Этапы | Содержание | Время проведения |
Процесс вовлечения | Воспитатель в костюме продавца привлекает внимание детей звуковым сигналом и говорит: - Ребята, как вы думаете, я сегодня кто? (воспитатель, могут назвать имя и др.) - Нет, я сегодня директор магазина. У нас в группе открывается новый магазин цветов и мне нужны продавцы-помощники. | 2 мин. |
Процесс целеполагания | Воспитатель: - Вот только где взять столько продавцов, я не знаю! (мы будем, мы поможем) Воспитатель делает объявление: Для Ванюшек, Свет и Зин Я открою магазин. Приходите помогать – Надо нам цветы считать. В продавцов вас превращаю, В магазин всех приглашаю. Дети и воспитатель проходят в «магазин», дети садятся на лавочки напротив магнитной доски. | 2 мин. |
Процесс проектирования и планирования | Воспитатель: - Что же мы будем делать? (считать цветы, раскладывать их по полкам…) | 1 мин. |
Процесс осуществления деятельности | 1 задание: показ независимости числа предметов от формы их расположения (магнитная доска, демонстрационные магнитные картинки - цветы разного цвета: красные и фиолетовые - по 8 шт. – расположены на магнитной доске по-разному) Воспитатель: - На склад привезли красные и фиолетовые цветы. Я никак не могу понять: их одинаковое количество или разное? Что надо сделать, чтобы определить количество цветов? (сосчитать) - Кто помнит, как правильно надо сосчитать предметы, чтобы не ошибиться? (начинать считать можно с любого предмета, вести счет можно в любом направлении, но при счете нельзя пропустить ни один предмет, нельзя один предмет сосчитать 2 раза) - Кто хочет сосчитать цветы? Воспитатель приглашает вызвавшихся детей для пересчета предметов. После пересчета делают вывод: - Что можно сказать о количестве красных и фиолетовых цветов? (их поровну, по 8, одинаковое количество) - Интересно, а если расположить цветы по-другому, их количество изменится? (мнения детей могут разделиться) - А как узнать точно? (надо проверить, расположить цветы по-другому и снова их посчитать) - Кто хочет выполнить это задание? Вызвавшиеся дети меняют расположение цветов и пересчитывают их. - Что теперь можно сказать о количестве цветов? (их поровну, по 8, одинаковое количество) - Изменилось ли количество цветов после того, как мы расположили их по-другому? (нет) - Зависит ли количество предметов от того, как они расположены? (нет) - Молодцы! Цветы надо собрать и положить их на разные полки в магазине. Кто готов? Вызвавшиеся дети убирают цветы. 2 задание: дидактическая игра «Найди свой отдел» (3 обруча, карточки с цифрами 5, 6, 7, карточки на каждого ребенка с разным количеством нарисованных комнатных растений – 5, 6, 7). Воспитатель: - У нас в магазине есть три отдела, в которых еще нет цветов: отдел № 5, отдел № 6, отдел № 7 (воспитатель раскладывает на полу три обруча, в каждый обруч кладет карточку с цифрой). Задача продавцов – сосчитать цветы в «коробках» (показывает карточки) и разнести их по отделам в соответствии с цифрой: если в «коробке» 5 цветов, значит надо искать отдел № 5. Задача понятна? Тогда каждый возьмет одну «коробку» с цветами. Пока играет бубен, вы ходите по группе. Когда бубен перестанет играть, и я скажу «Найди свой отдел!», надо быстро сосчитать цветы в своей «коробке», найти подходящий отдел и положить там свои цветы. Игра проводится 1 раз, после игры «директор магазина» проверяет правильность выполнения задания. 3 задание: количественный счет, образование чисел на основе сопоставления 2 групп предметов, уравнивание групп предметов разными способами (раздаточный счетный материал на каждого ребенка – карточки с 2 полосками, подносы с плоскостными изображениями комнатных растений «примула», «фикус» - по 10 штук). Воспитатель: - В магазин привезли цветы примулы и фикусы (показывает картинки), их надо разложить по полкам. У каждого продавца за столом есть карточка-полка с 2 рядами, на подносах лежат цветы. Продавцы, садитесь за столы, внимательно слушайте и выполняйте задание. Дети садятся за столы. Воспитатель: - Положите на верхнюю полку столько примул, сколько раз я хлопну в ладоши (8) - Положите на нижнюю полку столько фикусов, сколько раз я ударю в бубен (9) - Сколько примул ты положил? Почему? (8, потому что вы хлопнули 8 раз). Как узнать, что ты не ошибся? (надо сосчитать). Ребенок считает примулы (1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – всего 8 примул – считать, показывая на каждый цветок, потом обвести рукой все множество). Воспитатель спрашивает еще нескольких детей про количество примул, потом по аналогии про количество фикусов. - Чего больше, примул или фикусов? На сколько? А ты как думаешь? А ты?... - Чего меньше, примул или фикусов? На сколько? А ты как думаешь? А ты?... - Как сделать, чтобы количество примул и фикусов стало поровну, по 8? (убрать 1 фикус - выполняют) - Что можно сказать о количестве примул и фикусов? (их стало поровну по 8, одинаковое количество) - Как получилось 8 фикусов? (мы убрали один фикус) - Положите фикус снова на полочку. - Что нужно сделать, чтобы примул и фикусов стало поровну, по 9? (добавить 1 примулу - выполняют) - Что можно сказать о количестве примул и фикусов? (их стало поровну по 9, одинаковое количество) - Как получилось 9 примул? (мы к 8 примулам добавили одну) - Какое число больше (меньше): 8 или 9? На сколько? - Молодцы, продавцы! Вы отлично справились с этим заданием! Можно немного поиграть и отдохнуть, проходите в этот отдел магазина (показывает рукой на магнитную доску). Дети выходят из-за столов и подходят к магнитной доске. Физминутка – игра «Столько же» (воспитатель выставляет на магнитную доску картинки и говорит слова игры): Сколько фикусов у нас – столько мы подпрыгнем раз! (6) Сколько есть цветов герани – столько мы присядем с вами! (3) Сколько кактусов зеленых – столько сделаем наклонов! (4) Будем хлопать столько раз – сколько фиалок есть у нас! (5) 5 задание: решение арифметических задач на сложение и вычитание(магнитная доска, магнитные картинки с изображением комнатных растений, магнитные картинки с цифрами и математическими знаками). Воспитатель: - А теперь, продавцы, садитесь на лавочки и представьте, что к вам пришли покупатели за цветами! Воспитатель озвучивает задачу, слушает ответы детей, потом предлагает вызвавшимся детям проверить ответ, выложив задачу и решение с помощью картинок с цветами, карточек с цифрами и математическими знаками на магнитной доске. В конце хвалит продавцов за сообразительность и внимательность. Задача № 1. В магазин цветов пришла девочка Оля. Она купила 4 герани и 2 бальзамина. Сколько всего цветов купила Оля? Задача № 2. В магазин привезли 9 фиалок. Один цветок купил дядя Ваня. Сколько фиалок осталось в магазине? | 18 мин. |
Процесс рефлексии, переход к другому виду деятельности | Подведение итогов занятия. Воспитатель: - Ребята, что мы с вами сегодня делали? (открыли магазин, считали цветы, разносили товар по отделам, решали задачи…) - Вам понравилось быть продавцами в цветочном магазине? - Хотите теперь сами поиграть в «Магазин цветов»? Переход к другому виду деятельности – сюжетно-ролевая игра «Магазин цветов». | 2 мин. |
Технологическая карта сюжетно-ролевой игры «Магазин цветов» (возрастная категория детей – 5 – 7 лет)
|
|
|
|
|
|
Игровые задачи: § Воспитывать вежливость, культуру поведения в общественных местах, поощрять использование речевых этикетных форм в разговорной речи. § Развивать умение самостоятельно организовывать игровое пространство, использовать в игре продукты своего творчества. § Формировать умение согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры, вести ролевой диалог, разворачивать сюжетные линии игры. § Закреплять и расширять представления о труде продавца, флориста, цветовода, о комнатных растениях и цветах других видов. | |||
Обогащение содержания сюжетно-ролевой игры | Атрибуты к сюжетно-ролевой игре(предметно-игровая среда) | Основные роли / Игровые действия | Игровые темы / сюжетные линии |
¾ Чтение художественной литературы § Стихи и рассказы о профессии продавца, о магазине, о цветах, цветоводах и пр. ¾ Продуктивные виды деятельности § Изготовление вместе с детьми ассортимента разных видов искусственных цветов – совместная и самостоятельная деятельность в творческой мастерской «Флористика» ¾ Беседыс детьмио профессиях «Мастера «цветочных» дел» (цветовод, флорист, продавец в цветочном магазине) ¾ Дидактическая игра«Магазин цветов» ¾ Организованная образовательная деятельность § Экскурсия в магазин «Цветы» § НОД по ФЭМП «Магазин мы открываем – все цветы пересчитаем!» § НОД по ручному труду «Расцвели цветочки у меня в горшочке!» | § Касса, чеки, ценники, деньги § Прилавок, витрина магазина § Наборы товаров: искусственные цветы разных видов, вазы, цветочные горшки § Инвентарь для ухода за цветами § Спецодежда для продавцов § Сумки, кошельки, корзинки § Телефоны § Предметы-заместители, неоформленный игровой материал § Материал для изготовления цветов и упаковки букетов § Транспортные игрушки для перевоза цветов | § Директор магазина (сначала взрослый) - отбирает необходимый товар, руководит продавцами, координирует действия сопутствующих служб (доставка, изготовление, «выращивание» цветов и пр.), принимает телефонные заказы, сам заказывает товар по телефону § Продавцы - получают товар, раскладывают на витрине, обслуживают покупателя (берут деньги, выдают сдачу, чек, товар), проявляют вежливость, рекламируют товар, советуют, что купить, ухаживают за цветами в магазине и т.п. § Флористы – изготавливают цветочные букеты и композиции по заказу директора магазина, продавца или покупателей, доставляют цветы в магазин § Цветоводы– «выращивают» комнатные растения по заказу директора магазина или продавца, доставляют цветы в магазин § Покупатели - покупают нужный им товар, оплачивают покупку, складывают покупки в сумку или корзинку, проявляют вежливость, делают предварительный заказ товара по телефону § Водитель- ведёт машину, получает товар, загружает и разгружает его, привозит товар в магазин, осуществляет доставку товара в разные места (на дом, на цветочную выставку) | ¾ «Здесь цветочный магазин – он у нас такой один!» (открытие магазина) ¾ «Дом для кукол украшаем – и цветы мы покупаем!» ¾ «День рождения – праздник славный, нужен нам букет шикарный!» ¾ «Делаем букеты быстро, потому что мы – флористы» ¾ «Цветоводы дело знают и цветы в горшки сажают» ¾ «К нам скорее приходите – на цветочки посмотрите!» (выставка цветов) |
|
|