Министерство культуры Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области «Асбестовский колледж искусств»
Положение
О выпускной квалификационной работе
По специальности 51.02.01 Народное художественное творчество (по видам)
Специализация – Театральное творчество.
Асбест 2018
Утверждено ПЦК Народное художественное творчество (по видам) театральное творчество Протокол № 24 от 20.06.2018г
Составила: Бочкарева И.А.
Общие положения
Настоящее положение разработано отделением театрального творчества с учетом Положения об итоговой государственной аттестации выпускников средних специальных учебных заведений в Российской Федерации. Государственного образовательного стандартов 2010г.
Итоговая государственная аттестация выпускника колледжа включает защиту выпускной квалификационной работы (ВКР), выполнение которой является заключительным этапом профессиональной подготовки студентов. В процессе выполнения ВКР осуществляется дальнейшее углубление теоретических знаний и их систематизация, развитие прикладных умений и практических навыков, овладение методикой исследования при решении конкретных задач, развитие навыков самостоятельной работы, повышение общей и профессиональной компетентности выпускника.
|
|
Целью комплексной экспертизы выпускной квалификационной работы является оценка готовности выпускника к профессиональной деятельности и установление факта соответствия/несоответствия уровня подготовки специалиста требованиям соответствующего Государственного образовательного стандарта среднего специального профессионального образования.
Общие требования к выпускной квалификационной работе
Выпускная квалификационная работа (ВКР) – индивидуальная рукописная работа творческого характера, выполненная студентом на заключительном этапе обучения в колледже, позволяющая оценить уровень готовности выпускника к самостоятельному выполнению различных видов профессиональной деятельности, указанных в квалификационной характеристике ГОС ССПО.
Квалификационная работа должна отражать знания по дисциплинам – режиссура, актерское мастерство, сценография, история костюма, музыкальное оформление спектакля и способствовать повышению эффективности профессиональной деятельности специалиста.
ВКР пишется на основе выбранной студентом пьесы и осуществленной по ней постановки спектакля. Допускается теоретическая разработка будущего спектакля без практической работы (постановки)
|
|
Основным требованием к результатам, полученным в ходе выполнения выпускной квалификационной работы, является их теоретическая и практическая значимость. Главное – установление готовности выпускника к профессиональной деятельности.
Выпускная квалификационная работа выполняется студентом самостоятельно под руководством квалифицированных специалистов. В тексте ВКР должно быть отражено:
Ø Обоснование выбора пьесы.
Ø Режиссерский замысел спектакля.
Ø Приложения.
Критерии оценки выпускных квалификационных работ определяются ПЦК специальности Народное художественное творчество (по видам) театральное творчество ГБПОУ СО «Асбестовский колледжа искусств». Они содержат полный состав требований к выпускнику, которые должны быть предъявлены ему в ходе защиты выпускной работы (знания и умения, связанные с выполнением указанных в Государственном образовательном стандарте среднего специального профессионального образования). Оценка выполненной выпускником квалификационной работы осуществляется на основе указанных оценочных средств, позволяющих определить степень его готовности к осуществлению профессиональной деятельности.
Содержание выпускной квалификационной работы
Обоснование выбора пьесы
В содержании этого раздела должны быть отражены:
Ø Творческая биография автора.
Ø Характеристика эпохи(на усмотрение педагога)
Ø Актуальность пьесы в наши дни.
Ø Первое и последнее впечатления от пьесы.
Режиссерский замысел спектакля.
В этом разделе должны быть определены и разработаны:
2.1. Идейно-тематический анализ:
Ø Тема.
Ø Идея.
Ø Конфликт
Ø Сверхзадача
Ø Сквозное действие
Ø Контрсквозное действие.
Ø Жанр.
Ø Ведущее предлагаемое обстоятельство
Ø Событийный ряд.
Ø Характеристика действующих лиц.
Тема - основной круг вопросов, на которых сосредоточил свое внимание автор. Это то, о чем говорится в произведении, это то, про что вы будете ставить спектакль.
Формулировать тему нужно так, чтобы каждое слово в ней могло быть сыграно в пространстве сцены.
Для того, чтобы вывести тему, необходимо сделать следующее:
Ø Подробно выпишите все факты, которые есть в пьесе.
Ø Уберите те из них, которые не разворачивают действие в обратную сторону.
Ø Попробуйте свести все факты в одну фразу, начиная со слов «История про то, как…» и используя схему: «Кто-то несмотря на что-то, делает то-то и то-то и сделал (или не сделал)».
Идея – в искусстве главная мысль произведения, то, что хотел сказать автор (режиссер), В отличие от темы, сюжета, фабулы, идею нельзя пересказать в отрыве от художественной ткани. Идея отвечает на вопрос для чего? Ради чего?
Формулируя идею, необходимо понять, о чем вы хотели бы заставить зрителя задуматься (проблема должна быть актуальной и волнующей). Идея режиссера вытекает из темы, определенной режиссером. Без собственной идеи не может быть режиссерского прочтения материала. Идея не может содержать в себе никакого отрицания и формируется примерно в таком виде: «Люди, делайте то-то и то-то», т.к. зритель приходит в зал, чтобы понять, что надо делать, а не что делать не надо. Идея на сцене, как и в жизни, утверждается в борьбе главного «сквозного» действия с контрдействием.
Конфликт – это, прежде всего, разность отношений, порождающая явное или скрытое столкновение:
Ø одного действующего лица с другим;
Ø одного лица и группы действующих лиц;
Ø одной группировки с другой;
Ø одного действующего лица с окружающими его предлагаемыми обстоятельствами, с вещественной или общественной средой и наоборот;
|
|
Ø человека с самим собой, со своим внутренним духовным миром или просто физическим самочувствием
Сверхзадача – то, ради чего вы сегодня здесь и сейчас решили ставить именно это произведение. Это главная, высшая цель, вбирающая в себя все устремления режиссера и направляющая затем его творческую работу; главная мысль, которую зритель уяснит себе как вывод.
Сверхзадача всегда имеет в виду зрителя и всегда обращена к зрителю. Это поворот идеи на зрительный зал сегодня (в это время, сейчас). Это поворот, определяющий «какое воздействие я хочу оказать на зрителя и во имя каких идеалов». В сверхзадаче определяется мера боли по поводу тематики и идеи, отраженных и выраженных в пьесе. При определении сверхзадачи надо быть предельно откровенным и не бояться саамы обнаженных и жестких для самого себя определений. Чем откровеннее вы ответите на вопросы «зачем» и «почему», тем глубже и дольше вас будет волновать проблематика постановки и тем острее и актуальнее будет результат на сцене.
Сквозное действие – это способ развертывания темы. Оно всегда направлено на достижение сверхзадачи, оно соединяет воедино все элементы и направляет их к общей сверхзадаче.
Как сверхзадача объединяет и подчиняет себе все задачи, точно так же сквозное действие «подминает» под себя все без исключения действия и поступки персонажей, сбивает их в прочный остов, который служит роли, пьесе, спектаклю своеобразным стержнем.
Контрсквозное действие (контрдействие) – сопротивление действию. И то, и другое может достаточно быстро менять направление. Контрдействие неизбежный спутник сквозного действия. Оно питает и усиливает сквозное действие, придает своей «конфликтной неизбежностью» остроту и динамизм драматическому развитию событий.
При построении действия и контрдействия важно помнить о «законе перпендикуляра»: человек всегда говорит (думает) одно, а делает другое. Действие и контрдействие желательно подтверждать мизансценированием.
Жанр – это способ отражения действительности, угол зрения автора, режиссера, артистов на отраженную ими действительность, их отношение к ней;
|
|
Ø признак формы и содержания;
Ø правила игры (средства выразительности), соответствующие идее произведения, способствующие наиболее полному её выражению.
Жанр определяется исходя из:
Ø природы литературного материала;
Ø способ отбора предлагаемых обстоятельств;
Ø способа отношения к зрителю и степени его включения в сценическое действие.
Следовательно, предлагаемые обстоятельства – все то, что предлагается режиссеру и актерам принять во внимание в их творчестве. Это факты, события, эпоха, место, время, фабула, условия, декорация, костюмы, свет и т.д.
Ø Ведущее предлагаемое обстоятельство – главное предлагаемое обстоятельство, высекающее конфликт. Оно возникает здесь и сейчас, движет сюжет, развивает и обостряет конфликт.
Событийный ряд – событийная структура, событийное течение (переход из одного события в другое). События определяются предлагаемыми обстоятельствами.
Ø Исходное событие – первый этап в цепи развития конфликта, причина порождающая конфликт. Лежит за пределами пьесы.
Ø Предшествующее событие – повод для обострения конфликта.
Ø Начальное событие – начало интриги. (Кто первый?)
Ø Главное событие – открытое столкновение конфликтующих сторон, лобовая атака враждующих сил, когда их слова, действия и поступки проявляются совершенно открыто и в подавляющем большинстве случаев без подтекста. Это полное и всестороннее проявление главного конфликта.
Ø Кульминационное событие – разрешение противоречий, развязка. Последнее событие спектакля. «Пора закрывать занавес».
Характеристика действующих лиц включает в себя:
1) Предлагаемые обстоятельства, как мотивировка к совершению поступков.(предлагаемые обстоятельства большого, среднего и малого круга)
2) Что происходит с персонажем во время событий спектакля.
3) Главная фраза роли (фраза, которая наиболее полно и глубоко характеризует персонажа)
4) Зерно роли. (Это такая особенность, которая позволяет артисту жить в предлагаемых обстоятельствах роли, это действенный образ роли, дающий ей определенный окрас.)
5) Биографические факты прошлого и настоящего - «легенда роли»
7) Привычки, пристрастия, манеры, вкусы и внешние особенности.
8) Сверхзадача героя.
9) Сверхзадача актера (прописывается только в дипломной работе, относящейся к дипломному спектаклю) (Приложение 4)
2.2. Художественное оформление спектакля.
Выполняется в свободной форме, включающей в себя:
1) Определение времени, эпохи стиля оформления.
2) Количество мест действия и перемен декораций.
3) Тип декорационного оформления:
· По степени реалистичности:
- безусловные (дающие конкретное изображение места действия)
- условные (создающие образ действия, его знак)
· По форме презентации:
- покартинные
- симультантные
- единая пластическая установка
· По участию в действии:
-вынос-внос осуществляется на глазах у зрителя.
- чистые перемены (в темноте или при закрытом занавесе)
· По технологии изготовления:
- кулисно-передвижная
-кулисно-арочная подъемная
-симультантная
- пространственная (окружает зрителя со всех сторон)
- объемная
-проекционная
4) Описание мест действий, технологию перемены декораций, освещение, одежда сцены.
5) Костюмы героев, грим.
Так же описываются функции, которые выполняет художественное оформление в данной работе, каким образом художественное оформление работает на замысел спектакля. Какой художественный образ несет в себе.
2.3. Музыкальное оформление спектакля (обоснование) Оформляется в свободной форме по согласованию с педагогом. (Приложение 5)