Дидактика - это раздел педагогики и теории образования, который изучает проблемы обучения. Раскрывает закономерности приобретения знаний, умений и навыков и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования.
Основной вопрос дидактики формулируется иначе. Одни связывают это с вопросом о содержании образования и воспитания, другие с «тем, как ученики думают в процессе обучения» по конкретному предмету; наконец, другие резюмируют это в двух риторических вопросах: «Чему учить?» и "как учить?"
Дидактика является неотъемлемой частью педагогики, науки обучения, изучения законов, закономерностей, принципов и средств обучения. Объект дидактики - обучение.
Различают «частную дидактику» - методику преподавания определенных предметов (методика преподавания математики, физики, истории и т. Д.), Определенных категорий учащихся (методы начального образования, дидактика высшего образования), в различных типах учебных заведений и формах обучения. Каждый метод обучения имеет свой объект - преподавание предмета, обучение определенных категорий учащихся и т. Д.
|
|
Предметом дидактики является связь между обучением (деятельность учителя) и обучением (познавательная деятельность студента), их взаимодействием.
Дидактические задания:
описание и объяснение учебного процесса и условий его реализации;
развитие более современных процессов обучения;
организация учебного процесса;
новые системы обучения;
новые технологии обучения (например, драматическая герменевтика или социо-игровое руководство
-изучение вопросов образования (как, кому и какую информацию предоставлять);
-изучение законов познавательной деятельности и поиск путей ее активизации;
-развитие психических процессов, стимулирующих студентов к поиску и усвоению новой информации;
Основными категориями дидактики являются: преподавание, обучение, обучение, образование, знания, навыки, умения, цели, содержание, организация, типы, формы, методы, результаты обучения (продукты):
Преподавание -упорядоченная деятельность учителя по реализации цели обучения (образовательных заданий), предоставление информации, просвещение, осведомленность и практическое применение знаний.
Обучение - это процесс (точнее, совместный процесс), в ходе которого возникают новые формы поведения и деятельности на основе познания, упражнений и приобретенного опыта, а ранее приобретенные изменяются.
Обучение - упорядоченное взаимодействие учителя со студентами, направленное на достижение цели.
Образование - это система знаний, умений, навыков, способов мышления, приобретенных в процессе обучения.
|
|
Знание - понятия, схемы, факты, законы, закономерности, обобщенная картина мира, которые стали достоянием человеческого сознания. Знания могут быть эмпирическими, приобретенными экспериментально и теоретически, полученными в результате рассмотрения закономерностей, отношений, отношений между объектами и явлениями. Знания
играть мотивирующую и регулирующую роль. Их структура представляет собой единство когнитивного, эмоционального, мотивационного и волевого компонентов.
Навыки - овладение методами (приемами, действиями) применения полученных знаний на практике.
Навыки - навыки доведены до автоматизма, высокая степень совершенства. Навыки сенсорные, умственные, двигательные, сложные.
Цель (образовательная, воспитательная) - то, к чему стремится обучение, будущее, на которое направлены его усилия.
Контент (обучение, воспитание) - это система научно-практических навыков и умений, способов работы и мышления, которые студенты должны освоить в процессе обучения.
Организация - упорядочение дидактического процесса в соответствии с определенными критериями, придание ему необходимой формы для наилучшего достижения цели.
Форма - это способ существования образовательного процесса, оболочка для его внутренней сущности, логики и содержания. Форма в первую очередь связана с количеством студентов, временем и местом обучения, порядком ее реализации и т. Д.
Метод представляет собой способ достижения (реализации) цели и задач обучения.
Средства - объективная поддержка учебного процесса. Средства - это голос (речь) учителя, его умение в самом широком смысле, учебники, учебное оборудование и т. Д.
Результаты (пищевое образование) - это то, что приходит к обучению, конечное следствие образовательного процесса, степень реализации цели.
В последнее время статус основных дидактических категорий предлагается присвоить понятиям дидактической системы (совокупность методов, инструментов и процессов, направленных на достижение эффективности образовательного процесса) и технологии обучения (система приемов, методик).
Компетентность -способность применять знания, навыки, личные качества для успешной деятельности в определенной области.
Компетентность - это то, что человек хорошо понимает. Компетенции - качества, приобретенные в течение жизни через определенный опыт. Доктор педагогических наук А. Хуторская предлагает три уровня компетенций:
Тема
ключ
Общие предметы
Итак, компетенция - это социально признанный уровень знаний, умений и навыков в определенной сфере человеческой деятельности в педагогике.
Понятие «компетентность» является более узким, чем понятие «профессионализм», поскольку человек может быть профессионалом в своей области, но не обязательно компетентным во всех вопросах конкретной профессии.
Компетентность определяется:
как сочетание психических свойств;
как психическое состояние, позволяющее человеку действовать независимо и ответственно;
как способность и умение человека выполнять определенные трудовые функции.
Компетентность может быть определена по результатам профессиональной деятельности. Здесь, по-видимому, нужен научный подход к его оценке.
По мнению А.К. Маркова, можно выделить следующие виды профессиональной компетентности:
особая компетентность - владение профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, умение проектировать свое профессиональное развитие;
социальная компетентность - владение коллективной профессиональной деятельностью и принятые методы профессионального общения; социальная ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
личностная компетентность - овладение приемами личностного самовыражения и саморазвития;
|
|
индивидуальная компетентность - овладение приемами самореализации и развития личности в рамках своей профессии; готовность к постоянному профессиональному росту; способность к самосохранению, неуязвимость к профессиональному старению; умение рационально организовать свою работу (без перегрузки).
Сочетание этих видов профессиональной компетентности является показателем зрелости человека в профессиональной деятельности, в общении, формировании личности и индивидуальности профессионала.
Другим подходом можно считать профессионально-педагогическую компетентность.
Профессионально-педагогическая компетентность (ППК) - это собственность личности, основанная на стипендии, авторитете учителя и позволяющая эффективно решать проблемы обучения и воспитания, направленные на формирование личности другого человека.
ППК - это способность учителя превращать свою специальность в средство формирования личности студента.
Таким образом, ППК представляет собой совокупность навыков учителя как субъекта педагогического воздействия для структурирования научных и практических знаний с целью более эффективного решения педагогических задач.
В качестве основных компонентов профессионально-педагогической компетентности можно выделить следующие:
- Специальная педагогическая компетентность учителя предполагает его осведомленность и авторитет в области конкретной науки (или нескольких наук), которая определяет содержание предмета, который должен освоить учащийся.
- Специальная компетентность учителя основана на его научной компетентности (знание науки плюс навыки и умение применять их на практике), что позволяет ему выступать только в качестве источника знаний.
- Научно-педагогическая компетентность предполагает способность учителя превращать науку в средство воспитательного воздействия на личность студента.
- Методологическая компетентность предполагает выбор оптимальных методов обучения для решения конкретных дидактических задач - в том числе обучение будущих учителей методам обучения.
|
|
- Социально-психологическая компетентность учителя предполагает его знание процессов общения, которые осуществляются внутри групп учащихся, между учителем и группами, между учителем и учениками, а также с учетом успешного решения задач для достижения желаемых педагогических результатов. Его можно рассматривать как совокупную характеристику субъекта общения, в том числе социально-перцептивной и коммуникативной компетентности.
- Дифференциально-психологическая компетентность предполагает знание учителем индивидуальных особенностей каждого учащегося, его способностей, сильных сторон его характера, сильных и слабых сторон предыдущего обучения, а также выработки продуктивной стратегии индивидуального подхода к нему в учебном процессе.
- аутопсихологическая компетентность заключается в осознании учителем сильных и слабых сторон его собственной личности и его педагогической деятельности, способах профессионального самосовершенствования, которые повысят эффективность его работы.
- Общая педагогическая компетентность предполагает осознание учителем необходимости научного подхода к проектированию и организации педагогического процесса, результатом которого может стать технология обучения и воспитания.