2балла — соблюдает принципы безопасности при столкновении с новыми вещами.
1 балл — при столкновении с новыми вещами соблюдает принципы безопасности только при напоминании взрослого.
0 баллов — при столкновении с новыми предметами сразу начинает действовать с ними, не реагирует или проявляет отрицательные эмоции при напоминании взрослым о правилах безопасности.
20. Применяет на практике некоторые навыки экологически безопасного поведения и ресурсосбережения, знает о существовании опасных (ядовитых) растений, животных, грибов
2 балла — в соответствующих ситуациях напоминает, что нужно выключать свет, закрывать кран, может аргументировать свои советы; знает о том, что существуют опасные растения, животные, грибы, может напоминать об этом взрослым или сверстникам.
1 балл — знает некоторые правила экологической безопасности и принципы ресурсосбережения, но на практике реализует их только при напоминании взрослого.
0 баллов — не знает и не применяет на практике правила экологически безопасного поведения.
Проявляет любознательность, познавательную активность, которая выражается в совершении множества пробных действий, интересе к экспериментированию, в вопросах: «Почему?», «Зачем?», «Как?», «Откуда?» и т.п.
2балла — активно задает вопросы об устройстве и работе приборов, способах изготовления различных предметов, явлениях окружающего мира; с удовольствием изучает «что внутри» предметов, пробует различные действия с ними, конструирует, наблюдает за явлениями окружающего мира, за животными, насекомыми, растениями.
1 балл — не проявляет собственной инициативы в познании, но с интересом участвует в совместной деятельности по изучению чего-то, выслушивает объяснения взрослого.
0 баллов — не проявляет интереса к новому, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности.
22. Испытывает чувства гордости и радости при «открытии» новых знаний
2 балла — радуется, когда самостоятельно узнает что-то новое, делится этой радостью другими, показывает результаты своего труда, исследования, наблюдения.
1 балл — к познавательным результатам относится нейтрально, делится своими эмоциями и результатами только по просьбе взрослого или сверстника.
0 баллов — не проявляет выраженных чувств при «открытии» новых знаний.
23. Решает интеллектуальные задачи с помощью наглядно-образных средств; способен использовать простые схематические изображения для решения несложных задач, строить по схеме, ориентироваться по плану
2 балла — решает задачи самостоятельно с опорой на наглядные материалы (например, простые задачи на счет — см. параметр 44); может собрать модель (постройку из кубиков, конструктора или узор мозаики) по заданной схеме, по наглядному плану, инструкции.
1 балл — для решения задач требуется некоторая организационная помощь взрослого.
0 баллов — не может решать задачи, адекватные возрасту, не ориентируется по схеме, плану.
25. Фиксирует свое затруднение; с помощью взрослого формулирует его причину; пытается поставить познавательную задачу
Воспитатель наблюдает за детьми во время непосредственно образовательной деятельности, организованной в технологии «Ситуация» (например, в образовательных ситуациях по ФЭМП).
2 балла — ребенок фиксирует свое затруднение [«Я не смог (ла)...»]; после вопроса взрослого: «Почему не смог(ла)?» при незначительной помощи взрослого формулирует его причину. В ответ на вопрос воспитателя: «Значит, что тебе нужно узнать?» пытается сформулировать познавательную задачу [«Узнать (научиться)...»]. Может предложить способ «если чего-то не знаешь, можно придумать самому (посмотреть в книге, спросить у взрослого и др.), а потом проверить себя по образцу».
1 балл — ребенок фиксирует свое затруднение, но не видит его причину. Но после того как взрослый на нее укажет, может предложить способ ее преодоления.
0 баллов — не предлагает способов преодоления затруднения даже после наводящих вопросов взрослого.
27. Фиксирует достижение планируемого результата и условий, которые позволили его достичь
Воспитатель наблюдает за детьми во время непосредственно образовательной деятельности, организованной в технологии «Ситуация» [6-й этап «Осмысление (итог)»].
2 балла — ребенок самостоятельно проговаривает сам факт достижения результата («получилось или не получилось»). После наводящего вопроса: «Почему вам это удалось?» при незначительной помощи взрослого проговаривает условия, которые позволили достичь результата [например, «Смогли, потому что узнали (научились)...»].
1 балл — ребенок проговаривает достигнутый результат; но не может проговорить условия, которые позволили достичь результата даже после наводящих вопросов взрослого.
0 баллов — ребенок не может сказать, что получилось и что для этого нужно было сделать даже после наводящих вопросов взрослого.
28. При экспериментировании применяет элементарные навыки исследовательской работы (обобщать, анализировать, делать выводы, сопоставлять результаты наблюдений, выделять сходство и отличие объектов, формулировать предположения и самостоятельно проводить простые «исследования»)
2 балла — совершает разнообразные пробные действия в ситуациях решения проблемных, познавательных задач; корректирует свои действия в соответствии с результатами проб, самостоятельно делает элементарные выводы по результатам наблюдения, сравнения и анализа («Дерево плавает, а железо не плавает, — значит, кораблик нужно делать из дерева»).
1 балл — совершает разнообразные пробные действия в ситуациях решения проблемных, познавательных задач; может сделать выводы по результатам наблюдения только при помощи и разъяснении взрослого, выслушивает объяснения взрослого.
0 баллов — не проявляет интереса к исследовательской работе, быстро отвлекается и стремится к привычной деятельности; не может даже при помощи взрослого сделать простые выводы.
29. Предлагает различные варианты решения проблемно-познавательных задач; пытается аргументировать свою точку зрения
2балла — при решении задач очень внимателен, может самостоятельно предложить и аргументировать разные варианты решения и определить последовательность действий.
1 балл — решает проблемно-познавательную задачу только после наводящих вопросов воспитателя или прямого анализа воспитателем условий задачи или на интуитивном уровне.
0 баллов — испытывает существенные затруднения при решении проблемно-познавательных задач.
30. Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине, материалу и фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных), свободно сочетая и адекватно взаимозаменяя их, в соответствии с конструктивной задачей или своим творческим замыслом; понимает способ и последовательность действий, самостоятельно планирует работу и анализирует результат
Воспитатель наблюдает за детьми на занятиях и в свободной деятельности, задает вопросы про то, как создана та или иная поделка или конструкция.
2 балла — конструирует различные изделия и постройки из разных материалов, учитывая конструктивные свойства материалов и назначение постройки. Может использовать их в игре. Может рассказать о способе создания поделки/конструкции, поясняя, почему выбран тот или иной способ или материал.
1 балл — пытается конструировать различные изделия и постройки, но не вполне учитывает свойства материала, назначение постройки, она получается нефункциональной. На вопрос о выборе способа самостоятельно ответить не может, только после уточняющих, наводящих вопросов. Охотно принимает помощь взрослого по исправлению поделки, старается учитывать полученные знания и опыт в дальнейшем.
0 баллов — не проявляет интереса к самостоятельному конструированию, помощь взрослого не оказывает влияния на последующую деятельность, ничего не может сказать о выборе того или иного способа создания поделки/ конструкции.