О каких уровнях научного познания идёт речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом

1) уровни научного познания — эмпирический, теоретический;

2) формы научного познания — эмпирический: научный факт и эмпирический закон; теоретический: проблема, гипотеза и теория;

3) Методы научного познания, используемые Магелланом:

– анализ;

– выдвижение гипотезы;

– наблюдение.

Назовите любые два отличия научного познания от житейского (обыденного) познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.

1. Названы два отличия научного познания от житейского (обыденного).

-Для научного познания характерны специальные методы исследования.

-Для описания научных фактов, формулирования теорий в науке используется специальный язык.

2. Проиллюстрированы примером.

- Для изучения бактерий в микробиологии могут использоваться такие методы, как наблюдение и описание и эксперимент, в результате которого накапливается эмпирический материал, необходимый для дальнейшего исследования.

- В физике такие понятия как масса, скорость, время и др. имеют специальные, строго определенные обозначения, используемые в формулах, при описании процессов.

 

Назовите и проиллюстрируйте примерами две особенности эмпирического уровня научного познания.

1) направленность на объект познания (или преобладание чувственного познания). Например, учёный непосредственно или опосредованно (через систему приборов и специальных устройств) вступает в контакт с изучаемым объектом, производя над ним ряд операций: собирает факты, обобщает, описывает данные, полученные в ходе наблюдения или эксперимента, т.е. классифицирует и систематизирует знания, полученные с помощью чувственно-практического опыта;

2) исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений, поэтому открываемые на этом уровне эмпирические законы не объясняют природы и механизма связей, существующих между явлениями. Например, исследуя особенности электрического тока, Г. Ом вывел закон, который устанавливает зависимость силы тока от напряжения и сопротивления.

 

Назовите и проиллюстрируйте примерами три отличительных признака научного познания. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) воспроизводимость и проверяемость полученных знаний (пример: учёный-физик, проведя эксперимент, то есть создав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии повторить его и убедиться в его истинности);

2) объективность (пример: выводы, которые делает учёный-историк, изучая значение деятельности политического деятеля, не должны зависеть от его симпатии или антипатии к этому деятелю);

3) логическая взаимосвязь различных элементов научного знания (учёный-экономист выдвигает гипотезу о механизмах международного экономического сотрудничества, основываясь на ранее доказанных теориях в сфере экономики и других наук).

 

Назовите три особенности научного познания и проиллюстрируйте каждую из них примером. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).

1) воспроизводимость и проверяемость полученных знаний (пример: учёный-физик, проведя эксперимент, то есть создав условия, в которых получен какой-либо научный результат, должен быть в состоянии повторить его и убедиться в его истинности);

2) объективность (пример: выводы, которые делает учёный-историк, изучая значение деятельности политического деятеля, не должны зависеть от его симпатии или антипатии к этому деятелю);

3) логическая взаимосвязь различных элементов научного знания (учёный-экономист выдвигает гипотезу о механизмах международного экономического сотрудничества, основываясь на ранее доказанных теориях в сфере экономики и других наук).

 

Автор пишет: «В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом». Опираясь на знание курса, приведите по два примера знания, полученного путем эмпирических и теоретических исследований.

1) Приведены примеры исследований, осуществленных эмпирическим путем, допустим:

— установление уровня прозрачности вод Байкала при помощи специального зонда;

— выяснение рейтинга популярного политика посредством социологического опроса и контент-анализа материалов СМИ.

 

2) Приведены примеры исследований, осуществленных теоретическим путем, допустим::

— выдвижение гипотезы происхождения названия «Русь» от славянского корня «руса», «рос»;

— обоснование прогнозов развития мировой экономики после преодоления финансового кризиса;

— выдвижение гипотезы происхождения Вселенной посредством «Большого взрыва» и т д.

 

Назовите и проиллюстрируйте примерами любые три формы представления результатов научного познания.

1) научный факт (Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца).

2) научная теория (Гелиоцентрическая теория Н. Коперника, Теория относительности А. Эйнштейна)

3) научный закон (Закон сохранения энергии, законы Архимеда)

 

Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите три объяснения необходимости сочетания в познавательной деятельности различных видов (форм) познания.

1) не все проблемы могут быть изучены, поняты в рамках одного вида (формы) познания;

2) эмпирическое и теоретическое познание взаимосвязаны и едва ли могут быть изолированы друг от друга (эмпирическая информация фиксируется в понятиях, суждениях, умозаключениях и др.);

3) сочетание различных видов (форм) познания даёт наиболее полноценную картину мира.

 

Автор утверждает, что практика служит критерием истинности. Используя содержание текста и обществоведческие знания, приведите объяснение авторской мысли. Назовите еще любые два критерия истинности научного знания.

 

1) объяснение мысли автора:

— научные выводы могут считаться истинными, если они подтверждены опытом практической деятельности.

2) критерии истинности научного знания:

— логическая непротиворечивость;

— практическая полезность, согласованность с общей системой знаний.

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальное познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о социальном познании.

1) смысл понятия, например: «Социальное познание – научное познание, нацеленное на изучение закономерностей развития общества целом, сообществ и объединений людей, деятельности человека».

Может быть дано другое, близкое по значению определение.

2) два предложения с информацией о социальном познании, опирающейся на знания курса, например:

– «Спецификой социального познания является совпадение познающего субъекта с познаваемым объектом».

– «В социальном познании метод эксперимента менее распространен в отличие от познания естественнонаучного».

Назовите три любые вида познания, укажите одну из особенностей каждого вида и проиллюстрируйте виды примерами. (Сначала назовите вид, затем особенность, затем приведите соответствующий пример.) (Каждый пример


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: