Может рассказывать о себе и своих игрушках

Педагог беседует с детьми индивидуально или небольшими подгруппами: «Если бы ты встретил человека, который тебе понравился, с которым ты хотел бы подружиться, что бы ты рассказал ему о себе?»; «Расскажи про свои игрушки».

2 балла — может развернуто рассказать о себе (что любит и не любит, во что играет, с кем дружит, о чем мечтает) и своих игрушках (выделить люби­мую: описать ее, рассказать, откуда она появилась, почему ребенок ее лю­бит, какие забавные или интересные события с ней происходили, в какие игры с ней ребенок играл и т.п.).

1 балл — может рассказать требуемое, опираясь на наводящие вопросы воспитателя.

0 баллов — не может рассказать о любимой игрушке даже после наводя­щих вопросов взрослого, только называет и описывает ее.

46. Понимает смысл загадок, умеет отгадывать загадки, построен­ные на описании предметов, явлений, их свойств, действий с ними

2 балла — правильно отгадывает загадки или правильно рассуждает, даже если не может угадать правильный ответ.

1 балл — отгадывает только знакомые загадки. Незнакомые может отгады­вать только с помощью наводящих вопросов взрослого.

0 баллов — не умеет отгадывать загадки. Наводящие вопросы взрослого не помогают найти правильный ответ.

61.   Имеет соответствующий возрасту словарный запас; называет предметы, их качества, свойства, действия (существительные, прилагательные, глаголы); правильно употребляет слова, обозна­чающие пространственные отношения, согласовывает существи­тельные и прилагательные в роде, числе и падеже, ориентируется на окончание слое; образовывает формы глаголов

2 балла — словарный запас достаточный, слова употребляются и согласу­ются правильно, возможны типичные для возраста ошибки.

1 балл — словарный запас достаточный, слова употребляются и согласуют­ся в целом правильно, возможны ошибки, которые ребенок может исправить (самостоятельно или спросив у взрослого, как правильно), после того как взрослый обратил его внимание на неправильную форму слова, построение фразы или др.

0 баллов — словарный запас недостаточный, слова часто употребляются и согласуются неправильно, после того, как взрослый обратил его внимание на неправильную форму слова, построение фразы или др., ребенок не пытается исправлять ошибку, не выясняет, как правильно.

64.  Составляет небольшие рассказы по картине или из личного опыта, описывает игрушки и предметы, используя разные типы высказыва­ний: описание, повествование и некоторые компоненты рассуждения

В качестве диагностической ситуации можно предложить ребенку картин­ку, а можно использовать задание 44 (может рассказывать о себе и своих игрушках), только в этом случае оценивается не содержание текста, а нали­чие разных типов высказываний: описание, повествование и некоторые ком­поненты рассуждения,

2 балла — рассказ связный, присутствуют разные типы высказываний.

1 балл — рассказ достаточно связный, но присутствуют не все типы выска­зываний.

0 баллов — рассказ не развернутый, присутствует в основном только описа­тельная или только повествовательная речь, другие типы высказываний даже в ответ на наводящие вопросы взрослого («А вот расскажи, как это было», «Опи­ши, какой он был?», «А как ты думаешь?..» и т.п.) не используются.

66.   Умеет пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прочитанных, отвечает на про­стые вопросы по тексту, может восстановить сюжет по картин­кам

2 балла — в целом правильно пересказывает текст, отвечает на вопросы, восстанавливает сюжет по картинкам.

1 балл — в целом правильно пересказывает текст, отвечает на вопросы, восстанавливает сюжет по картинкам, но нужна помощь взрослого в виде на­водящих вопросов, небольших подсказок.

0 баллов — не может пересказать даже знакомый текст, односложно отве­чает на вопросы по тексту, не использует картинки как опору, чтобы восста­новить последовательность событий в тексте.

67.  Владеет интонационной выразительностью, говорит с разными интонациями (повествовательной, вопросительной, восклицатель­ной), дикция достаточно четкая

2 балла — интонационная выразительность ярко выражена, дикция четкая (хотя отдельные звуки могут произноситься неправильно).

1 балл — интонационная выразительность речи проявляется не всегда (на­пример, хуже в обычной речи, ярче — во время выступлений или игр), дикция не вполне четкая.

0 баллов — речь интонационно невыразительна в разных ситуациях, дик­ция нечеткая.

68. Имеет развитый речевой слух, может подобрать слова с опреде­ленным звуком, выделяет первый звук в слове

2 балла — правильно выделяет первый звук в слове и находит слова с определенным звуком.

1 балл — возможны ошибки при выполнении задания, но после того, как взрослый указывает на ошибку, может исправить ее сам или попросить по­мощь взрослого.

0 баллов — не может правильно выделить первый звук в слове и находить слова с определенным звуком. Помощь взрослого не принимает.

Анкета для родителей

1. Любознателен ли Ваш ребенок? Насколько часто «донимает» он Вас во­просами «Почему», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п. (очень часто, не часто, редко задает подобные вопросы)

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отмечаются ли в Вашей семье семейные праздники? Какие? Как в них участвует Ваш ребенок?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. Любит ли Ваш ребенок слушать сказки, музыку, рассматривать иллю­страции? Какие произведения предпочитает? Как долго способен их слушать?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

4. Во время прогулок на природе проявляет ли ребенок эмоциональное отношение к растениям и животным (насекомым)? Выражает ли желание по­мочь? Каким образом?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. После чтения книг, просмотра фильмов, мультфильмов и пр. обсуждае­те ли Вы с ребенком увиденное (прочитанное)? Кто выступает инициатором подобного общения? Нравятся ли ребенку подобные обсуждения?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. Всегда ли ребенок дома одевается и раздевается самостоятельно? В ка­ких случаях Вы помогаете ему?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

7. Как Ваш ребенок реагирует на знакомых и незнакомых сверстников и взрослых (пугается, идет на контакт, агрессивен, доброжелателен, осторожен или др.)? Как реагирует на радостные и печальные события в семье (бурно или тяжело переживает, остается внешне равнодушным, спокойным или др.)?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Показатели педагогического мониторинга развития детей старшего дошкольного возраста (к концу шестого года); старшая группа

Диагностический лист

Образовательная область № п/п Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности

Социально- коммуникатив­ное развитие

  Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; разви­тие социального и эмоционального интеллекта, эмоци­ональной отзывчивости, сопереживания
1 Чувствует переживания близких людей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопере­живает персонажам сказок, историй, рассказов.
2 Бережно относится к животным и растениям, прояв­ляет желание участвовать в природоохранной дея­тельности (помочь птицам зимой, посадить растения, полить растение, покормить животное и т.п.), во время прогулок на территории детского сада любует­ся цветами, бабочками, первыми листочками и т.п., умеет слышать звуки природы.
3 Знает и соблюдает общепринятые нормы и правила поведения: в обществе, гигиенические, коммуника­тивные, правила поведения в природе, соблюдает элементарные правила поведения во время приема пищи, правила безопасности. Выполняет игровые правила.
4 Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих, отрицательно от­носится к нарушению общепринятых норм и правил поведения.
  Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации
5 Имеет представления о семейных праздниках, род­ственных отношениях и способах поддержания род­ственных связей (посещения, телефонный звонок, переписка и т.д.).
6 Испытывает положительные эмоции от посещения детского сада, общения и игр с детьми, участия в праздниках, досугах, мероприятиях и т.п.
  Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
7 Умеет договариваться со сверстниками, обменивать­ся предметами, распределять действия при сотруд­ничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные ситуации.
8 Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обра­титься к взрослому за помощью.
  Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
9 Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами соревнования (оценивает физкультур­ный работник).
10 Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затруднения, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодо­ления затруднения.
11 Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сде­лать сначала, а что потом), а также описывать после­довательность различных событий: что было раньше (сначала), что потом (позже).
12 Способен сосредоточенно действовать не менее 15 минут.
13 Способен воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи. Умеет действовать по простому алгоритму или образцу, заданному взрослым.
14 Соотносит свои действия с заданными требованиями, корректирует свои действия в соответствии с плани­руемым результатом.
15 Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструк­торы, модули, любые подручные средства или поде­лочные материалы.
  Формирование позитивных установок к различ­ным видам труда и творчества
16 Самостоятельно одевается и раздевается, правильно совершает процессы умывания и мытья рук, пользу­ется предметами личной гигиены.
17 Может рассказать о нескольких профессиях, о за­нятиях и профессиях членов семьи, о роли разных людей в жизни общества.
  Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
18 Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризо­вать свое самочувствие.
19 Осторожен, осмотрителен с новыми вещами, знает, что нужно узнать о них, прежде чем начать пользо­ваться.
20 Применяет на практике некоторые навыки экологи­чески безопасного поведения и ресурсосбережения, знает о существовании опасных (ядовитых) растений, животных, грибов.

Познавательное

развитие

  Развитие интересов детей, любознательности и позна­вательной мотивации
21 Проявляет любознательность, познавательную актив­ность, которая выражается в совершении множества пробных действий, интересе к экспериментиро­ванию, в вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п.
22 Испытывает чувства гордости и радости при «откры­тии» новых знаний.
  Формирование познавательных действий
23 Решает интеллектуальные задачи с помощью на­глядно-образных средств; способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, ориентироваться по плану.
24 Оценка по параметру 14 (Соотносит свои действия с заданными требованиями, корректирует свои дей­ствия в соответствии с планируемым результатом.)
25 Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого формулирует его причину; пытается поставить позна­вательную задачу.
26 Оценка по параметру ю (Стремится самостоятель­но преодолевать ситуации затруднения, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения.)
27 Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые позволили его достичь.
28 При экспериментировании применяет элементарные навыки исследовательской работы (обобщать, ана­лизировать, делать выводы, сопоставлять результаты наблюдений, выделять сходство и отличия объектов, формулировать предположения и самостоятельно проводить простые «исследования»).
  Развитие воображения и творческой активности
29 Предлагает различные варианты решения проблем­но-познавательных задач; пытается аргументировать свою точку зрения.
30 Самостоятельно создает конструкции из разнообраз­ных по форме, величине, материалу и фактуре стро­ительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных), свободно со­четая и адекватно взаимозаменяя их в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анали­зирует результат.
31 Оценка по параметру 15 [Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответ­ствии с собственными замыслами, используя для это­го игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы.]
  Формирование первичных представлений о себе, дру­гих людях, становление сознания
32 Знает свое имя (полное и краткое), фамилию, пол, возраст, дату рождения, адрес, номер телефона.
33 Называет членов семьи, их имена и отчества. Знает профессии и занятия членов семьи.
34 Оценка по параметру 17 (Может рассказать о не­скольких профессиях, о занятиях и профессиях чле­нов семьи, о роли разных людей в жизни общества.)
35 Перспективно оценивает себя на основе выделения собственных отдельных достоинств и некоторых пер­спектив развития; может рассказать о своих мечтах, увлечениях.
36 Понимает, что есть люди богатые и бедные, больные и здоровые, молодые и старые, умеющие делать одно, но не умеющие делать другое; все должны помогать друг другу, чтобы каждый чувствовал себя нужным.
  Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объек­тов окружающего мира (форме, цвете, размере, матери­але, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
37 Может назвать некоторых животных и растения, прежде всего, своего ближайшего окружения, не­которые сезонные изменения в природе; начинает осознавать, что от его действий могут зависеть другие живые существа.
38 Умеет объяснять простейшие причинно-следственные связи, пытается рассуждать о последствиях при изме­нении тех или иных условий.
39 Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия по­ступков героев, правильно их оценивает.
40 Классифицирует предметы по различным свойствам; выделяет и выражает в речи признаки сходства и различия предметов.
41 Умеет располагать цвета по интенсивности (5-9 цве­тов), по их порядку в радуге, создавать новые цвета, комбинируя их; различает 3-5 тонов цвета (лимон­ный, салатовый, малиновый, бордовый, сиреневый).  
42 Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел 1-10 с количеством предметов.
43 Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении пользовать­ся знаками =, ≠, >, <, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда.
44 Умеет складывать и вычитать, опираясь на нагляд­ность, числа в пределах 5.
45 Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти.
46 Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость результата измерения величин от величины мерки.
47 Умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека, умеет ориентиро­ваться на листе бумаги.
48 Умеет называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.
  Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира
49 Может назвать свою страну, улицу, на которой живет, столицу России, президента; имеет представление о флаге, гербе, узнает мелодию гимна России.

Речевое развитие

  Владение речью как средством общения и культуры
50 Оценка по параметру 8 (Делится своими впечатлени­ями с воспитателями и родителями; в случае необхо­димости может обратиться к взрослому за помощью.)
51 Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает свое мнение, задает во­просы, используя различные формулировки; отвеча­ет на вопросы развернутой фразой.
52 Оценка по параметру и [Умеет отражать в речи не­обходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что потом), а также описывать последовательность различных со­бытий: что было раньше (сначала), что позже (потом).]
  Обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологи­ческой речи
53 Владеет соответствующим возрасту словарным за­пасом; способен употреблять слова, наиболее точно подходящие к ситуации, способен строить граммати­чески согласованные сложные предложения разных типов (оценивает логопед).
54 Умеет связно, последовательно и выразительно пересказывать текст без помощи взрослого, а также самостоятельно составляет описательный или пове­ствовательный рассказ по содержанию картины, по серии сюжетных картин, передает события из лично­го и коллективного опыта (оценивает логопед).
55 Оценка по параметру 7 (Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предметами, распре­делять действия при сотрудничестве, роли в игре, стремится конструктивно с помощью речи решать спорные ситуации.)
  Развитие речевого творчества
56 Уточняет значения новых слов, интересуется играми со словом, проявляет «словотворчество», способен к элементарному сочинительству по аналогии с услы­шанным, стремится участвовать в диалогах.
  Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
57 Интересуется литературными произведениями раз­ных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в про­цессе общения.
58 Оценка по параметру 39 (Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.)
  Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
59 Имеет эмоционально окрашенную выразительную речь, использует неречевые средства выразительно­сти (жесты, мимика).

Художественно­-

эстетическое

развитие

  Развитие предпосылок ценностно-смыслового воспри­ятия и понимания произведений искусства (словесно­го, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; восприятие музыки, художественной литерату­ры, фольклора
60 Оценка по параметру 57 (Интересуется литератур­ными произведениями разных жанров, природными объектами и явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения.)
61 Проявляет эмоциональный интерес к произведениям искусства, проявляет эстетические чувства, эмоции; понимает некоторые образные средства, использу­емые для передачи настроения в музыке, в художе­ственной литературе, в изобразительном искусстве.
62 Оценка по параметру 39 (Умеет находить сходство и отличия художественных произведений; понимает причины и следствия поступков героев, правильно их оценивает.)
63 Проявляет интерес к слушанию музыки в более сложных образах («Пастушок», «Маленький попро­шайка»), способен к восприятию внепрограммной классической музыки продолжительностью 25-30 секунд (менуэт, лендлер, вальс). Имеет 2-3 любимых произведения, которые просит сыграть еще раз. (Оценивает музыкальный работник.)
  Формирование элементарных представлений о видах искусства
64 Узнает разные виды искусства и отдельные жанры.
  Стимулирование сопереживания персонажам художе­ственных произведений
65 Оценка по параметру 51 (Участвует в обсуждениях по поводу прочитанного произведения, высказывает свое мнение, задает вопросы, используя различные формулировки; отвечает на вопросы развернутой фразой.)
66 Оценка по параметру 1 (Чувствует переживания близких людей, понимает эмоциональные состоя­ния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.)
  Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
67 Самостоятельно создает выразительные образы раз­личных объектов и явлений окружающего мира на основе сформированных представлений о них, при этом старается передать не только основные призна­ки (форму, цвет, пропорции, фактуру) изображаемых объектов, но и различные взаимосвязи между ними, а также свое личное отношение.
68 В разных видах изобразительной деятельности стремится к воплощению развернутых сюжетов; в декоративно-оформительской деятельности создает изделия, гармонично сочетающие форму, декор и назначение.
69 Оценка по параметру 30 (Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и нео­формленных), свободно сочетая и адекватно взаимо­заменяя их в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно плани­рует работу и анализирует результат.)
70 Успешно применяет освоенные художественные способы, свободно сочетает их для реализации своих творческих замыслов; по своей инициативе осваи­вает новые техники (монотипия, коллаж, мозаика, граттаж и др.) и различные изобразительно-вырази­тельные средства; интересуется изобразительным и декоративно-прикладным искусством; замечает, красоту и гармонию в окружающем мире.
71 Любит петь и делает это эмоционально и с удоволь­ствием. Имеет сформированные базовые вокаль­но-хоровые навыки: поет естественным голосом, четко артикулируя все слова, удерживает на дыха­нии небольшую фразу (до 6 с), передает интонации несложных мелодий, поет слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение каждого куплета. Начинает контролировать слухом собственное пение осознанно. (Оценивает музыкальный работник.)
72 Согласует движения с метроритмом и формой музы­кального произведения; может выполнять перестрое­ния в пространстве по показу взрослого, а также ори­ентируясь на схему танца. Начинает контролировать свое качество исполнения. (Оценивает музыкальный работник.)
73 Любит музицирование на инструментах, знает назва­ния основных из них, имеет четкие навыки игры ме­трического пульса, простейших ритмов, остинатных ритмов с речевой поддержкой. Способен с помощью педагога озвучивать несложные стихи и сказки. Может сыграть небольшую свободную импровизацию на шумовом инструменте. Уверенно чувствует себя в шумовом оркестре. Может контролировать исполне­ние свое и других детей (правильно-неправильно). (Оценивает музыкальный работник.)
Физическое развитие   Приобретение опыта в следующих видах деятель­ности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опор­но-двигательной системы организма, развитию равно­весия, координации движения, крупной и мелкой мото­рики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны)
  74 Обнаруживает положительную динамику развития физических качеств и основных движений.
  75 Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку.
  76 Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное ме­сто, прыгать в длину с места на расстояние не менее 8о см, с разбега не менее юо см.
  77 Умеет метать мяч и предметы на расстояние не менее 5 м удобной рукой, в вертикальную и горизонталь­ную цель с расстояния з м; отбивать мяч на месте не менее ю раз.
    Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с прави­лами
  78 Умеет играть в спортивные игры: городки, бадмин­тон, футбол, хоккей, баскетбол.
    Становление целенаправленности и саморегуля­ции в двигательной сфере
  79 Оценка по параметру 9 (Проявляет желание участво­вать в подвижных играх с элементами соревнования) (оценивает физкультурный работник).
  80 Самостоятельно организует подвижные игры, приду­мывая разные варианты.
    Становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)
  81 Оценка по параметру 16 [Самостоятельно одевается и раздевается, правильно совершает процессы умыва­ния и мытья рук, пользуется предметами личной гиги­ены (мыло, расческа, полотенце, носовой платок).]
  82 Оценка по параметру 18 (Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недомогания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие.)

 

 



Методика оценки

Проявления достижений ребенка в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности (оценки проставляются в соответствующую Карту наблюдений, см. Приложение)

 

Методика оценки по пунктам, заполняемым воспитателем

Чувствует переживания близких людей, понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим, сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

2балла — различает признаки эмоционального состояния другого чело­века, по собственной инициативе стремится помочь, утешить, порадовать; проявляет выраженные эмоции при чтении литературных произведений, просмотре фильмов, мультфильмов, выражает словами свое отношение к персонажам произведений.

1 балл — сам не стремится помочь, но может оказать помощь, пожалеть после прямой просьбы другого человека или при напоминании взрослого, не выражает эмоций при чтении литературных произведений или просмотре фильмов.

0 баллов — не проявляет сочувствия, сопереживания по отношению к другому человеку или персонажу произведений.

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 4).

2. Бережно относится к животным и растениям, проявляет жела­ние участвовать в природоохранной деятельности (помочь птицам зимой, посадить растения, полить растение, покормить животное и т.п.), во время прогулок на территории детского сада любуется цветами, бабочками, первыми листочками и т.п., умеет слышать звуки природы

2 балла — выражает самостоятельное желание помогать птицам зимой, покормить животное, ухаживать за растением; по собственной инициативе наблюдает за объектами природы, любуется ими, делится радостью с други­ми (показывает красивую бабочку, цветок и т.д,).

1 балл — обращает внимание на объекты природы только с. подачи взрос­лого, по предложению взрослого охотно участвует в природоохранной дея­тельности.

0 баллов — не проявляет бережливого отношения к природе, может про­являть жестокость, причинить вред.

3. Знает и соблюдает общепринятые нормы и правила поведения: в обществе, гигиенические, коммуникативные, правила поведения в природе, соблюдает элементарные правила поведения во время при­ема пищи, правила безопасности. Выполняет игровые правила

2 балла — самостоятельно выполняет различные правила, сам при необ­ходимости корректирует свое поведение в соответствии с нормами.

1 балл — частично выполняет правила поведения; при напоминании или помощи взрослого может исправлять свое поведение в соответствии с пра­вилами и нормами.

0 баллов — не выполняет общепринятых норм и правил поведения; напо­минание или помощь воспитателя имеют кратковременный эффект.

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 6).

4. Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, по­ступки окружающих, отрицательно относится к нарушению обще­принятых норм и правил поведения

2 балла — выносит в целом правильные оценки своим поступкам и пове­дению окружающих, может кратко аргументировать свои оценки с упомина­нием норм; активно выражает свою отрицательную оценку при нарушении другими правил поведения.

1 балл — может оценить поступки других, но при этом не может объяс­нить свою позицию, при оценке собственных поступков необходима помощь взрослого.

0 баллов — не может правильно оценить свои поступки и поведение окружающих; к нарушению общепринятых норм равнодушен.

5. Имеет представления о семейных праздниках, родственных от­ношениях и способах поддержания родственных связей (посещения, телефонный звонок, переписка и т.д.)

2 балла — самостоятельно, по просьбе взрослого может рассказать о семейных праздниках, своих родственниках и способах поддержания род­ственных связей (например: «К тете Маше мы в гости ездили, а бабушка нам звонила вчера» и т.п.).

1 балл — рассказывает о семейных праздниках, своих родственниках и пр,, но с ошибками или нужна помощь взрослого.

0 баллов — не может ничего рассказать в ответ на просьбу взрослого, от­вечает «Не знаю» на наводящие вопросы.

6. Испытывает положительные эмоции от посещения детского сада, общения и игр с детьми, участия в праздниках, досугах, меро­приятиях и т.п.

Педагог организует свободное рисование детей на тему «Я в детском саду», организует выставку рисунков, потом в течение последующей недели индивидуально беседует с детьми на тему детского сада (что нравится, что не нравится, что любишь в садике, что не любишь, что особенно запомнилось, о чем будешь вспоминать, когда уйдешь в школу и т.п.).

2 балла — рисунок ребенка яркий, оптимистичный; во время выставки он охотно показывает другим детям свой рисунок, рассказывает о нем, с инте­ресом рассматривает работы других детей; во время последующей беседы выражает в целом положительное отношение к детскому садику, к детям, вос­питателям и т.п.

1 балл — рисунок не обнаруживает каких-либо ярко выраженных проблем; во время выставки ребенок может не проявлять к ней особенного интереса; во время последующей беседы может обнаружиться двойственное отноше­ние к садику (что-то нравится, что-то нет). Педагог может использовать полу­ченную информацию для нормализации ситуации.

0 баллов — рисунок обнаруживает определенные психологические про­блемы ребенка (преобладают темные цвета в сочетании с замалевываниями, перечеркиваниями и т.п.) или ребенок отказывается рисовать; к выставке никакого интереса не проявляет; во время последующей беседы обнаружи­вает негативное эмоциональное отношение к саду, нежелание сюда ходить или отказывается беседовать на эту тему. Педагог может использовать полу­ченную информацию для нормализации ситуации.

7. Умеет договариваться со сверстниками, обмениваться предмета­ми, распределять действия при сотрудничестве, роли в игре, стре­мится конструктивно с помощью речи решать спорные ситуации

2 балла — проявляет данные качества по собственной инициативе, без участия взрослого: использует считалки, предлагает компромиссы («сначала ты, потом я») и пр. Практически не конфликтует со сверстниками, или конфликты разрешаются без вмешательства взрослого.

1 балл — конфликтные ситуации предпочитает разрешать с помощью взрослого.

0 баллов — часто конфликтует со сверстниками, в спорных ситуациях мо­жет проявлять агрессивное поведение.

8. Делится своими впечатлениями с воспитателями и родителями; в случае необходимости может обратиться к взрослому за помо­щью

2 балла — самостоятельно, по собственной инициативе делится своими впечатлениями со взрослыми, не испытывает затруднений при обращении за

помощью к взрослому.

1 балл — может поделиться своими впечатлениями со взрослыми только при помощи направленных вопросов; принимает помощь, если она иниции­рована взрослым.

0 баллов — не может выразить свои впечатления, на направленные вопросы взрослого отвечает односложно «да»/«нет»; к общению не стре­мится.

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 5).

9. Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элемента­ми соревнования

См. Методику оценки по пунктам, заполняемым физкультурным работни­ком.

10. Стремится самостоятельно преодолевать ситуации затрудне­ния, сохраняя позитивный настрой. Знает и пытается использовать различные способы преодоления затруднения

Воспитатель наблюдает за детьми в процессе организованных образова­тельных ситуаций и во время свободной деятельности.

2 балла — при столкновении с затруднением пытается самостоятельно найти пути его преодоления; использует различные способы преодоления за­труднения; проявляет настойчивость в достижении результата.

1 балл — при затруднениях пытается найти пути их преодоления, но быстро теряеттерпение, отчаивается, проявляет негативные эмоции или сразу обра­щается за прямой помощью к взрослому, не пытаясь самостоятельно преодо­леть затруднения.

0 баллов — при затруднениях сразу же теряет интерес, прекращает выпол­нять действие и не возвращается к нему либо проявляет агрессию, ломает предметы, игрушки.

При ответе на этот вопрос воспитатель соотносит свои наблюдения с дан­ными анкетирования родителей (см. Анкета для родителей, п. 1).

11. Умеет отражать в речи необходимую для решения задачи последовательность действий (что нужно сделать сначала, а что по­том), а также описывать последовательность различных событий: что было раньше (сначала), что позже (потом)

2балла — правильно отражает в речи последовательность необходимых для достижения результата действий, самостоятельно описывает последова­тельность событий.

1 балл — при описании событий и перечислении необходимой для реше­ния задачи последовательности действий необходима помощь взрослого.

0 баллов — не может отразить в речи последовательность событий или действий.

Если воспитатель затрудняется с оценкой по п.п. п, 29, 38, 28,14 на осно­вании анализа наблюдений за повседневной деятельностью ребенка, то он может предложить детям следующую ситуацию.

Пример ситуации

Воспитатель предлагает детям сделать кораблик. Задает вопрос: «Что нуж­но для того, чтобы сделать кораблик?» Дети предлагают варианты. Оценива­ется параметр п. Дети, которые перечисляют правильно и самостоятельно последовательность действий (найти материал, из чего сделать, сделать па­лубу, мачту, парус, собрать все детали, скрепить и т.д.), получают по 11-му параметру 2 балла.

Воспитатель предоставляет в распоряжение детей различные материалы: кусочки пенопласта, ткани, дерева, кожи, пластика, пластиковые баночки, газеты, палочки, бумагу, картон, полиэтиленовые пакеты, скорлупу орехов, пластилин и т.д. Детям по очереди предлагается выбрать материал, который необходим, и объяснить свой выбор («Нужно взять такой материал, что пла­вает, нужно сделать парус из...»). В этой ситуации можно оценить параметр 29 (2 балла выставляется при правильной самостоятельной аргументации).

Дети, которые предлагают несколько возможных вариантов решения (сде­лать кораблик из пенопласта, дерева, скорлупки; для паруса взять листочек с дерева, бумагу, кусочек полиэтилена...) и аргументируют их, могут быть оце­нены по 29-му параметру в 2 балла. При затруднениях или если нужно уточ­нить оценку по данному параметру для конкретного ребенка, воспитатель задает наводящие вопросы (оценка, соответственно, снижается).

После того как основные «плавающие» и пригодные для паруса матери­алы, знакомые детям, будут перечислены (выбраны), воспитатель может за­дать вопрос: «А если бы у нас были только эти (оставшиеся) материалы, то как нам быть? Можно сделать палубу (парус) кораблика из?..» (предлагает оставшиеся материалы: железа, бумаги, пластмассы, кожи, фольги, картон­ной коробки...) В этой ситуации можно оценить параметр 38. Правильные ответы детей («Из бумаги нельзя, потому что он намокнет и быстро утонет», «Из железа не получится, потому что оно тяжелое» и т.д.) оцениваются в 2 балла.

Можно задать дополнительный вопрос для оценки параметра 28: «А если мы не знаем точно, будет ли плавать наш кораблик, если мы его сделаем из... как это узнать?» 2 балла получают дети, которые предлагают эксперимент с материалом и делают простые выводы: «Можно бросить в воду и увидеть, утонет или нет. Если не утонет, то можно сделать кораблик», «Надо выбрать самый легкий материал (предлагает простой способ), потому что легкий ко­раблик не утонет» и т.д.

После этого (можно в другой день, на следующем занятии) дети делают ко­раблики. В любой деятельности творческого характера хорошо прослежива­ются коммуникативные умения ребенка (умение общаться, взаимодейство­вать, обращаться с просьбой о помощи), умение в течение определенного времени сосредоточенно работать, умение действовать в ситуациях возник­новения затруднения, умение фиксировать достижение результата и т.д. По­этому в ситуации изготовления корабликов, наблюдая за ребенком, можно оценивать параметры 56, 22, 7, 8,12, 25, 10 (см. оценку по каждому параме­тру), а также дополнительные параметры 27, 54.

Пример ситуации

В конце года для оценки по вышеназванным параметрам воспитатель мо­жет предложить другую ситуацию. Например, выбор подходящих материалов и изготовление из доступных подручных материалов плаща или другого сред­ства защиты от дождя. Оценка по параметрам производится аналогично пер­вой ситуации, в соответствии с критериями выставления баллов.

12.  Способен сосредоточенно действовать не менее 15 минут

2 балла — в течение указанного времени или дольше действует целена­правленно, самостоятельно, не отвлекаясь.

1 балл — выполняя задание в течение указанного времени, может несколь­ко раз отвлекаться, но после этого самостоятельно возвращается к выполне­нию задания.

0 баллов — быстро отвлекается, теряет интерес практически к любому за­данию, после уже не возвращается к нему, не способен удерживать внима­ние на каком-либо одном занятии в течение 15 минут.

13. Способен воспринимать и удерживать инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи. Умеет действовать по простому алгоритму или образцу, заданному взрослым

Например, воспитатель ставит перед небольшой подгруппой детей ми­сочку и непрозрачный стаканчик, заполненные одинаковыми бусинами (ко­личество бусин в каждой емкости должно быть не менее 20), и спрашивает, как определить, где больше бусин. Дети могут предложить посчитать, но это невозможно, т.к. таким счетом они еще не владеют. Выстраивать их парами, чтобы сравнить по количеству, тоже не получится, т.к. бусины одинаковые, могут перепутаться, кроме того, бусины катятся. Воспитатель дает детям про­зрачный цилиндр-стакан и инструкцию: «Вы можете пересыпать сюда бусины из одного стакана и сделать отметку, сколько места они занимают, а потом сделать то же самое с бусинами из мисочки и посмотреть, их больше или меньше».

Можно предложить любое другое задание, важно, чтобы в нем содержа­лась некоторая задача, которую дети самостоятельно выполнить не могут, и воспитатель формулировал бы им алгоритм выполнения задания, содержа­щий не более з разных (неповторяющихся) шагов.

2 балла — самостоятельно, правильно, без ошибок выполняет последова­тельность действий, которые (устно или путем показа) требует от него взрос­лый.

1 балл — не может запомнить всю инструкцию, после выполнения несколь­ких действий требуется напоминание: для безошибочного выполнения требу­ется помощь взрослого.

0 баллов — при восприятии и исполнении последовательности действий требуется постоянный контроль со стороны взрослого.

14. Соотносит свои действия с заданными требованиями, корректи­рует свои действия в соответствии с планируемым результатом

Воспитатель наблюдает за детьми в процессе различных образовательных ситуаций.

2 балла — ребенок самостоятельно корректирует свои действия в процес­се работы в соответствии с планируемым результатом.

1 балл — корректирует свои действия в процессе работы только при напо­минании взрослого.

0 баллов — не корректирует свои действия даже после указания воспита­телем на ошибку, делает «как получится».

15. Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссер­ской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы

2 балла — создает предметную среду своей игры с помощью любых средств з соответствии с собственными замыслами.

1 балл — создает предметную среду своей игры только в случае помощи взрослого или вместе с играющими сверстниками. Самостоятельно чаще обыгрывает уже имеющуюся предметную среду.

0 баллов — практически не участвует в создании предметной среды своей игры, т.к. игры носят манипулятивный или агрессивный характер, нередко ломает чужие сооружения, при совместных играх с воспитателем плохо вклю­чается в совместную деятельность по созданию игровой среды.

16. Самостоятельно одевается и раздевается, правильно соверша­ет процессы умывания и мытья рук, пользуется предметами личной гигиены

2 балла — действует самостоятельно, не нуждается в руководстве взрос­лого.

1 балл — действует при напоминании, необходима незначительная по­мощь взрослого.

0 баллов — выполняет гигиенические процедуры только при существен­ной помощи или стимуляции взрослого.

17. Может рассказать о нескольких профессиях, о занятиях и профес­сиях членов семьи, о роли разных людей в жизни общества

2балла — может назвать ряд профессий и рассказать, зачем они нужны.

1 балл — сообщает информацию с ошибками, неточностями или в ответ на наводящие вопросы взрослого.

0 баллов — не может сообщить требуемую информацию.

18. Умеет привлечь внимание взрослого в случае травмы или недо­могания; может элементарно охарактеризовать свое самочувствие

2 балла — самостоятельно, по собственной инициативе может привлечь внимание взрослого в случае незначительного ушиба, травмы или недомо­гания, обратиться за помощью к взрослому, может адекватно отвечать на во­просы о своем самочувствии.

1 балл — может охарактеризовать свое самочувствие только при помощи направленных вопросов взрослого; на направленные вопросы отвечает од­носложно «да»/' «нет»; принимает помощь, если она инициирована взрос­лым.

0 баллов — не может элементарно охарактеризовать свое самочувствие, за помощью не обращается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: