В наши дни развитие малого предпринимательства играет большую роль в рыночной экономике. Есть большое количество разных методов для улучшения качества малого бизнеса и одним из самых распространенных является франчайзинг, этот способ помимо того, что включает в себя достоинства малого и крупного предпринимательства, он также дает возможность компаниям становиться более конкурентоспособными за счет усвоения ими инновационных технологий и поддержки на основе франчайзинга.
В законах Российской Федерации не уделено особого внимания к этой системе ведения бизнеса, но, при этом, франчайзинг в нашей стране становится все более популярным. Однако, распределение франчайзинга на территории России весьма неравномерно. Таким образом, на сегодняшний день лишь некоторые регионы Российской Федерации отличаются большой популярностью франчайзинга. К таким регионам относятся крупные города областного значения, такие как: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск.
|
|
Есть много причин, почему же фирмы России отказываются работать с зарубежными компаниями, основная из них заключается в том, что иностранные предприниматели более строго следят за соблюдением стандартов в ведении бизнеса, которые также закреплены у них в законодательстве. А в законодательстве Российской Федерации не существует определенных статей, связанных с данной формой организации бизнеса. Поэтому, как показывает практика, российские франчайзеры дают возможность своим партнерам по бизнесу работать проще, но в этом случае шансы на то, что бизнес будет прибылен, меньше.
Рынок непродовольственных товаров и рынок услуг являются лидерами в структуре рынка франшиз независимо от его территориального распределения, а вот торговля продовольственными товарами отходит на третий план, товары питания - на четвертый.
Что касается структуры франшиз в России. В нашей стране общественное питание также широко распространяется на территории страны(12%), и также сильно отличается от франчайзинга в сфере торговли [Приложение 2].
Главное их различие заключается в том, что рынок общественного питания характеризуется спросом не на конкретный продукт, а на комплекс предоставляемых товаров и услуг. Так фирма предоставляет весь пакет услуг, включающий в себя, например, особенный дизайн помещения, сервис, музыку. к повышенному вниманию к проблеме стандартизации сетей питания.
Выбор потребителей и спрос на какие-либо продукты или услуги может быстро меняться, это связано со сменой модных тенденций, развитием и использованием инновационных технологий, экономической ситуацией страны, это все сопровождается увеличением рисков почти каждой организации, функционирование которой характеризуется обеспечением товарами или услугами среднего класса страны.
|
|
Все это является следствием максимальной концентрации внимания на современных способах и технологиях, помогающих в поддержке бизнеса на высоком уровне и способствующих его скорому развитию.
В результате анализа рынка франшиз в Российской Федерации, следует сделать вывод: франчайзинг в России постепенно развивается, но сейчас он не имеет достаточно большого распространения среди российских предпринимателей, это связано с рядом причин:
● Социально-психологические (малый опыт ведения бизнеса на основе франчайзинга; опасение франчайзи полностью зависеть от франчайзера.)
● Экономическими (изменчивость экономики России; недостаточный стартовый капитал у предпринимателей.)
● Организационно-правовые (В законах Российской Федерации не уделено особого внимания к данному методу ведения бизнеса.)
Эти причины приводят к трудностям в применении франчайзинга на рынке России. Чтобы популярность франчайзинга повышалась, необходимы изменения в законах нашей страны.
2.2 Основные условия и требования для организации ресторанного бизнеса с использованием франчайзинга (на примере ресторана «ТОКИО- CITY»)
Начнем с того, что основные условия и требования будут основываться именно на экономических данных, потому чтона них и опирается процесс принятия разумных решений в управлении бизнесом, эти решения, в свою очередь, сказываются на выборе партнера и позволяют защитить участников от допустимых рисков, угрожающих как франчайзи, так и франчайзеру. Также данные решения помогают оптимизировать налоговую нагрузку, которая, конечно, влияет на результат деятельности сторон франчайзинговых отношений, и гарантируют успешность конкретного бизнес-проекта.
Для организации ресторанного бизнеса, необходимо сформулировать основные требования, а также определить возможности, которые предоставляются франчайзеру и франчайзи в процессе ее реализации:
1. Доказать эффективность данной концепции, ее разумность и уникальность.
Что касается франшизы "ТОКИО- CITY", это успешно развивающаяся сеть городских ресторанов, где посетителям предлагается универсальная кухня. В меню можно найти блюда самой разной кухни:японская, китайская, восточноевропейская и др. В меню насчитывается больше 500 блюд и разнообразных напитков. Для всех заведений подобран эклектичный тип интерьера, который подходит, как для проведения вечеринок, так и для семейных посиделок. Это отличное место, чтобы организовать романтический ужин, а также сходить на бизнес-ланч. В настоящее время сеть ресторанов насчитывает больше 40 заведений только в Санкт-Петербурге и области. Предусмотрена доставка еды. [5].
2. Определить пункты, требующие особого внимания, это даст франчайзеру возможность подобрать варианты самых эффективных методов решения проблем. Таких как, повышение привлекательности и доступности продукции и услуг; использование рекламы; соблюдение законов, норм строительства, правил пожарной безопасности, требований охраны здоровья; выбор планировки и оснащение оборудованием; повышение квалификации персонала; оптимизация налогообложения.
3. Давать франчайзеру возможность самостоятельно разрабатывать планирование, повышать рациональность затрат, находить самое лучшее сочетание интерьера с оборудованием и т.д.
4. Приобрести определенный опыт организации работы заведения общественного питания, подобрать самый подходящий режим работы, включая часы и график работы персонала.
|
|
5. Уделить особое внимание обучению в отношении эффективной деятельности предприятия, а также в области бухгалтерского учета, анализа, менеджмента.
В представленном выше списке особое внимание уделено обучению, потому что в основном в роли франчайзи выступают субъекты малого предпринимательства, а для них получение знаний и опыта является необходимым условием в ведении бизнеса.
Итак, разберем основные пункты организации ресторанного бизнеса, при использовании франшизы сети городских ресторанов "ТОКИО- CITY":
1. В первую очередь заключается договор аренды на подходящее помещение, затем на основе данного договора аренды подписывается договор франшизы. Ресторан с собственной зоной посадки. Требования к помещению ресторана "ТОКИО-CITY": площадь от 650 м.кв. до 900 м.кв.; Электрическая мощность от 120 кВт. Франшиза "ТОКИО- CITY" предлагает помощь в оценке локации.
2. Франчайзёр сам создает проект, здесь предпринимателю нужно лишь утвердить его в государственных органах. Франшиза "ТОКИО- CITY" предлагает пошаговую поддержку на всех этапах открытия и управления рестораном.
3. Создание рабочей группы, которая должна будет заниматься открытием и ведением работы ресторана. Франшиза "ТОКИО- CITY" предлагает помощь в подборе и обучении персонала, команду start-up.
4. Проводится согласование на размещение вывески и иной рекламы. Франшиза "ТОКИО- CITY" предлагает право работать под брендом ТОКИО- CITY, размещение информации о новом ресторане на официальном сайте, рекламу о новом ресторане в социальных сетях, локальную таргетированную рекламу для конкретного региона (увеличение прибыли ресторана от 10%).
5. Выбор поставщиков оборудования.
6. Оформление зала: выбираем мебель и предметы интерьера. Франшиза "ТОКИО- CITY" предлагает дизайн-проект помещения, проектирование служебных и технологических помещений.
7. Стартовые инвестиции: от 30 млн. руб. (Аренда помещения, ремонт помещения (зал, служебные, технологические помещения), оформление входной группы, вывеска, закупка и установка оборудования, безопасность помещения, операционная система, закупка товара, закупка брендированного материала, персонал (форменная одежда, зарплата до открытия), торжественное открытие, паушальный взнос).
|
|
8. Паушальный взнос: 2,5 млн. руб. (Право работать под брендом «ТОКИО- CITY», маркетинг, передача технологий, дизайн-проект, подбор и обучение персонала, команда start-up, подключение к call-центру «ТОКИО-CITY», поддержка на всех этапах открытия и управления, оценку локации.)
9. Роялти: 5%.
Подробнее об основных характеристиках франшизы «ТОКИО- CITY»:
● год основания компании: 2005;
● год запуска франшизы в РОССИИ: 2018;
● собственных предприятий: 60;
● подписчиков в соц. сетях: более 100 000;
Рассмотрим конкретный пример организации бизнеса на основе франшизы «ТОКИО- CITY». Для этого я выбрала действующий ресторан «ТОКИО- CITY» по адресу: ул. Ольги Берггольц, 8, г. Санкт-Петербург.
Здание под ресторан было выкуплено организацией ООО «Русинвестком» у «Диамант Групп», которое построило его еще в 2015 году. В 2018 году оно было отремонтировано и готово для открытия ресторана.
В настоящее время в ресторане функционируют два зала для приема гостей: на 140 чел. и 40 чел. Ремонт залов выполнен согласно плану франчайзера: большое количество посадочных мест, большие окна, хорошее освещение. Планировка интерьера ресторана выполнена с применением стеллажей производства мебели Vitti. Мебель спроектирована по специальному дизайн-проекту. Соответствует евростандарту качества. Гарантия на изготовленную мебель составляет 2 года. Из всего этого складывается узнаваемый дизайн в стиле городского лофта, характерный для всей сети ресторанов «ТОКИО- CITY» [приложение 3].
В меню ресторана представлена традиционная японская кухня, а также китайская, итальянская и другие. Предлагается множество блюд (суши, роллы, пицца, гамбургеры, лапша WOK и т.д.), для приготовления которых используются только натуральные продукты высшего качества. Ресторан подойдет для семейного обеда, деловой встречи или романтического ужина. Стоимость: от 800 руб./чел. Также меню ресторана располагает широким выбором алкогольной продукции высшего качества.
Основными потребителями услуг данного ресторана «ТОКИО-CITY» являются:
● Жители Невского района города Санкт-Петербурга, метро:
Елизаровская (356м.), Ломоносовская(2,2 км.).
●Рядом находящиеся организации (Невский районный суд города Санкт-Петербурга, Невский завод косметических изделий).
●Гости, желающие воспользоваться услугами ресторана.
Целевая аудитория ресторана «ТОКИО- CITY». Возраст посетителей ресторана в процентном соотношении таков:18 – 30 лет - 23%; 30 – 40 лет -20%; 40 – 50лет - 22%; 50 – 60лет - 25%; 60 + лет - 10%. Пол: мужчины - 45%, женщины - 55%.
Основными критериями сегментации рынка являются:
● социальная принадлежность (рабочие, служащие, пенсионеры, школьники, бизнесмены);
●уровень дохода потребителей - высокий средний, илинизкий.
Таким образом, продукция ресторана «ТОКИО- CITY» пользуется большим спросом у рабочих со средним доходом и выше. Также ресторан пользуется популярностью среди молодежи и семей.
Далее представлены бухгалтерская отчетность и финансовый анализ ООО "ТОКИО", взятые из открытого информационного источника «www.audit-it.ru».
ИНН: 4214035488
Вид деятельности: 56.10 - Деятельность ресторанов и услуги по доставке продуктов питания
Форма собственности: 16 - Частная собственность
Организационно-правовая форма: 12300 - Общества с ограниченной ответственностью
Отчетность составлена в тысячах рублей
Формат отчетности: полный
Таблица 1– Бухгалтерская отчетность за 2012-2018 гг:
Наименование показателя | Код | 31.12.18 | 31.12.17 | 31.12.16 | 31.12.15 | 31.12.14 | 31.12.13 | |
АКТИВ | ||||||||
I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||||||||
Основные средства | 1150 | 0 | 10 | 10 | 10 | 10 | 0 | |
Итого по разделу I | 1100 | 0 | 10 | 10 | 10 | 10 | 0 | |
II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ | ||||||||
Запасы | 1210 | 14 047 | 10 567 | 5 567 | 2 672 | 560 | 881 | |
Дебиторская задолженность | 1230 | 2 810 | 2 775 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Денежные средства и денежные эквиваленты | 1250 | 2 584 | 858 | 94 | 99 | 54 | 11 | |
Итого по разделу II | 1200 | 19 441 | 14 200 | 5 661 | 2 771 | 614 | 892 | |
БАЛАНС | 1600 | 19 441 | 14 210 | 5 671 | 2 781 | 624 | 892 | |
ПАССИВ | ||||||||
III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ | ||||||||
Уставный капитал (складочный капитал, уставный фонд, вклады товарищей) | 1310 | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 | 0 | |
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) | 1370 | 14 254 | 10 428 | 5 148 | 2 392 | 288 | 0 | |
Итого по разделу III | 1300 | 14 264 | 10 438 | 5 158 | 2 402 | 298 | 189 | |
IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||||||||
V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА | ||||||||
Заемные средства | 1510 | 5 049 | 3 557 | 0 | 0 | 0 | 0 | |
Кредиторская задолженность | 1520 | 128 | 215 | 513 | 379 | 326 | 703 | |
Итого по разделу V | 1500 | 5 177 | 3 772 | 513 | 379 | 326 | 703 | |
БАЛАНС | 1700 | 19 441 | 14 210 | 5 671 | 2 781 | 624 | 892 |
Таблица 2– Краткий анализ баланса
Финансовый показатель | 31.12.2018 | 31.12.2017 | 31.12.2016 | 31.12.2015 | 31.12.2014 | 31.12.2013 |
Чистые активы | 14 264 | 10 438 | 5 158 | 2 402 | 298 | 189 |
Коэффициент автономии (норма: 0,5 и более) | 0.73 | 0.73 | 0.91 | 0.86 | 0.48 | 0.21 |
Коэффициент текущей ликвидности (норма: 1,5-2 и выше) | 3.8 | 3.8 | 11 | 7.3 | 1.9 | 1.3 |
Таблица 3– Отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках).
Наименование показателя | Код | 2018 | 2017 | 2016 | 2015 | 2014 | 2013 | |
Выручка | 2110 | 45 250 | 28 943 | 15 226 | 6 459 | 6 418 | 1 151 | |
Себестоимость продаж | 2120 | (32 678) | (19 971) | (9 538) | (1 859) | (4 626) | (957) | |
Валовая прибыль (убыток) | 2100 | 12 572 | 8 972 | 5 688 | 4 600 | 1 792 | 194 | |
Коммерческие расходы | 2210 | (7 849) | (3 564) | (2 932) | (2 496) | (1 683) | (0) | |
Управленческие расходы | 2220 | (897) | (128) | (0) | (0) | (0) | (0) | |
Прибыль (убыток) от продаж | 2200 | 3 826 | 5 280 | 2 756 | 2 104 | 109 | 194 | |
Прочие расходы | 2350 | (0) | (0) | (0) | (0) | (0) | (15) | |
Прибыль (убыток) до налогообложения | 2300 | 3 826 | 5 280 | 2 756 | 2 104 | 109 | 179 | |
Чистая прибыль (убыток) | 2400 | 3 826 | 5 280 | 2 756 | 2 104 | 109 | 179 | |
СПРАВОЧНО | ||||||||
Совокупный финансовый результат периода | 2500 | 3 826 | 5 280 | 2 756 | 2 104 | 109 | 179 |