ОРГАНИЗАЦИЯ БЕЗОПАСНЫХ УСЛОВИЙ РАБОТЫ НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ
Методические указания к проведению лабораторных работ
по дисциплинам «Безопасность строительных процессов»
для студентов по направлению подготовки
20.03.01 Техносферная безопасность,
08.03.01Строительство
Курск, 2017
Составители: Е.В. Меркулова
УДК658. 382
Организация безопасных условий работы на строительной площадке: методические указания к проведению лабораторно - практических занятий по дисциплинам «Безопасность строительных процессов», / сост. Е.В. Меркулова; Курск. гос. ун-т. Курск, 2017. 20 с.
Содержат сведения о требованиях к организации безопасных условий работы на строительной площадке при работе с грузоподъемными машинами и в опасных зонах в соответствии сПравилами по охране труда в строительстве, утв. приказом Минтруда России N 336н от 1 июня 2015 года
Работа предназначена для студентов всех специальностей.
Текст печатается в авторской редакции
Подписано в печать формат 60х84 1/16.
Усл. печ. л.1,3. Уч. изд. л. 1,3. Тираж 20 экз. Заказ
Курский государственный университет.
305000, г. Курск, ул. Радищева,33.
Цель работы.
Изучить:
- организацию безопасных условий работы на строительной площадке;
- допуск персонала к работе с грузоподъёмными машинами;
- расчет границ опасных зон
Общие сведения
Организация безопасных условий работы на строительной площадке.
Правила безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов.
Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в ПБ-10-14-92 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов». Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, установке, ремонту, реконструкции и эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов, а также грузозахватных органов, приспособлений и тары.
Правила распространяются на:
-грузоподъемные краны всех типов, включая мостовые краны-штабелеры с машинным приводом;
-грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
-краны-экскаваторы, предназначенные для работы только с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом;
-электрические тали;
-подъемники крановые;
-грузозахватные органы (крюки, грейферы, грузоподъемные электромагниты, клещевые захваты и т.п.);
-съемные грузозахватные приспособления (стропы, захваты, траверсы и т.п.);
-тару, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковши, мульды, изложницы и т.п.), а также в морских и речных портах, требования к которой устанавливаются отраслевыми правилами или нормами.
Грузоподъемные машины до пуска их в работу должны быть зарегистрированы в территориальных органах Ростехнадзора.
Регистрации подлежат следующие грузоподъемные машины:
а) грузоподъемные машины, установленные в шахтах, на морских и речных судах и иных плавучих сооружениях, на которые распространяются специальные правила;
б) экскаваторы, предназначенные для работы с землеройным оборудованием или грейфером;
в) грузоподъемные краны-манипуляторы и краны-трубоукладчики, на которые распространяются соответствующие правила Госгортехнадзора России;
г) грузоподъемные краны, предназначенные для работы только с навесным оборудованием (вибропогружателями, шпунтовыдергивателями, люльками, буровым оборудованием и т.п.);
д) грузоподъемные машины специального назначения (например, напольные, завалочные и посадочные машины, электро— и автопогрузчики, путе и мостоукладочные машины и т.п.);
е) монтажные полиспасты и конструкции, к которым они подвешиваются (мачты, шевры, балки и т.п.);
ж) грузоподъемные краны с ручным приводом;
з) ручные тали.
Не подлежат регистрации в органах Ростехнадзора следующие краны:
а) краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта;
б) краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
в) краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
г) переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
д) краны мостового типа и башенные краны, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
е) краны, установленные на экскаваторах, дробильно—перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
ж) электрические тали.
Существуют следующие опасности, связанные с работой грузоподъемного оборудования:
-рабочая зона одновременно является и опасной зоной в которой одновременно находятся и обслуживающий персонал и посторонние лица;
-непреднамеренный контакт с движущимися частями оборудования и возможный удар падающими предметами при обрыве поднимаемого груза;
-высыпание части груза при подъеме;
-падение самого грузоподъемного оборудования.
Для обеспечения безопасности работ грузоподъемного оборудования необходимо определить опасную зону.
Опасность может возникнуть в случае падении грузоподъемного устройства, поэтому необходимо рассчитать устойчивость крана.
Регистрация грузоподъемных машин в органах Ростехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорту грузоподъемной машины. В заявлении должно быть указано наличие у владельца крана ответственных специалистов, прошедших проверку знаний настоящих Правил и обученного персонала для обслуживания крана, а также подтверждено, что техническое состояние крана допускает его безопасную эксплуатацию. Если владелец крана не имеет необходимых специалистов, то при регистрации представляется договор со специализированной организацией на проведение надзора и обслуживания. При регистрации крана, отработавшего нормативный срок службы, представляется заключение специализированной организации о возможности его дальнейшей эксплуатации.
При регистрации кранов, изготовленных за рубежом, представляется решение территориального органа Ростехнадзора о применении крана.
Краны подлежат перерегистрации после:
а) реконструкции;
б) ремонта, если на кран был составлен новый паспорт;
в) передачи крана другому владельцу;
г) перестановки крана мостового типа на новое место.
Разрешение на пуск в работу грузоподъемной машины, подлежащей регистрации, выдается инспектором Ростехнадзора на основании результатов технического освидетельствования. Разрешение на пуск в работу крана, подлежащего регистрации оформляется в следующих случаях:
а) перед пуском в работу вновь зарегистрированного крана;
б) после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых и быстромонтируемых башенных кранов);
в) после реконструкции крана;
г) после ремонта с заменой расчетных элементов или узлов металлоконструкций крана с применением сварки;
д) после установки на кране нового ограничителя грузоподъемности.
О предстоящем пуске в работу грузоподъемной машины владелец обязан уведомить орган Госгортехнадзора (инспектора) не менее чем за 5 дней.
Разрешение на пуск в работу грузоподъемных машин, не подлежащих регистрации в органах Ростехнадзора, выдается инженерно—техническими работниками по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин.
Грузоподъемные машины и съемные грузозахватные приспособления до пуска в работу должны быть подвергнуты полному техническому освидетельствованию.
Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию:
частичному — не реже одного раза в 12 мес.;
полному — не реже одного раза в 3 года, за исключением редко используемых кранов (краны для обслуживания машинных залов, электрических и насосных станций, компрессорных установок, а также другие краны, используемые только при ремонте оборудования).
Редко используемые грузоподъемные краны должны подвергаться полному техническому освидетельствованию не реже одного раза в 5 лет. Отнесение кранов к категории редко используемых производится «владельцем по согласованию с органами Ростехнадзора.
Внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины должно проводиться после:
а) монтажа, вызванного установкой крана на новом месте (кроме стреловых и быстромонтируемых башенных кранов);
б) реконструкции крана;
в) ремонта расчетных металлоконструкций крана с заменой элементов или узлов с применением сварки;
г) установки сменного стрелового оборудования или замены стрелы;
д) капитального ремонта или замены грузовой или стреловой лебедки;
е) замены крюка или крюковой подвески (проводятся только статические испытания);
ж) замены несущих или вантовых канатов кранов кабельного типа.
При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться:
а) осмотру;
б) статическим испытаниям;
в) динамическим испытаниям.
При частичном техническом освидетельствовании статические и динамические испытания грузоподъемной машины не проводятся.
Периодический осмотр, техническое обслуживание и ремонт грузоподъемных машин, а также ремонт и рихтовка крановых путей должны проводиться согласно инструкции предприятия-изготовителя и в сроки, установленные графиком планово-предупредительного ремонта. График должен быть составлен с учетом фактической наработки и технического состояния крана. Владелец грузоподъемных машин обязан обеспечить проведение указанных работ согласно графику и своевременное устранение выявленных неисправностей.
Результаты осмотров и технических обслуживаний, сведения о ремонтах грузоподъемных машин должны записываться в журнал. Сведения о ремонтах, вызывающих необходимость внеочередного технического освидетельствования грузоподъемной машины, заносятся в ее паспорт.
Результаты осмотра съемных грузозахватных приспособлений и тары заносятся в журнал. В процессе эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений и тары владелец должен периодически проводить их осмотр в следующие сроки:
-траверс, клещей и других захватов и тары - каждый месяц;
-стропов (за исключением редко используемых) - каждые 10 дней;
-редко используемых съемных грузозахватных приспособлений перед выдачей их в работу.
Руководители предприятий и частные лица - владельцы грузоподъемных машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций, эксплуатирующих краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.
В этих целях должны быть:
а) назначены инженерно - технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, инженерно - технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами;
б) создана ремонтная служба и установлен порядок периодических осмотров, технических обслуживаний и ремонтов, обеспечивающих содержание грузоподъемных машин, крановых путей, съемных грузозахватных приспособлений и тары в исправном состоянии;
в) установлен требуемый Правилами порядок обучения и периодической проверки знаний персонала, обслуживающего грузоподъемные машины, а также проверки знаний Правил инженерно - техническим персоналом;
г) разработаны инструкции для ответственных лиц и обслуживающего персонала, журналы, проекты производства работ, технологические карты, технические условия на погрузку и разгрузку, схемы строповки, складирования грузов и другие регламенты по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин;