Методика формирования у умственно отсталых учащихся умений пользоваться чертежным принадлежностям и решать задачи геометрического содержания

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

По дисциплине: Основы математики с методикой обучения

Тема работы: Формирование у учащихся старших классов геометрических понятий

Теоретическая часть

Содержание геометрического материала, который предлагается для изучения в старших классах вспомогательной школы. Какое место занимает раздел «Элементы наглядной геометрии» в программе по математике для старших классов?

В соответствии с программой вспомогательной школы учащиеся изучая наглядную геометрию знакомятся,

во-первых: с геометрическими фигурами: точка, отрезок, круг, многоугольник и т.д.) и геометрическими телами (шар, прямоугольный параллелепипед, в частности, куб, цилиндр и др.), их элементами, свойствами, моделированием;

с взаимным расположением фигур и геометрических тел (предметов) на плоскости и в пространстве;

с величинами (длина, площадь, объём) и единицами мер (линейными, квадратными, кубическими).

С инструментами для измерения и вычерчивания геометрических фигур (линейка, рулетка, чертёжный треугольник, циркуль, транспортир);

Во – вторых - приобретают навыки измерения, вычерчивания и моделирования фигур;

В – третьих - учатся полученные знания связывать с жизнью, например, узнавать в окружающих предметах знакомые геометрические формы и применять знания при изучении других учебных предметов.

Геометрический материал в программе по математике в вспомогательной школе расположен концентрически. Почти на каждом году обучения учащиеся возвращаются к уже изученной геометрической фигуре, но знания о ней расширяются, углубляются, систематизируются.

Эффективность изучения геометрического материала обеспечивается правильной организацией его изучения. Особенностью расположения материала в программе является «забегание» вперёд. Такой же подход прослеживается и при формировании понятий о геометрических фигурах и их свойствах, свойствах и законах арифметических действий и других понятий. Например, 5-м классе знакомятся со смежными сторонами и диагоналями прямоугольника, в 6-м классе прямоугольник рассматривается как частный случай параллелограмма, в 7 -8 классах даётся понятие о площади прямоугольника; в 9 классе любые прямоугольник и треугольник выступают в роли граней различных геометрических тел: любого параллелепипеда, пирамиды. Вычисляя площади боковых поверхностей тел, школьники вычисляют площади этих фигур.

Учитывая, что учащиеся школы VIII вида склонны к медленному запоминанию и быстрому забыванию. Программа предусматривает наряду с изучением нового материала небольшими порциями постоянное закрепление и повторение изученного. Программа каждого класса начинается с повторения основного материала предыдущих лет обучения. Причём повторение предполагает постепенное расширение, а главное, углубление ранее изученных знаний.

Основные свойства геометрических фигур и тел, которые изучаются в старших классах.

У куба 6 граней, все они квадраты и равны между собой.

У куба 12 ребер, которые равны между собой.

У куба 8 вершин.

У параллелепипеда 6 граней 2 основы - верхняя и нижняя, 4 - боковые.

Основы параллелепипеда имеют форму прямоугольников или квадратов.

Боковые грани параллелепипеда имеют форму прямоугольников.

Противоположные грани параллелепипеда параллельны и равны между собой.

Параллелепипеда 12 ребер и 8 вершин.

Объясните роль наглядности при изучении геометрического материала в старших классах вспомогательной школы.

На содержание геометрического материала в программе по математике оказывает влияние и содержание программ и по другим моторику, развивает самостоятельность, уверенность учащихся.

Всё это требует от учителя широкого оснащения уроков геометрии наглядным материалом. В качестве наглядных средств используются модели геометрических фигур, тел, изготовленные из цветного картона или плотной бумаги, дерева, пластмассы (пирамиды, конусы, цилиндры, шары и т.д.), плакаты с изображением фигур, реальные конкретные предметы, которые по форме тождественны или имеют сходство с изучаемыми геометрическими фигурами, чертежи всех геометрических, тел, единицы измерения длины, площади, объёма (там, где возможно, в натуральную величину), таблицы соотношения этих мер, единицы измерения площадей и объёмов геометрических фигур, наборы игр (геометрические мозаики, домино, лото, строительные конструкторы), диафильмы, кодоскопы и др. ТСО.

Преподавание элементов геометрии невозможно сделать действенным, если учащиеся только наблюдают работу учителя или одного из товарищей с наглядными пособиями. Каждый ученик должен на уроке математики работать с раздаточным геометрическим материалом. Поэтому наборы раздаточного дидактического материала должны находиться и у учащихся, и у учителя. Наряду с геометрическими фигурами в качестве раздаточного материала используются полоски бумаги, палочки разной длины, пластилин. При изучении геометрического материала широко применяются также измерительные и чертёжные инструменты (как классные, так и индивидуальные): линейка, рулетка, циркуль, чертёжный треугольник, транспортир. При изучении отдельных тем полезно использовать модель раздвижного угла, треугольника, модели единиц измерения площади и объёма и др.

Методика формирования у умственно отсталых учащихся умений пользоваться чертежным принадлежностям и решать задачи геометрического содержания.

Формирование измерительных и чертёжных навыков осуществляется в определённой последовательности (поэтапно):

1 этап - показ действия учителем с комментированием его выполнения;

2 этап - выполнение этого действия учеником совместно с учителем или под его руководством; громкое «проговаривание» учеником этап приёмов выполнения действия;

3 этап - самостоятельное выполнение действия учеником (учитель контролирует его правильность); объяснение приёмов работы с помощью наводящих вопросов;

4 этап - автоматизация навыка путём многократного повторения действия; умение самостоятельно объяснить приёмы работы.

Выполнение измерительных и чертёжных работ необходимо связывать с закреплением теоретических знаний. Этой цели служат задания, связанные с построением фигур, равных данным. Так, например, учащимся может быть предложено построить параллелограмм, равный данному (предъявляется либо чертёж, либо модель аналогичной фигуры). Выполнение такого рода заданий возможно при актуализации всех теоретических знаний о данной фигуре. Учащиеся должны чётко представить себе необходимые и достаточные для построения фигуры данные, уметь снять нужные размеры. Должна быть чёткая согласованность речевой и предметно – практической деятельности. Такого характера задания могут выполнять учащиеся с лёгкой формой умственной отсталости, которым доступен 1 уровень усвоения программных требований по математике.

Формированию и развитию представлений о геометрических фигурах существенно содействует решение задач геометрического содержания. Это задачи, связанные с разного рода моделированием геометрических фигур, вычленением их на заданном чертеже, рисунке, предмете. Это деление фигуры с помощью точек, отрезков, площадей, поверхностей и объёмов фигур. Это также задачи на построение фигур с помощью линейки, циркуля, треугольника без учёта размеров и с заданными параметрами, задачи на классификацию фигур, задачи, связанные с формированием навыков чтения чертежей, использованием буквенной символики.

Учащимся 5 -6 классов можно предложить решать новые виды геометрических задач: деление прямоугольника с помощью диагоналей на треугольники, деление прямоугольника на части, в том числе на равные части, составление прямоугольника из других фигур (два равных прямоугольных треугольника образуют прямоугольник). В 5-м классе предусматривается обозначение прямоугольника буквами и чтение чертежа с буквенной символикой, запись заданных сторон и углов прямоугольника с помощью буквенной символики (например, даны: АD = BC =10 см, AB = CD =5 см. Построить прямоугольник).

В 7 – 8 классах ученики решают задачи на вычисление площади прямоугольников, а также обратные задачи: определяют основание (боковую сторону) по заданной площади и длине боковой стороны (основанию).

Особое внимание при изучении геометрического материала в младших и старших классах учитель обращает на обогащение словаря учащихся специальными терминами, новыми словами и выражениями. Необходимо работать над тем, чтобы за каждым словом и термином стоял конкретный образ, чтобы учащиеся чаще включали в свой активный словарь новые слова, геометрические термины. Этому способствует составление специальных геометрических словариков, использование плакатов с новыми для учащихся словами. Большое значение в этом плане имеют упражнения в написании этих слов на уроках математики и русского языка.

Учитывая присущую учащимся с нарушением интеллекта слабость фонематического анализа, следует особенно тщательно дифференцировать сходные по звучанию термины, а также фигуры, которые они обозначают, например, параллелограмм и параллелепипед, прямоугольник и прямоугольный треугольник, тупой угол и тупоугольный треугольник и т.д. Одновременно с называнием фигур учащиеся должны их показывать. Кроме того, им предлагается устанавливать признаки сходства и различия этих фигур. Полезно предлагать учащимся производить систематическое описание свойств фигур. Это позволяет активизировать специальный словарь учащихся, а также упорядочить их знания.

Формулирование правил, определений всегда вызывает у учащихся с интеллектуальным недоразвитием большие трудности. В этой связи следует подходить к учащимся дифференцированно. От некоторых учащихся нельзя требовать точного формулирования правила, определения. Можно просто попросить рассказать об объекте, например: «Расскажи всё, что ты знаешь о квадрате». Если ученик не называет всех существенных признаков фигуры, учитель ставит наводящие вопросы. Заучивание определений нередко приводит к формальному усвоению знаний.

Объясните последовательность и методику организации работы по изучению в 5-10-х классах основных геометрических фигур: - угол; - круг, круг; - треугольники; - квадрат, прямоугольник.

Практическая часть

- геометрические тела


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: