Видеосвязь и онлайн-конференции – неотъемлемая часть делового общения, которая широко применяется в современной деловой практике и для связи удаленных офисов, и для организации совещаний с их участием, а также для организации и проведения деловых переговоров.
При использовании новых технологий необходимо помнить, что, несмотря на все новации, интерактив в цифровом формате не отменяет правила хорошего тона, тем более, что самопрезентация в сети на персональном и корпоративном уровнях – одна из наиболее актуальных тем современной деловой коммуникации.
Интерактивные переговоры в интернет-пространстве имеют свою особую специфику, в то же время во многом и отражают общие правила проведения деловых переговоров. Покажем это на примере подготовки и проведения конференц-колла, поскольку в настоящее время SIP-телефония стала одной из наиболее важных средств делового общения.
IP-телефония (Internet Protocol) – это более широкое понятие, это протокол передачи данных по сети или технология звонков и видеообщения с помощью интернета.
Именно IP связал все компьютерные сети мира в Глобальную сеть Интернет. Поэтому у всех компьютеров есть свой уникальный IP-адрес, который нужен для обмена данными.
SIP-телефония (Session Initiation Protocol) – разновидность IP-телефонии и представляет собой только один из протоколов передачи данных, т. е. более узкое понятие.
Сегодня SIP-телефония – самый современный вид телефонии, он представляет собой наиболее перспективный способ развития IP-телефония, так как позволяет привязать номер уже не к конкретному географическому месту, а к конкретному человеку, пользователь будет на связи везде, где есть интернет со скростью 64 Кбит/с.
SIP-протокол поддерживает передачу не только голоса, но и видеопотока и применяется для реализации множества целей, в том числе для проведении видео и аудио совещаний, переговоров, конференций, форумов и др.
Технологические характеристики нового вида взаимодействия в сети накладывают свой отпечаток как на технологическую, так и на коммуникативную, в частности, этикетную составляющую общения в процессе ведения таких мероприятий.
Этикетные рекомендации для проведения конференц-коллов (опыт совместной деятельности интернет-издания «Медуза» и компании «Билайн»):
Предупреждайте технические проблемы заранее
Подготовьтесь к звонку и узнайте побольше о своих собеседниках
Строго следите за временем
Не опаздывайте на конференции-коллы
Не нужно сразу паниковать, если кто-то из участников не выходит на связь
Если неполадки на вашей стороне – перезвоните сами
Если случился форс-мажор, сохраняйте спокойствие и действуйте по ситуации.
Выключайте микрофон, если не собираетесь говорить (фоновый шум).
Если есть возможность, вкючите видео
Смотрите в веб-камеру.
Не звоните прямо в пижаме из кровати.
Если вы хотите записать звонок – предупреждайте об этом всех участников.
И, наконец, последнее – напишите письмо по итогам звонка
В целом, эти рекомендации ориентированы на технологические особенности таких переговоров, но именно эти особенности и формируют правила нового этикета, в рамках которого реализуются транслирующая и интерактивная функции Web 3.0.
Цифровой этикет в условиях интерактивного взаимодействия представляет собой взаимосвязь этикетных правил принятых в практике реального бытия и технологических практиках виртуального бытия, т. е. находится на стыке гуманитарного и технико-технологического знания.
Ошибки при ведении переговоров
Подготовке к переговорам не уделяется должного внимания. Подготовка должна занимать до 80%
«Внутренние переговоры» недопустимы.
Избегайте включать в делегацию тех, кто не обладает достаточным уровнем профессионализма.
Завышенный количественный состав делегации ведет к снижению эффективности работы на переговорах.
Не учитываются особенности делового общения и этикета партнера из другой страны, что ведет к взаимонепониманию на переговорах.