§ рассматривание и обсуждение модели процесса трудовой деятельности «Лесенка: полив растения» (см. рисунок).
Этапы
| Содержание деятельности
| Время проведения
|
Процесс вовлечения
| Воспитатель собирает детей на игру:
- 1, 2, 3, 4, 5 – будем мы сейчас играть! Руку другу мы даем и в кружочек мы встаем!
Организационная игра в кругу «На окне в горшочках»:
На окне в горшочках
(дети сидят на корточках лицом в круг)
Выросли цветочки
(медленно встают)
К солнцу потянулись,
Солнцу улыбнулись.
(тянутся на носочках, подняв руки вверх)
К солнышку листочки
Повернут цветочки.
(разводят руки в стороны ладонями вверх)
Развернут бутоны,
В солнышке утонут.
(соединяют руки над головой и медленно покачиваются)
Пока воспитатель и дети играют, младший воспитатель вносит в группу макеты цветов в горшках: один цветок радостный (смайлик с улыбкой, влажная земля), второй цветок грустный (смайлик не улыбается, земля сухая).
| 2 мин.
|
Процесс целеполагания
| Воспитатель обращает внимание детей на цветы:
- Посмотрите, ребята, пока мы играли, к нам в гости цветочки пришли. Как вы думаете, а зачем людям нужны цветы? (красивые, создают уют, радуют нас, ими можно любоваться).
- И правда, ребята, смотрите, какие они красивые. Что у них есть? (листья, стебель, цветок, корни).
- Ребята, один цветок улыбается, а второй? (нет, он грустный, печальный). Наверное, у него что-то случилось! Что же делать? (выяснить, что случилось, и помочь цветку).
| 1 мин.
|
Процесс проектирования и планирования
| Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, почему же этот цветок грустит? (предположения детей)
- Может, цветку чего-то не хватает? Я посмотрю внимательно на цветы. Кто еще хочет их рассмотреть? (воспитатель и дети рассматривают цветы, воспитатель проверяет землю у цветов)
- Ребята, что вы заметили? (у радостного цветка земля в горшке влажная, а у грустного – сухая)
- Как вы думаете, почему? (один цветок полили, а второй – нет)
- Кто догадался, чего же хочет грустный цветок? (чтоб его полили…)
- Мы можем ему помочь? Как? (надо его полить)
| 2 мин.
|
Процесс осуществления деятельности
| Воспитатель на глазах у детей наливает воду в лейку, поливает цветок, напоминает детям правила полива: воду сначала отстаиваем в ведре, ждем, когда она станет комнатной температуры, потом наливаем воду ковшиком в лейку, при поливе лейку держим за ручку, воду льем осторожно, под корешок, по чуть-чуть (показывает модель полива).
Воспитатель:
- Ребята, может, какие-то цветы в нашей группе тоже нуждаются в поливе и грустят? Хотите о них позаботиться? А как мы узнаем, что цветок надо полить? (проверить землю) Проверим? Кто найдет цветок, нуждающийся в поливе, тот оставит около него картинку-капельку. Берите картинки и идите осматривать цветы.
Дети самостоятельно осматривают цветы, опытным путем проверяют землю, оставляют около цветов с сухой землей картинки-капельки.
Воспитатель проверяет выполнение задания, спрашивает у нескольких детей (индивидуально):
- Почему ты оставил около этого цветка капельку?
Воспитатель:
- Ребята, вы закончили осматривать комнатные растения? Кто может назвать цветы, которые нуждаются в поливе? (дети называют выбранные растения). Как вы думаете, что теперь делать? (надо полить цветы). Правильно, приступайте.
Дети берут лейки, самостоятельно наливают в них воду и поливают те цветы, около которых есть капельки. В процессе этой деятельности еще раз вспоминают правила полива комнатных растений.
(Пока дети трудятся, младший воспитатель меняет смайлик на макете цветка с грустного на улыбающийся).
| 15 мин.
|
Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности
| Воспитатель:
- Ребята, вы закончили поливать цветы? Какому цветку помог ты? А ты? А ты? (спрашивает у нескольких детей)
- А как ты определил, что цветок надо полить? (потрогал землю, если она сухая, то надо полить) А ты? А ты?
- Кто теперь сможет самостоятельно определять цветы, которые нуждаются в поливе, и поливать их?
- Что может случиться с цветком, если его не поливать? (он будет грустить, завянет, перестанет расти, погибнет). Правильно! Значит, чтобы цветы хорошо росли и радовались, их необходимо поливать.
- Ребята, а как там поживает наш грустный цветочек? Что с ним произошло? Как вы думаете, почему он теперь улыбается?
- Интересно, а цветы в нашей группе, которые мы полили, тоже радуются? Как вы думаете?
- Ребята, вам понравилось помогать комнатным растениям? Кто мы? (молодцы!)
Опыт «Распускаются цветы».
Воспитатель:
- Ребята, а у меня для вас есть сюрприз: красивые цветы из бумаги. Но вот беда, цветочки не распустили свои бутончики и грустят. Как вы думаете, в чем они нуждаются? (в воде). Поможем цветочкам распуститься? Давайте опустим их на воду и посмотрим, что произойдет – опускают бумажные цветы в тазы с водой, наблюдают.
- Что произошло с цветами в воде? (они раскрыли свои лепестки, распустились). Так в чем же нуждаются все растения? (в воде)
- Хотите сами поэкспериментировать с бумажными цветами?
Дети самостоятельно экспериментируют с цветами из бумаги.
| 5 мин.
|