Суть ереси Евтихия. Монофизитская формула «из двух природ до соединения, одна природа после соединения». Интерпретация свт. Проклом Константинопольским христологического языка свт. Кирилла – «единая ипостась воплотившегося Бога Слова». Формула свт. Флавиана Константинопольского «один Христос из двух природ». Томос свт. Льва Великого – две природы сохраняют свои свойства неизменными, общение свойств, человеческая воля Христа. Орос Халкидонского Собора (знать наизусть). Образ соединения двух природ во Христе – неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Основные христологические термины: «сущность», «природа», «ипостась», «лицо», «свойства», «воля», «действие».
Рекомендуемая литература:
1. Анастасий Синаит, преп. Путеводитель. Гл. II // Избранные творения. М. 2003. С. 222-243.
2. Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 582-622.
3. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М. 2007. С. 285-353.
4. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 340-343.
|
|
5. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 47-48.
6. Иоанн Дамаскин, преп. Философские главы // Источник знания. М. 2002. С. 53-122.
7. Карташов А.В. Вселенские Соборы. СПб. 2002. С. 250-284.
8. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин. 2001. С. 311-321.
9. Феодор Раифский. Преуготовление // Анастасий Синаит, преп. Избранные творения. М. 2003. С. 416-446.
Тема 7. Единство Лица Христа, учение о воипостасности Его человеческой природы.
Несторианская интерпретация Халкидонского Ороса. Осуждение такого понимания Халкидонского Ороса на V Вселенском Соборе. Суть христологии Севира Антиохийского – одна сложная природа Христа, включающая в себя частные (божественное и человеческое) свойства, единство воли. Учение о воипостасности человеческой природы Христа. Ипостась Христа – Ипостась Бога Слова, в Которой получает свое бытие человеческая природа Христа. Понятие «сложной Ипостаси».
Рекомендуемая литература:
1. Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 623-664.
2. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М. 2007. С. 391-404, 418-506.
3. Говорун С.Н. Единый сложный Христос // Богословский вестник № 4. Сергиев Посад, 2004. С.150-176.
4. Говорун С.Н. Леонтий Византийский и его трактат против Нестория и Евтихия // Церковь и время. № 2 (15). М. 2001. С. 204-230.
5. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 326-348.
6. Давыденков Олег, иерей. Христологическая система Севира Антиохийского: Догматический анализ. М. 2007.
7. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 49-50.
8. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Главы II (46) – IX (53). Книга 4. Главы V (78), VII (80) // Источник знания. М. 2002. С. 235-248, 289, 291.
|
|
9. Леонтий Византийский: сборник исследований. М. 2006.
10. Леонтий Византийский. Против Нестория и Евтихия // Церковь и время. № 2 (15). М. 2001. С. 231-245.
11. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин. 2001. С. 322-337.
Тема 8. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому: общение свойств, теопасхитские выражения, обожение человеческой природы Христа, единое поклонение.
Общение свойств – свойства человеческой природы приписываются Божеству, а свойства Божественной природы приписываются человеческому естеству Иисуса Христа. Теопасхитские споры. Монофизитское, несторианское и православное отношение к теопасхитским выражениям. Обожение человеческой природы Христа. Единое поклонение.
Рекомендуемая литература:
1. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 345-348.
2. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Главы III (47) – IV (48). Кн. 4. Главы III (76), XVIII (91) // Источник знания. М. 2002. С. 237-241, 287, 316-321.
Тема 9. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Нему Самому: два действия, две воли. Опровержение Церковью монофелитства.
Два действия, две воли. История монофелитства. Богословское опровержение монофелитства преп. Максимом Исповедником и всей Церковью. Учение преп. Максима о природной и гномической волях. Отсутствие у Христа гномической воли.
Рекомендуемая литература:
1. Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 130-209.
2. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М. 2007. С. 507-575.
3. Говорун С.Н., Фокин А.Р. Воплощение // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 346-347.
4. Диспут с Пирром: прп. Максим Исповедник и христологические споры VII столетия. М. 2004.
5. Иларион (Алфеев), еп. Православие. Т. I. М. 2008. С. 51-52, 560-572.
6. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Главы XIII (57) – XIX (63) // Источник знания. М. 2002. С. 255-276.
7. Карташов А.В. Вселенские Соборы. СПб. 2002. С. 410-459.
8. Мейендорф И., прот. Введение в святоотеческое богословие. Клин. 2001. С. 350-369.
Тема 10. Отличия человеческой природы Христа от нашей – сверхъестественный способ рождения, безгрешность.
Необходимость сверхъестественного зачатия Христа для Его безгрешности. Ветхозаветные пророчества о таинственном способе рождения Спасителя, новозаветные и святоотеческие свидетельства об этом. Новозаветные свидетельства о безгрешности Христа. Важность святости Христа с сотериологической точки зрения. Осуждение Церковью мнения Феодора Мопсуэстийского о постепенном нравственном совершенствовании Христа.
Рекомендуемая литература:
1. Асмус В., прот. Вселенский V Собор // Православная энциклопедия. Т. IX. М. 2005. С. 622-628.
2. Давыденков О., иерей. Догматическое богословие. М. 2012. С. 361-363.
3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Глава II (46) // Источник знания. М. 2002. С. 235-237.
4. Леонов Вадим, свящ. Бог во плоти. Святоотеческое учение о человеческой природе Господа нашего Иисуса Христа. М. 2005.
5. Юстиниан, св. император. Исповедание веры против трех глав // Деяния Вселенских Соборов: в 4 т. СПб. 1996. Т. 3. С. 539-559.
Тема 11. Следствия ипостасного соединения двух естеств в Иисусе Христе по отношению к Пресвятой Троице.
Триадологические ереси внутри монофизитства как следствие христологической терминологии Севира Антиохийского. Взаимоотношение Лиц Троицы после Воплощения Бога Слова.
Рекомендуемая литература:
1. Антология восточно-христианской богословской мысли. Т. 1. М. СПб. 2009. С. 71-99.
2. Болотов В.В. История Церкви в период Вселенских Соборов. М. 2007. С. 412-418.
3. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. Кн. 3. Глава X (54) // Источник знания. М. 2002. С. 249-250.
4. Карташов А.В. Вселенские Соборы. М. СПб. 2002. С. 385-389.