Опасность может возникнуть в случае падении грузоподъемного устройства, поэтому необходимо рассчитать устойчивость крана

ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ РАБОТЫ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ

Методические указания к проведению лабораторных работ

по дисциплинам «Безопасность строительных процессов»

для студентов по направлению подготовки

20.03.01 Техносферная безопасность,

08.03.01Строительство

Курск, 2017

 

Составители: Е.В. Меркулова

УДК658. 382

 

 

Организация безопасных условий работы на строительной площадке: методические указания к проведению лабораторно - практических занятий по дисциплинам «Безопасность строительных процессов», / сост. Е.В. Меркулова; Курск. гос. ун-т. Курск, 2017. 20 с.

    Содержат сведения о требованиях к организации безопасных условий работы на строительной площадке при работе с грузоподъемными машинами и в опасных зонах   в соответствии сПравилами  по охране труда в строительстве, утв. приказом Минтруда России N 336н  от 1 июня 2015 года

 

 

Работа предназначена для студентов всех специальностей.

Текст печатается в авторской редакции

 

Подписано в печать     формат 60х84 1/16.

Усл. печ. л.1,3.  Уч. изд. л. 1,3. Тираж 20 экз. Заказ

Курский государственный университет.

305000, г. Курск, ул. Радищева,33.

Цель работы.

Изучить:

- организацию безопасных условий работы на строительной площадке;

- допуск персонала к работе с грузоподъёмными машинами;

- расчет границ опасных зон

Общие сведения

Организация безопасных условий работы на строительной площадке.

Правила безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов.

    Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в ПБ-10-14-92 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.

Правила распространяются на:

-грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом;

-грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

-краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;

-электрические тали;

-подъемники крановые;

-грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);

-съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.);

-тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.

    Грузоподъемные машины до пуска их в работу должны быть зарегистрированы в территориальных органах Ростехнадзора.

Регистрации подлежат следующие грузоподъемные машины:

а) грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;

б) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;

в) грузоподъемные краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора России;

г) грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);

д) грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочные и посадочные машины, электро— и автопогрузчики, путе и мостоукладочные машины и т.п.);

е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);

ж) грузоподъемные краны с ручным приводом;

з) ручные тали.

 Не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора следующие краны:

а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта;

б) краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;

в) краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;

г) переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;

д) краны мостового типа и башенные краны, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;

е) краны, установленные на экскаваторах, дробильно—перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;

ж) электрические тали.

    Существуют следующие опасности, связанные с работой грузоподъемного оборудования:

-рабочая зона одновременно является и опасной зоной в которой одновременно находятся и обслуживающий персонал и посторонние лица;

-непреднамеренный контакт с движущимися частями оборудования и возможный удар падающими предметами при обрыве поднимаемого груза;

-высыпание части груза при подъеме;

-падение самого грузоподъемного оборудования.

Для обеспечения безопасности работ грузоподъемного оборудования необходимо определить опасную зону.

Опасность может возникнуть в случае падении грузоподъемного устройства, поэтому необходимо рассчитать устойчивость крана.

    Регистрация грузоподъемных машин в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины. В заявлении должно быть указано наличие у владельца крана ответственных специалистов, прошедших проверку знаний настоящих Правил и обученного персонала для обслуживания крана, а также подтверждено, что техническое состояние крана допускает его безопасную эксплуатацию. Если владелец крана не имеет необходимых специалистов, то при регистрации представляется договор со специализированной организацией на проведение надзора и обслуживания. При регистрации крана, отработавшего нормативный срок службы, представляется заключение специализированной организации о возможности его дальнейшей эксплуатации.

При регистрации кранов, изготовленных за рубежом, представляется решение территориального органа Ростехнадзора о применении крана.

Краны подлежат перерегистрации после:

а) реконструкции;

б) ремонта, если на кран был составлен новый паспорт;

в) передачи крана другому владельцу;

г) перестановки крана мостового типа на новое место.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации, выдается инспектором Ростехнадзора на основании результатов технического освидетельствования. Разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации оформляется в следующих случаях:

а) перед пуском в работу вновь зарегистрированного крана;

б) после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых и быстромонтируемых башенных кранов);

в) после реконструкции крана;

г) после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций крана с применением сварки;

д) после установки на кране нового ограничителя грузоподъемности.

О предстоящем пуске в работу грузоподъемной машины владелец обязан уведомить орган Госгортехнадзора (инспектора) не менее чем за 5 дней.

Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора, выдается инженерно—техническими работниками по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.

Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.

Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:

частичному — не реже одного раза в 12 мес.;

полному — не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования).

Редко используемые грузоподъемные краны должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится «владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.

Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:

а) монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых и быстромонтируемых башенных кранов);

б) реконструкции крана;

в) ремонта расчетных металлоконструкций крана с заменой элементов или узлов с применением сварки;

г) установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;

д) капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки;

е) замены крюка или крюковой подвески (проводятся только статические испытания);

ж) замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа.

При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться:

а) осмотру;

б) статическим испытаниям;

в) динамическим испытаниям.

    При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания грузоподъемной машины не проводятся.

    Периодический осмотр, техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных машин, а также ремонт и рихтовка крановых путей должны проводиться согласно инструкции предприятия-изготовителя и в сроки, установленные графиком планово-предупредительного ремонта. График должен быть составлен с учетом фактической наработки и технического состояния крана. Владелец грузоподъемных машин обязан обеспечить проведение указанных работ согласно графику и своевременное устранение выявленных неисправностей.

    Результаты осмотров и технических обслуживаний, сведения о ремонтах грузоподъемных машин должны записываться в журнал. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного технического освидетельствования грузоподъемной машины, заносятся в ее паспорт.

    Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически проводить их осмотр в следующие сроки:

-траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;

-стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;

-редко используемых съемных грузозахватных приспособлений перед выдачей их в работу.

    Руководители предприятий и частные лица - владельцы грузоподъемных машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций, эксплуатирующих краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

    В этих целях должны быть:

а) назначены инженерно - технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;

б) создана ремонтная служба и установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;

в) установлен требуемый Правилами порядок обучения и периодической проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, а также проверки знаний Правил инженерно - техническим персоналом;

г) разработаны инструкции для ответственных лиц и обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: