МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего образования
«Череповецкий государственный университет»
БИЗНЕС-ШКОЛА
институт (факультет) ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ |
кафедра |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ) КУРС ЛЕКЦИЙ |
Наименование дисциплины (модуля): |
«ЛОГИСТИКА И УПРАВЛЕНИЕ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК» |
(полное наименование дисциплины (модуля) в соответствии с учебным планом) |
Уровень профессионального образования, в рамках которого изучается дисциплина (модуль): |
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ – БАКАЛАВРИАТ |
(высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура; высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре) |
Направление подготовки (специальности): |
38.03.02 – «Менеджмент» |
Череповец 2019
Обсуждено и одобрено на заседании кафедры 21.05.2019 г., протокол № 10
| |||
Составитель: | Г.А. Ковшикова, к.ф.н., доцент кафедры экономики и управления БШ(И) |
Учебно - методические материалы по дисциплине подготовлены в соответствии с рабочей программой дисциплины на основе ФГОС ВО для подготовки бакалавров по направлению 38.03.02 «Менеджмент»
ТЕМЫ ЛЕКЦИЙ
1 | 1 | Введение в логистику |
2 | 2 | Методологические аспекты управления логистикой |
2 | 3 | Важнейшие понятия и категории логистики |
2 | 4 | Формирование логистических систем |
2 | 5 | Методы оптимизации материальных потоков |
3 | 6 | Информационная логистика |
3 | 7 | Закупочная логистика |
3 | 8 | Логистика производственных процессов |
3 | 9 | Сбытовая логистика |
3 | 10 | Логистика запасов |
3 | 11 | Логистика складирования |
3 | 12 | Транспортная логистика |
3 | 13 | Сервис в логистике |
4 | 14 | Организация логистического управления |
Раздел 1. Логистический менеджмент
ЛЕКЦИЯ № 1
ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ
1. Определение и виды логистики
2. Задачи и функции логистики
3. Факторы развития логистики
4. Этапы развития логистики
1. Определение и виды логистики
Логистика происходит от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать. По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т.д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики.
|
|
Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Виды логистики
I. По масштабам разрабатываемых проблем
¨ Макрологистика изучает процессы, протекающие на региональном, межрегиональном, общенациональном и межгосударственном уровне.
¨ Микрологистика занимается комплексом вопросов по управлению материальными, информационными и другими потоками, основываясь на интересах отдельного предприятия или корпоративной группы предприятий, объединенных общими целями по оптимизации хозяйственных связей.
II. По характеру зон управления
¨ Внешняя логистика занимается вопросами по регулированию потоковых процессов, выходящими за рамки деятельности, но находящимися в сфере влияния субъекта хозяйствования.
¨ Внутренняя логистика направлена на координацию и совершенствование хозяйственной деятельности, связанной с управлением потоковыми процессами в пределах предприятия или корпоративной группы предприятий.
III. По характеру хозяйственной деятельности
1. Закупочная или снабженческая;
2. Производственная логистика;
3. Сбытовая (маркетинговая или распределительная);
4. Транспортная (является составной частью каждого из трех выше перечисленных видов логистики);
5. Компьютерная или информационная.
6. Финансовая логистика
Задачи и функции логистики
Основная цель логистики – предложить на рынке пользующиеся спросом изделия в требуемом количестве и качестве, к договорному сроку, в требуемом месте и реализовать их по ценам, обеспечивающим максимальную прибыль.
Главной задачей логистики является разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами.
Задачи логистики
1) создание интегрированной системы регулирования материальных и информационных потоков;
2) контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр;
3) определение стратегии и технологии физического перемещения товаров;
4) разработка способов управления операциями движения товаров;
5) установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки;
6) прогнозирование объема производства, транспортировки и складирования;
7) распределение транспортных средств;
8) организация предпродажного и послепродажного обслуживания потребителей;
9) оптимизация технической и технологической структур автоматизированных транспортно-складских комплексов;
10) устранение расхождения между намеченными целями и возможностями закупки и производства.
Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.
В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.
Оперативные функции связаны с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу мало чем отличаются от функций традиционного материально-технического обеспечения.
Координационные функции
¨ выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства;
¨ анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников рынков;
|
|
¨ обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры.
Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны:
«МАРКЕТИНГ ФОРМИРУЕТ СПРОС, А ЛОГИСТИКА ЕГО РЕАЛИЗУЕТ».