Развитие грудного ребенка

Возраст Занятия с малышом
2-3-недели Для развития зрения, слуха и положительных эмоций, с малышом нужно ласково разговаривать во время переодевания, купания, подготовки к кормлению и бодрствования, при этом стараться, чтобы он видел ваше улыбающееся лицо. Следует вызывать у ребенка реакцию слежения за движением звучащей игрушки.
3-5-недель Во время бодрствования ребенка следует несколько раз класть на живот - перед кормлением и через 30-40 минут после него. Чтобы малышу было удобно лежать, нужно подложить под грудку его руки, согнутые в локтях. Наклонившись над ребенком, разговаривать с ним, стараясь вызвать сосредоточение его взгляда на своем лице. Обычно, услышав голос, малыши приподнимают головку, смотрят на разговаривающего с ними человека и начинают улыбаться. Ни в коем случае нельзя оставлять малютку в положении лежа на животе без присмотра. При первых признаках утомления, когда малыш перестает приподнимать головку, необходимо повернуть его на спинку. Время от времени нужно брать малыша на руки и держать вертикально, поддерживая одной рукой под грудь, другой - под ягодицы, и также разговаривать с ним, вызывая сосредоточение взгляда малыша на своем лице. Это укрепляет у него умение удерживать голову в таком положении и способствует развитию зрительных реакций в вертикальном положении. Бодрствовать ребенок должен в кроватке.
3-4 месяца Ребенок бодрствует в манеже. Когда малыш берет и удерживает предметы, погремушку ему дают в руки. Для развития умения брать игрушку из ваших рук надо приближать ее к ладони ребенка и вызывать активное стремление взять ее. Вкладывать игрушку в руку не следует.
4-5-месяцев Перед лежащим на животе ребенком хорошо класть разноцветные тряпочки с тем, чтобы он вначале так же случайно, а затем и целенаправленно брал их, мял, рассматривал. Если ребенок лежит на животе, игрушку кладут так, чтобы он мог ее достать. Можно положить одну-две игрушки прямо перед лежащим на животе малышом, чтобы он взял их в ручки. Затем положить те же игрушки сначала в одну, затем в другую сторону. Можно положить по одной игрушке в разные стороны - вы увидите, какую он предпочитает. Для развития умения прислушиваться и умения слышать, воспринимать и различать звуки, необходимо, общаясь с ребенком, произносить с разной интонацией звуки и слоги. Малыш прислушивается к голосу, следит за движениями губ и постепенно сам начинает произносить звуки. Ласковый разговор, зов его на расстоянии, различная интонация голоса развивают у малыша умение слышать, прислушиваться, определять источник звука и его характер. Для развития способности слушать музыку и прислушиваться к ней, уже в этом возрасте надо напевать ребенку мелодичные песенки или включать негромкую музыку. Время от времени надо класть ребенка на живот и брать на руки - укреплять у него умение держать голову в горизонтальном и вертикальном положении и развивать стояние при поддержке под мышки. Если в 5-6 месяцев малыш сам не переворачивается на живот и все время лежит в одном положении, надо помочь ему перевернуться - можно постучать погремушкой с той стороны, в которую он переворачивается.
6-7 месяцев У малыша повышается интерес к воспитывающим его взрослым, и он начинает требовать к себе постоянного внимания. Начиная самостоятельно играть, он очень быстро разбрасывает игрушки, часто после этого стоит и смотрит, что делают взрослые, требует, чтобы его взяли на руки. Необходимо вновь разложить игрушки, включить малыша в игру, подойти поговорить с ним, поддержать у него хорошее эмоциональное настроение, вызвать ответные звуки. Для развития у ребенка речевой активности надо прислушиваться к издаваемым им звукам, повторять за ним и вызывать подражание. При этом ваша речь должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями. Для развития понимания речи взрослого говорить надо с малышом короткими фразами, подчеркивая интонацией слово, которое он должен выделить. Важно, чтобы это слово совпадало с моментом, когда малыш проделывает называемые движения или смотрит на называемый предмет или на движения и действия, выполняемые взрослым.
7 - 8 месяцев Малыш начинает отзываться на зов, если во время игры его часто называют по имени. До 7-8 месяцев малыш бодрствует в манеже. Когда он начинает ползать, нужно организовать бодрствование на полу, для этого следует отгородить ему площадь, достаточную для движений. На отгороженной части комнаты надо расставить предметы, держась за которые, ребенок сможет вставать, а затем и переступать. Поставить столик, держась за который, ребенок сможет вставать; разложить на нем игрушки для развития действий (вынимания, вкладывания, открывания, закрывания). Особенно нравится малышам скидывать игрушки, выстроенные в ряд, с дивана. Малыш обычно требует повторения этого действия. Необходимо следить за тем, чтобы малыш долго не оставался в одной и той же позе. Особенно большое внимание следует уделять медлительному ребенку, который, несмотря на то, что освоил движения, предпочитает лежать или сидеть. Вы должны побуждать малыша к движениям. Показывая игрушку, вызывать к ней интерес, говоря, называя ребенка по имени, просить принести игрушку или проделать с ней самое простое действие, например, покатать машинку или мячик. При случайном сжимании резиновой игрушки ребенок 7-8 месяцев слышит издаваемый ею звук и после этого повторно проделывает это движение. Когда ребенок хочет взять круглый предмет, а он "убегает", малыш начинает его катать. Если небольшие шарики или другие игрушки положить в коробочку, то ребенок начинает их вынимать. Но для того, чтобы к 9 - 1 0 месяцам эти же действия малыш начал выполнять не случайно, а подражая вам, а потом и по чисто словесному указанию, с ним нужно заниматься. Покажите, как катается мячик, сами положите кубики в коробочку и выньте их, покажите, как строить башню из кубиков. Все ваши действия должны сопровождаться пояснениями.
8 - 9 месяцев Малыш часто видит действия взрослых, однако воспроизвести (даже если они доступны для выполнения) может только после того, как его научат подражать. Подражание у ребенка этого возраста формируется во время специальных упражнений. Вызывая подражание какому-либо действию ("вынь шарик, а теперь вложи шарик"), покажите его, проделайте движение рукой ребенка и все эти действия словесно опишите. Движения самого ребенка и ваша речь способствуют лучшему восприятию и формированию этих действий, а впоследствии их воспроизведению. После неоднократного повторения таких приемов достаточно только показать эти действия, называя их, как малыш начинает подражать, а затем выполняет их по словесному предложению без показа. 8-9-месячного ребенка можно в любое время года выносить на свежий воздух не только на время сна, но и на прогулку во время бодрствования и использовать ее для знакомства ребенка с окружающим и развития речи.
9-10 месяцев Малышам следует давать разные мячики, шарики для катания, коробочки с вложенными в них предметами для вынимания и вкладывания, пирамидки, резиновые звучащие игрушки для сжимания и разжимания; сюжетные игрушки, названия которых дети знают (кошечки, собачки, машинки, куклы). Называя игрушки, вы, таким образом, закрепите у малыша понимание названий, освоенных в процессе занятий. С приобретением личного опыта малыша в использовании игрушек повышается значение его самостоятельной деятельности, но поддерживаться она будет только в том случае, если часто подходить к малышу и побуждать его к тем или иным действиям. В процессе самостоятельной деятельности малыш совершенствует и закрепляет умения, которым вы его научили, а также сам осваивает некоторые новые умения. Малышу старше 9 месяцев к имеющимся игрушкам следует добавить коробки с крышками для открывания и закрывания, а также другие игрушки соответственно возрасту, которых у малыша еще не было. Важно также в этом возрасте для развития обобщения купить малышу несколько однотипных игрушек, например 3-4 машинки, 2-3 куклы, 2-3 кошки и т. д. из разного материала, разной величины и цвета. Для самостоятельной деятельности малыша нужно подбирать только такие игрушки, с которыми он учился производить какие-либо действия или которые он сам освоил в процессе самостоятельной практики. В противном случае ребенок начинает их сосать или разбрасывать. Например, с мелкими кубиками, пирамидками дети не умеют играть без участия взрослого. Неправильное использование игрушек может закрепиться на длительное время. Если вы заметили, что ребенок перестал играть игрушками на протяжении одного отрезка бодрствования, следует на некоторое время их убрать и заменить другими. В этом возрасте следует усложнять действия ребенка с предметами. Малыша можно научить выполнять по речевой инструкции и показу действия, требующие большей координации рук и не подсказанные свойствами предметов.
10-11-месяцев У ребенка не может без вашего обучения появиться, например, умение надеть кольцо на стержень или положить кубик на кубик - этому его должны научить. Также ребенка этого возраста можно научить выполнять несложные действия с сюжетными игрушками, которые не подсказываются их свойствами, например, "Покорми кису", "Положи куклу спать". Надо начинать формировать "первичное обобщение" некоторых слов и речи взрослого. Первые "слова обобщения" также формируются в результате занятий с малышом. Для этого во время бодрствования показывать и называть предметы и игрушки, имеющие одно и то же название, но различные по внешним качествам, и просить проделать с ним какое-либо действие. Например, показывать куклу: резиновую, тряпочную, большую, маленькую и называть и просить принести. Самостоятельной ходьбе ребенка следует учить. С 10 - 11 месяцев водить с поддержкой за обе руки, затем ставить и, отойдя на небольшое расстояние, ласково подзывать его к себе или показывать интересную игрушку. Во время обучения ребенка ходьбе нельзя водить ребенка за одну руку. Неправильная поза может вызвать искривление позвоночника. Не рекомендуется также для овладения самостоятельной ходьбой использовать каталки и ходунки.
К концу 1 года У малыша во время самостоятельной деятельности возникают такие игры, как кормление кошечки или собачки, укладывание куклы, которые являются воспроизведением действий, разученных с взрослыми. Таким образом, умения, которым вы учите малыша, обогащают его деятельность. Надо создавать условия самостоятельной деятельности малыша и чередовать его с вашим общением. Каждый момент общения должен быть использован в целях развития речи, укрепления эмоционального контакта и развития движений и действий малыша. Разговаривая с ребенком несложными фразами, подчеркивать интонацией наиболее значимые слова, повторять их, делать паузы, чтобы ребенок имел возможность выполнить сказанное ему, и, если он не понимает, "подсказать" жестом, а затем только выполнить то, что малыш не понял. Для расширения понимания названия различных игрушек и предметов следует привлекать внимание к ним, называть и одновременно проделывать с ними какие-либо интересные действия. Называть все, на что ребенок смотрит: "Машенька, корова: "Му-му". Как корова мычит? "Му-му" Такие приемы не только расширяют понимание названия предметов, игрушек и людей, но и повышают интерес ребенка ко всему окружающему. Следует привлекать внимание малыша к действиям взрослых и детей; к движениям машины, животных; к различным звукам.

                                                                                                                            Приложение 4


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: