Фонетическая правильность устной речи - одно из важных условий пользования ее как средством коммуникации.
Основная цель обучения фонетическому аспекту речи – формирование произносительных и ритмико-интонационных навыков.
Слухо-произносительные навыки - навыки правильного произнесения и понимания звуков в устной речи.
Ритмико – интонационные навыки - навыки интонационно и ритмически правильного оформления иноязычной речи (ударение, ритм, распределение пауз).
Задачами начальной ступени обучения является формирование слухо-произносительных и ритмико-интонационных навыков (учащиеся осваивают произнесение всех звуков и интонационных моделей основных типов предложения).
На средней и старшей ступенях происходит совершенствование навыков посредством фонетической зарядки с целью препятствовать их деавтоматизации.
Отбор фонетического минимума осуществляется в соответствии с двумя принципами: 1) принцип соответствия потребностям общения – фонетически минимум должен быть необходимым и достаточным для овладения иностранным языком как средством общения в пределах тематики программы;
|
|
2) стилистический принцип – учащихся обучают полному стилю произношения, который характеризуется несколько замедленным темпом, тщательной артикуляцией и четкостью речи.
Требования к произношению:
- аппроксимированность (допускается искажение отдельных звуков, которые существенно влияют на процесс понимания, ограниченное количество интонационных моделей);
- беглость (130-150 слов в минуту);
- фонематичность (фонетически правильное оформление речи).
На этапе формирования первичных произносительных умений проводится следующая работа:
1.Восприятие нового звука во фразах, словах, изолированно
2.Выделение из ряда прослушанных слов тех, в которых содержится новый звук
3.Объяснение артикуляции вводимого звука
4.Выполнение упражнений на артикуляторную гимнастику
5. Произнесение вслед за учителем или диктором данного звука, слова, фраз с новым звуком
6. Произнесение вслед за учителем или диктором данного звука в оппозициях
7.Повторение вслед за учителем (диктором) постепенно усложняющихся речевых образцов
8.Самостоятельное произнесение данного звука учащимися
На этапе совершенствования произносительных навыков выполняются упражнения: дифференцировочные, имитационные, подстановочные, трансформационные
9.Совершенствование произносительных и интонационных навыков происходит в процессе разучивания стихов, рифмовок, скороговорок, диалогов и использования фонетических игр.
|
|
Формирование первичных произносительных умений: | Слухопроизносительные навыки | Совершенствование произносительных навыков |
-использование звуков-помощников; -фиксация артикуляции; -утрирование артикуляции; -повторение за учителем. | -дифференцировка (упражнения дифф-ые: самый долгий звук, рифма слова); -подстановка(вставь букву); -имитация(повтор за учителем); -трансформация; -речевые упражнения; | -фонетическая зарядка; -чтение вслух; -заучивание наизусть; -повтор за диктором; -скороговорки, рифмовки; |