещения детского сада, общения и игр с детьми, участия в праздниках, досугах, мероприятиях и т.п. | |||
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | ||||
7 | Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные ситуации. | |||
8 | Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью. | |||
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий | ||||
9 | Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования (оценивает физкультурный работник). | |||
10 | Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения. | |||
11 | Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже). | |||
12 | Способен сосредоточенно действовать не менее 15 минут. | |||
13 | Способен воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи. Умеет действовать по простому алгоритму или образцу, заданному взрослым. | |||
14 | Соотносит свои действия с заданными требованиями, корректирует свои действия в соответствии с планируемым результатом. | |||
15 | Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы. | |||
Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества | ||||
16 | Самостоятельно одевается и раздевается, правильно совершает процессы умывания и мытья рук, пользуется предметами личной гигиены. | |||
17 | Может рассказать о нескольких профессиях, о занятиях и профессиях членов семьи, о роли разных людей в жизни общества. | |||
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | ||||
18 | Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие. | |||
19 | Осторожен, осмотрителен с новыми вещами, знает, что нужно узнать о них, прежде чем начать пользоваться. | |||
20 | Применяет на практике некоторые навыки экологически безопасного поведения и ресурсосбережения, знает о существовании опасных (ядовитых) растений, животных, грибов. | |||
Познавательное
развитие | Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | |||
21 | Проявляет любознательность, познавательную активность, которая выражается в совершении множества пробных действий, интересе к экспериментированию, в вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п. | |||
22 | Испытывает чувства гордости и радости при «открытии» новых знаний. | |||
Формирование познавательных действий | ||||
23 | Решает интеллектуальные задачи с помощью наглядно-образных средств; способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, ориентироваться по плану. | |||
24 | Оценка по параметру 14 (Соотносит свои действия с заданными требованиями, корректирует свои действия в соответствии с планируемым результатом.) | |||
25 | Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого формулирует его причину; пытается поставить познавательную задачу. | |||
26 | Оценка по параметру ю (Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения.) | |||
27 | Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые позволили его достичь. | |||
28 | При экспериментировании применяет элементарные навыки исследовательской работы (обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты наблюдений, выделять сходство и отличия объектов, формулировать предположения и самостоятельно проводить простые «исследования»). | |||
Развитие воображения и творческой активности | ||||
29 | Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; пытается аргументировать свою точку зрения. | |||
30 | Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных), свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат. | |||
31 | Оценка по параметру 15 [Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы.] | |||
Формирование первичных представлений о себе, других людях, становление сознания | ||||
32 | Знает свое имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, адрес, номер телефона. | |||
33 | Называет членов семьи, их имена и отчества. Знает профессии и занятия членов семьи. | |||
34 | Оценка по параметру 17 (Может рассказать о нескольких профессиях, о занятиях и профессиях членов семьи, о роли разных людей в жизни общества.) | |||
35 | Перспективно оценивает себя на основе выделения собственных отдельных достоинств и некоторых перспектив развития; может рассказать о своих мечтах, увлечениях. | |||
36 | Понимает, что есть люди богатые и бедные, больные и здоровые, молодые и старые, умеющие делать одно, но не умеющие делать другое; все должны помогать друг другу, чтобы каждый чувствовал себя нужным. | |||
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) | ||||
37 | Может назвать некоторых животных и растения, прежде всего, своего ближайшего окружения, некоторые сезонные изменения в природе; начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа. | |||
38 | Умеет объяснять простейшие причинно-следственные связи, пытается рассуждать о последствиях при изменении тех или иных условий. | |||
39 | Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает. | |||
40 | Классифицирует предметы по различным свойствам; выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия предметов. | |||
41 | Умеет располагать цвета по интенсивности (5-9 цветов), по их порядку в радуге, создавать новые цвета, комбинируя их; различает 3-5 тонов цвета (лимонный, салатовый, малиновый, бордовый, сиреневый). | |||
42 | Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов. | |||
43 | Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, >, <, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда. | |||
44 | Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5. | |||
45 | Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти. | |||
46 | Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки. | |||
47 | Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентироваться на листе бумаги. | |||
48 | Умеет называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году. | |||
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира | ||||
49 | Может назвать свою страну, улицу, на которой живет, столицу России, президента; имеет представление о флаге, гербе, узнает мелодию гимна России. | |||
Речевое развитие | Владение речью как средством общения и культуры | |||
50 | Оценка по параметру 8 (Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью.) | |||
51 | Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает свое мнение, задает вопросы, используя различные формулировки; отвечает на вопросы развернутой фразой. | |||
52 | Оценка по параметру и [Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом).] | |||
Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи | ||||
53 | Владеет соответствующим возрасту словарным запасом; способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить грамматически согласованные сложные предложения разных типов (оценивает логопед). | |||
54 | Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст без помощи взрослого, а также самостоятельно составляет описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, по серии сюжетных картин, передает события из личного и коллективного опыта (оценивает логопед). | |||
55 | Оценка по параметру 7 (Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные ситуации.) | |||
Развитие речевого творчества | ||||
56 | Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услышанным, стремится участвовать в диалогах. | |||
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы | ||||
57 | Интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения. | |||
58 | Оценка по параметру 39 (Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.) | |||
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | ||||
59 | Имеет эмоционально окрашенную выразительную речь, использует неречевые средства выразительности (жесты, мимика). | |||
Художественно- эстетическое развитие | Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора | |||
60 | Оценка по параметру 57 (Интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения.) | |||
61 | Проявляет эмоциональный интерес к произведениям искусства, проявляет эстетические чувства, эмоции; понимает некоторые образные средства, используемые для передачи настроения в музыке, в художественной литературе, в изобразительном искусстве. | |||
62 | Оценка по параметру 39 (Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.) | |||
63 | Проявляет интерес к слушанию музыки в более сложных образах («Пастушок», «Маленький попрошайка»), способен к восприятию внепрограммной классической музыки продолжительностью 25-30 секунд (менуэт, лендлер, вальс). Имеет 2-3 любимых произведения, которые просит сыграть еще раз. (Оценивает музыкальный работник.) | |||
Формирование элементарных представлений о видах искусства | ||||
64 | Узнает разные виды искусства и отдельные жанры. | |||
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений | ||||
65 | Оценка по параметру 51 (Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает свое мнение, задает вопросы, используя различные формулировки; отвечает на вопросы развернутой фразой.) | |||
66 | Оценка по параметру 1 (Чувствует переживания близких людей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.) | |||
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) | ||||
67 | Самостоятельно создает выразительные образы различных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные признаки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение. | |||
68 | В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение. | |||
69 | Оценка по параметру 30 (Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных), свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат.) | |||
70 | Успешно применяет освоенные художественные способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваивает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж и др.) и различные изобразительно-выразительные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает, красоту и гармонию в окружающем мире. | |||
71 | Любит петь и делает это эмоционально и с удовольствием. Имеет сформированные базовые вокально-хоровые навыки: поет естественным голосом, четко артикулируя все слова, удерживает на дыхании небольшую фразу (до 6 с), передает интонации несложных мелодий, поет слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета. Начинает контролировать слухом собственное пение осознанно. (Оценивает музыкальный работник.) | |||
72 | Согласует движения с метроритмом и формой музыкального произведения; может выполнять перестроения в пространстве по показу взрослого, а также ориентируясь на схему танца. Начинает контролировать свое качество исполнения. (Оценивает музыкальный работник.) | |||
73 | Любит музицирование на инструментах, знает названия основных из них, имеет четкие навыки игры метрического пульса, простейших ритмов, остинатных ритмов с речевой поддержкой. Способен с помощью педагога озвучивать несложные стихи и сказки. Может сыграть небольшую свободную импровизацию на шумовом инструменте. Уверенно чувствует себя в шумовом оркестре. Может контролировать исполнение свое и других детей (правильно-неправильно). (Оценивает музыкальный работник.) | |||
Физическое развитие | Приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны) | |||
74 | Обнаруживает положительную динамику развития физических качеств и основных движений. | |||
75 | Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку. | |||
76 | Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние не менее 8о см, с разбега не менее юо см. | |||
77 | Умеет метать мяч и предметы на расстояние не менее 5 м удобной рукой, в вертикальную и горизонтальную цель с расстояния з м; отбивать мяч на месте не менее ю раз. | |||
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами | ||||
78 | Умеет играть в спортивные игры: городки, бадминтон, футбол, хоккей, баскетбол. | |||
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере | ||||
79 | Оценка по параметру 9 (Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования) (оценивает физкультурный работник). | |||
80 | Самостоятельно организует подвижные игры, придумывая разные варианты. | |||
Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.) | ||||
81 | Оценка по параметру 16 [Самостоятельно одевается и раздевается, правильно совершает процессы умывания и мытья рук, пользуется предметами личной гигиены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок).] | |||
82 | Оценка по параметру 18 (Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие.) |
Методика оценки
Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности (оценки проставляются в соответствующую Карту наблюдений, см. Приложение)
Методика оценки по пунктам, заполняемым воспитателем
Чувствует переживания близких людей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов
2балла — различает признаки эмоционального состояния другого человека, по собственной инициативе стремится помочь, утешить, порадовать; проявляет выраженные эмоции при чтении литературных произведений, просмотре фильмов, мультфильмов, выражает словами свое отношение к персонажам произведений.
1 балл — сам не стремится помочь, но может оказать помощь, пожалеть после прямой просьбы другого человека или при напоминании взрослого, не выражает эмоций при чтении литературных произведений или просмотре фильмов.
0 баллов — не проявляет сочувствия, сопереживания по отношению к другому человеку или персонажу произведений.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 4).
2. Бережно относится к животным и растениям, проявляет желание участвовать в природоохранной деятельности (помочь птицам зимой, посадить растения, полить растение, покормить животное и т.п.), во время прогулок на территории детского сада любуется цветами, бабочками, первыми листочками и т.п., умеет слышать звуки природы
2 балла — выражает самостоятельное желание помогать птицам зимой, покормить животное, ухаживать за растением; по собственной инициативе наблюдает за объектами природы, любуется ими, делится радостью с другими (показывает красивую бабочку, цветок и т.д,).
1 балл — обращает внимание на объекты природы только с. подачи взрослого, по предложению взрослого охотно участвует в природоохранной деятельности.
0 баллов — не проявляет бережливого отношения к природе, может проявлять жестокость, причинить вред.
3. Знает и соблюдает общепринятые нормы и правила поведения: в обществе, гигиенические, коммуникативные, правила поведения в природе, соблюдает элементарные правила поведения во время приема пищи, правила безопасности. Выполняет игровые правила
2 балла — самостоятельно выполняет различные правила, сам при необходимости корректирует свое поведение в соответствии с нормами.
1 балл — частично выполняет правила поведения; при напоминании или помощи взрослого может исправлять свое поведение в соответствии с правилами и нормами.
0 баллов — не выполняет общепринятых норм и правил поведения; напоминание или помощь воспитателя имеют кратковременный эффект.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 6).
4. Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих, отрицательно относится к нарушению общепринятых норм и правил поведения
2 балла — выносит в целом правильные оценки своим поступкам и поведению окружающих, может кратко аргументировать свои оценки с упоминанием норм; активно выражает свою отрицательную оценку при нарушении другими правил поведения.
1 балл — может оценить поступки других, но при этом не может объяснить свою позицию, при оценке собственных поступков необходима помощь взрослого.
0 баллов — не может правильно оценить свои поступки и поведение окружающих; к нарушению общепринятых норм равнодушен.
5. Имеет представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей (посещения, телефонный звонок, переписка и т.д.)
2 балла — самостоятельно, по просьбе взрослого может рассказать о семейных праздниках, своих родственниках и способах поддержания родственных связей (например: «К тете Маше мы в гости ездили, а бабушка нам звонила вчера» и т.п.).
1 балл — рассказывает о семейных праздниках, своих родственниках и пр,, но с ошибками или нужна помощь взрослого.
0 баллов — не может ничего рассказать в ответ на просьбу взрослого, отвечает «Не знаю» на наводящие вопросы.
6. Испытывает положительные эмоции от посещения детского сада, общения и игр с детьми, участия в праздниках, досугах, мероприятиях и т.п.
Педагог организует свободное рисование детей на тему «Я в детском саду», организует выставку рисунков, потом в течение последующей недели индивидуально беседует с детьми на тему детского сада (что нравится, что не нравится, что любишь в садике, что не любишь, что особенно запомнилось, о чем будешь вспоминать, когда уйдешь в школу и т.п.).
2 балла — рисунок ребенка яркий, оптимистичный; во время выставки он охотно показывает другим детям свой рисунок, рассказывает о нем, с интересом рассматривает работы других детей; во время последующей беседы выражает в целом положительное отношение к детскому садику, к детям, воспитателям и т.п.
1 балл — рисунок не обнаруживает каких-либо ярко выраженных проблем; во время выставки ребенок может не проявлять к ней особенного интереса; во время последующей беседы может обнаружиться двойственное отношение к садику (что-то нравится, что-то нет). Педагог может использовать полученную информацию для нормализации ситуации.
0 баллов — рисунок обнаруживает определенные психологические проблемы ребенка (преобладают темные цвета в сочетании с замалевываниями, перечеркиваниями и т.п.) или ребенок отказывается рисовать; к выставке никакого интереса не проявляет; во время последующей беседы обнаруживает негативное эмоциональное отношение к саду, нежелание сюда ходить или отказывается беседовать на эту тему. Педагог может использовать полученную информацию для нормализации ситуации.
7. Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные ситуации
2 балла — проявляет данные качества по собственной инициативе, без участия взрослого: использует считалки, предлагает компромиссы («сначала ты, потом я») и пр. Практически не конфликтует со сверстниками, или конфликты разрешаются без вмешательства взрослого.
1 балл — конфликтные ситуации предпочитает разрешать с помощью взрослого.
0 баллов — часто конфликтует со сверстниками, в спорных ситуациях может проявлять агрессивное поведение.
8. Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью
2 балла — самостоятельно, по собственной инициативе делится своими впечатлениями со взрослыми, не испытывает затруднений при обращении за
помощью к взрослому.
1 балл — может поделиться своими впечатлениями со взрослыми только при помощи направленных вопросов; принимает помощь, если она инициирована взрослым.
0 баллов — не может выразить свои впечатления, на направленные вопросы взрослого отвечает односложно «да»/«нет»; к общению не стремится.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 5).
9. Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования
См. Методику оценки по пунктам, заполняемым физкультурным работником.
10. Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения
Воспитатель наблюдает за детьми в процессе организованных образовательных ситуаций и во время свободной деятельности.
2 балла — при столкновении с затруднением пытается самостоятельно найти пути его преодоления; использует различные способы преодоления затруднения; проявляет настойчивость в достижении результата.
1 балл — при затруднениях пытается найти пути их преодоления, но быстро теряеттерпение, отчаивается, проявляет негативные эмоции или сразу обращается за прямой помощью к взрослому, не пытаясь самостоятельно преодолеть затруднения.
0 баллов — при затруднениях сразу же теряет интерес, прекращает выполнять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию, ломает предметы, игрушки.
При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с данными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 1).
11. Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)
2балла — правильно отражает в речи последовательность необходимых для достижения результата действий, самостоятельно описывает последовательность событий.
1 балл — при описании событий и перечислении необходимой для решения задачи последовательности действий необходима помощь взрослого.
0 баллов — не может отразить в речи последовательность событий или действий.
Если воспитатель затрудняется с оценкой по п.п. п, 29, 38, 28,14 на основании анализа наблюдений за повседневной деятельностью ребенка, то он может предложить детям следующую ситуацию.
Пример ситуации
Воспитатель предлагает детям сделать кораблик. Задает вопрос: «Что нужно для того, чтобы сделать кораблик?» Дети предлагают варианты. Оценивается параметр п. Дети, которые перечисляют правильно и самостоятельно последовательность действий (найти материал, из чего сделать, сделать палубу, мачту, парус, собрать все детали, скрепить и т.д.), получают по 11-му параметру 2 балла.
Воспитатель предоставляет в распоряжение детей различные материалы: кусочки пенопласта, ткани, дерева, кожи, пластика, пластиковые баночки, газеты, палочки, бумагу, картон, полиэтиленовые пакеты, скорлупу орехов, пластилин и т.д. Детям по очереди предлагается выбрать материал, который необходим, и объяснить свой выбор («Нужно взять такой материал, что плавает, нужно сделать парус из...»). В этой ситуации можно оценить параметр 29 (2 балла выставляется при правильной самостоятельной аргументации).
Дети, которые предлагают несколько возможных вариантов решения (сделать кораблик из пенопласта, дерева, скорлупки; для паруса взять листочек с дерева, бумагу, кусочек полиэтилена...) и аргументируют их, могут быть оценены по 29-му параметру в 2 балла. При затруднениях или если нужно уточнить оценку по данному параметру для конкретного ребенка, воспитатель задает наводящие вопросы (оценка, соответственно, снижается).
После того как основные «плавающие» и пригодные для паруса материалы, знакомые детям, будут перечислены (выбраны), воспитатель может задать вопрос: «А если бы у нас были только эти (оставшиеся) материалы, то как нам быть? Можно сделать палубу (парус) кораблика из?..» (предлагает оставшиеся материалы: железа, бумаги, пластмассы, кожи, фольги, картонной коробки...) В этой ситуации можно оценить параметр 38. Правильные ответы детей («Из бумаги нельзя, потому что он намокнет и быстро утонет», «Из железа не получится, потому что оно тяжелое» и т.д.) оцениваются в 2 балла.
Можно задать дополнительный вопрос для оценки параметра 28: «А если мы не знаем точно, будет ли плавать наш кораблик, если мы его сделаем из... как это узнать?» 2 балла получают дети, которые предлагают эксперимент с материалом и делают простые выводы: «Можно бросить в воду и увидеть, утонет или нет. Если не утонет, то можно сделать кораблик», «Надо выбрать самый легкий материал (предлагает простой способ), потому что легкий кораблик не утонет» и т.д.
После этого (можно в другой день, на следующем занятии) дети делают кораблики. В любой деятельности творческого характера хорошо прослеживаются коммуникативные умения ребенка (умение общаться, взаимодействовать, обращаться с просьбой о помощи), умение в течение определенного времени сосредоточенно работать, умение действовать в ситуациях возникновения затруднения, умение фиксировать достижение результата и т.д. Поэтому в ситуации изготовления корабликов, наблюдая за ребенком, можно оценивать параметры 56, 22, 7, 8,12, 25, 10 (см. оценку по каждому параметру), а также дополнительные параметры 27, 54.
Пример ситуации
В конце года для оценки по вышеназванным параметрам воспитатель может предложить другую ситуацию. Например, выбор подходящих материалов и изготовление из доступных подручных материалов плаща или другого средства защиты от дождя. Оценка по параметрам производится аналогично первой ситуации, в соответствии с критериями выставления баллов.
12. Способен сосредоточенно действовать не менее 15 минут
2 балла — в течение указанного времени или дольше действует целенаправленно, самостоятельно, не отвлекаясь.
1 балл — выполняя задание в течение указанного времени, может несколько раз отвлекаться, но после этого самостоятельно возвращается к выполнению задания.
0 баллов — быстро отвлекается, теряет интерес практически к любому заданию, после уже не возвращается к нему, не способен удерживать внимание на каком-либо одном занятии в течение 15 минут.
13. Способен воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи. Умеет действовать по простому алгоритму или образцу, заданному взрослым
Например, воспитатель ставит перед небольшой подгруппой детей мисочку и непрозрачный стаканчик, заполненные одинаковыми бусинами (количество бусин в каждой емкости должно быть не менее 20), и спрашивает, как определить, где больше бусин. Дети могут предложить посчитать, но это невозможно, т.к. таким счетом они еще не владеют. Выстраивать их парами, чтобы сравнить по количеству, тоже не получится, т.к. бусины одинаковые, могут перепутаться, кроме того, бусины катятся. Воспитатель дает детям прозрачный цилиндр-стакан и инструкцию: «Вы можете пересыпать сюда бусины из одного стакана и сделать отметку, сколько места они занимают, а потом сделать то же самое с бусинами из мисочки и посмотреть, их больше или меньше».
Можно предложить любое другое задание, важно, чтобы в нем содержалась некоторая задача, которую дети самостоятельно выполнить не могут, и воспитатель формулировал бы им алгоритм выполнения задания, содержащий не более з разных (неповторяющихся) шагов.
2 балла — самостоятельно, правильно, без ошибок выполняет последовательность действий, которые (устно или путем показа) требует от него взрослый.
1 балл — не может запомнить всю инструкцию, после выполнения нескольких действий требуется напоминание: для безошибочного выполнения требуется помощь взрослого.
0 баллов — при восприятии и исполнении последовательности действий требуется постоянный контроль со стороны взрослого.
14. Соотносит свои действия с заданными требованиями, корректирует свои действия в соответствии с планируемым результатом
Воспитатель наблюдает за детьми в процессе различных образовательных ситуаций.
2 балла — ребенок самостоятельно корректирует свои действия в процессе работы в соответствии с планируемым результатом.
1 балл — корректирует свои действия в процессе работы только при напоминании взрослого.
0 баллов — не корректирует свои действия даже после указания воспитателем на ошибку, делает «как получится».
15. Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы
2 балла — создает предметную среду своей игры с помощью любых средств з соответствии с собственными замыслами.
1 балл — создает предметную среду своей игры только в случае помощи взрослого или вместе с играющими сверстниками. Самостоятельно чаще обыгрывает уже имеющуюся предметную среду.
0 баллов — практически не участвует в создании предметной среды своей игры, т.к. игры носят манипулятивный или агрессивный характер, нередко ломает чужие сооружения, при совместных играх с воспитателем плохо включается в совместную деятельность по созданию игровой среды.
16. Самостоятельно одевается и раздевается, правильно совершает процессы умывания и мытья рук, пользуется предметами личной гигиены
2 балла — действует самостоятельно, не нуждается в руководстве взрослого.
1 балл — действует при напоминании, необходима незначительная помощь взрослого.
0 баллов — выполняет гигиенические процедуры только при существенной помощи или стимуляции взрослого.
17. Может рассказать о нескольких профессиях, о занятиях и профессиях членов семьи, о роли разных людей в жизни общества
2балла — может назвать ряд профессий и рассказать, зачем они нужны.
1 балл — сообщает информацию с ошибками, неточностями или в ответ на наводящие вопросы взрослого.
0 баллов — не может сообщить требуемую информацию.
18. Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие
2 балла — самостоятельно, по собственной инициативе может привлечь внимание взрослого в случае незначительного ушиба, травмы или недомогания, обратиться за помощью к взрослому, может адекватно отвечать на вопросы о своем самочувствии.
1 балл — может охарактеризовать свое самочувствие только при помощи направленных вопросов взрослого; на направленные вопросы отвечает односложно «да»/' «нет»; принимает помощь, если она инициирована взрослым.
0 баллов — не может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, за помощью не обращается.